Природа и культура нашего Подмосковья. Урок по Родному Подмосковью в 4 классе.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Кирьянова Елена Александровна

Урок по Родному Подмосковью в 4 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podm.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Природа и культура нашего Подмосковья.

Урок по Родному Подмосковью в 4 классе.

Цели и задачи урока: работать над формированием интереса к предмету; расширять кругозор учеников, формировать эмоционально – нравственные, патриотические качества личности; создать каждому ученику ситуацию доступности успеха. Познакомить учащихся со знаменитыми местами Подмосковья, с жизнью выдающихся людей родного края.

Продолжить формирование опыта самостоятельной работы с текстами художественной и научно–популярной литературы. Продолжить работу над умением закреплять полученную информацию на контурной карте.

Оборудование:  для учителя – презентация, музыкальные произведения П. Чайковского «Вальс цветов». Песня «Подмосковные вечера», Фильм «Архангельское», Карта Московской области.

 Для учеников – атлас и контурные карты московской области,  цветные карандаши, сообщения по теме.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со знаменитыми  местами и выдающимися  людьми нашего Подмосковья. А путешествие по этим местам проведете вы сами, расскажите все, то вы подготовили. На  уроке нам понадобится атлас и контурная карта московской области, где необходимо будет отметить эти уникальные места.                                                                                                                            Ученик:                                                                                                    Святая Родина! Святая,

Иначе как её назвать.

Ту землю милую, родную,

Где мы родились и росли,

И в колыбели полюбили

Родные песни старины.

(Т.Г. Шевченко).

Слайд 1

Учитель: Много есть на Земле прекрасных мест.  Отечеством же мы зовем Россию потому, что в ней жили многие века наши отцы и деды. Родиной мы её зовем потому, что  в ней родились, в ней говорят на родном для нас языке, она ка мать защищает и бережет нас. Но на необъятных просторах России есть уголок, который нам ближе и роднее, это место, где ты живешь. И имя этому месту – Подмосковье. В 2010 году Московской области исполнилось уже 81 год. Но земля подмосковная имеет многовековую историю.

     Подмосковье – твоя малая родина. Малая – не потому, что территория её не так велика, а потому, что она ближе к каждому из нас, здесь мы родились и живем.           Слайд 2

Ученик:                     Раздольные просторы Подмосковья!

И самой, что ни есть, святой любовью

Мы любим эти светлые края.

Поля, сады. Могучие заводы.

Высоковольтный отзвук проводов.

История великого народа

Глядит на мир глазами городов.

( В. Фирсов).  

Слайд 3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Учитель: Чтобы понять, по достоинству оценить и  по – настоящему полюбить Подмосковье, нужно хорош его, описывать и рассказывать. Знать. А знать – значит уметь изучать, исследовать.

 Ученик:                                           Люблю природы подмосковной

Родной, сочувственный привет;

Радушно с лаской вечно ровной

Она ка друг от давних лет.

(Петр Вяземский).

Слайд 4

 Учитель: Чувства любви к Родине испытывает каждый народ. Это отражает и в своих произведениях Петр Ильич Чайковский, который проживал свои последние годы в городе Клин.

Слайд 5

Ученик: Создавая свои произведения, П.И. Чайковский умел слушать и слышать природу. В Подмосковье, в окрестностях Клина он нашел для себя, то, что любил более всего и чему стремился всей душой: «простую, милую сердцу природу среднерусской равнины в её задумчивой далью, полями, тихими зорями и привычной волнующей сменой времени года». Петр Ильич больше всего любил приход весны. Так он писал в письмах: « Ну вот и впрямь над Клином  потянуло весной.… Никогда еще не упивался прелестью прихода весны, которая  у нас и в самом деле прекрасна и радостна».

    Красоту природы Подмосковья в разные времена года выразил П.И.Чайковский в своем музыкальном альбоме «Времена  года». Скромные цветы Подмосковья вдохновляли композитора на создание проникновенной музыки: « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», пьеса «Подснежник». Распустившаяся сирень вдохновляла П. И. Чайковского на создание редкого по красоте балета «Спящая красавица». «Лес и музыка».

(Прослушивание музыкального произведения  П.И. Чайковского «Вальс цветов».)

Дом великого композитора в Клину в 1921 году был превращен в государственный дом – музей П.И.Чайковского. В годы Великой Отечественной войны фашисты осквернили музей. В самом доме они устроили  гараж для мотоциклов, отапливали его оставшимися книгами. Часть предметов, оставшихся в музее, были украдены фашистским солдатами. Главные коллекции музея были заблаговременно эвакуированы на Урал.                                                                              1 мая 1945г. двери музея снова открылись, и дом – музей великого композитора посещается с большим интересом.

  Работа в контурной карте.  Отметить город, где проживал П.И. Чайковский.

Ученик:                У всех городов подмосковных

                                Свой почерк, характер и вид

                               И каждый в местах родословных

                               С любовью о них говорит.

                               Мытищи, Зарайск и Коломна

                               Гордятся своей стариной

                               Другие же выглядят скромно.

                               Но все это край наш родной.

                                                                            (С.И. Романов).

Слайд 6.

Ученик: Один из древнейших городов Подмосковья расположен на берегу реки  Яхромы.

    Он был основан Юрием Долгоруким в 1154г. Свое название он получил в честь сына  Юрия Долгорукого. Это город Дмитров.                                                                      Слайд 7.

  Междоусобные войны князей и вторжением монгола – татар на Русь тяжело сказались на Дмитрове. Однако именно Дмитров был избран местом переговоров владимирского, тверского, московского  и переяславского князей, когда они собирались сюда в 1301 году после длительного  периода междоусобиц, чтобы решить вопрос о наследовании бездетному переяславскому князю.  Решение было  в пользу московского князя. Не случайно на гербе города четыре княжеские короны сочетаются с символом Москвы – изображением Георгия Победоносца. Сердце Дмитрова, его исторический центр – Городище, окруженное огромными  насыпными земляными валами бывшего Дмитровского кремля, сохранившимися с 12- 13 веков, расположено не на возвышенности, как было принято строить, а в котловине. Старое русло реки Яхромы с одной стороны и болотистая  местность котловины – с другой служили  естественной защитой для города  в тревожное время.

     Можно подняться на валы и с их высоты, достигающей тринадцати метров, полюбоваться открывающейся панорамой города.  Вплотную к бывшему кремлю прилегают старые кварталы Дмитрова, застроенные уютными деревянными домиками. Посредине кремля возвышается пятиглавый Успенский собор, возведенный  в начале 16 века, в период расцвета Дмитрова ка важного торгового центра Московской Руси, от которого начинался  прямой водный путь к верховьям Волги по реке Яхромы.  В соборе находится Историко – художественный музей Дмитрова, где собран  богатейший материал по истории города.  

Работ в контурной карте. Отметить город Дмитров.

Ученик:                   Озера Подмосковья.

                               Есть глухие лесные озера,

                              Где такая стоит тишина,

                                   Что до них добегает не скоро

                                   Предзакатного ветра волна.

Вс. Рождественский.  

Слайд 8.  

 Ученик: Наиболее любимы и посещаемы  живописные уголки Подмосковья – это озера с прозрачной водой. В Московской области насчитывается до 350 озер с глубиной от 2,5 – до 10 метров. Одно из самых крупных и красивых озер – Сенежское, интересно, что  своим размером это озеро обязано людям.  

    У станции Подсолнечная (Солнечногорский район)  находится самое большое озеро Московской области – Сенежское. Озеро запрудное, сформировалось после строительства канала еще при Петре 1 . Канал просуществовал недолго, а озеро сохранилось.  

    Еще при Петре 1 был разработан проект соединения верхней Волги с Москва – рекой с использованием для этих целей рек Сестры и Истры. Это сооружение должно было сократить на  1000 км водный путь от Петербурга до Москвы. К осуществлению этой идеи приступили в 1826 году, когда потребовался наиболее короткий путь  доставки камня с Волги для строительства храма Христа Спасителя. Строительство гидротехнических сооружений велось 25 лет. За это время было построено три каменных шлюза, канал длинной 8,5 км и платина, которая подняла уровень реки Сестры. В верховьях реки образовалось водохранилище – озеро Сенежское. Канал и шлюзы пропускали небольшие баржи, которые тащили бурлаки и лошади. Канал существовал недолго до 1860 года, шлюзы постепенно разрушились, стены канала заросли. Осталось только Сенежское озеро.

     Вытянуто это озеро с северо-запада  на Юго-восток на 4,5 км,  ширина его 3км. Берега озера сильно изрезаны, имеют много заливов. Длина береговой линии 16 км. Озеро неглубокое 2 -3 метра. Холмистая окрестность озера очень живописна.  

Работ в контурной карте. Отметить озеро  Сенежское.    

Учитель:   Не лучше ли в деревне дальней

                    Или в смиренном городке,

                    Вдали столиц, забот и грома,

                   Укрыться в мирном уголке…                          А.С.Пушкин

Слайд 9.

Ученик: Подмосковье – живая легенда российской истории, население несметных культурных богатств. Тишайшее сельцо Захарово спряталось за кронами деревьев неподалеку от дороги, ведущей от Можайского шоссе к Звенигороду. Не найти в нем ни выдающихся архитектурных памятников, ни роскошных пейзажей. Село прославилось иным – здесь прошло детство Пушкина. Остались аллеи старого парка, красивый пруд и великая память о поэте. Во времена поэта деревня была богатая, в ней раздавались русские песни, устраивались праздники, хороводы. Пушкин имел возможность принять народные впечатления. В бабушкиной подмосковной жили без особых затей, как писал сам Пушкин, « с природной простотой».  Во всем чувствовался « русский дух».  В Захарове будущий поэт впервые познакомился с народной деревенской Русью и полюбил её на всю жизнь. Здесь няня поэта Арина Родионовна  сказывала ему былины, сказки, которые затем нашли отзвук в его творчестве. Деревня детства навевала образы родной природы, чудесного уголка Подмосковья:                                                               Слайд 10.

   Ученик:    Мне видится мое селенье,

                         Мое Захарово: оно

                         С заборами в реке волнистой,

                         С мостом и рощею тенистой

                         Зерцалом вод  отражено.

                         На холме домик мой, с балкона

                         Могу сойти в веселый сад.

                         …Где старых кленов темный ряд

                          ………………………………………….

                           И глухо тополя шумят.    

Усадьба живописно располагается на высоком холме. К пруду спускался липовый парк. А кругом – поля, рощи, еловый лес, луг, вековые сосны. Вспоминания о Пушкине живут здесь в каждом уголке. Пушкин и природа здешних мест, в дружном единстве творили поэзию.

Учитель:  «Здесь человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно. Он от нее потребовал одного удовольствия, одной красоты и забыл пользу; он потребовал от нее одной перемены декорации для того, чтобы отпечатлеть дух свой, придать естественной красоте красоту художественную, очеловечить ее на пространных страницах: словом, из леса сделал парк, из рощицы – сад… бывали ли вы в Архангельском? … Ежели нет, поезжайте…» - писал А. И. Герцен.                    Слайд 11.

      Грандиозный ансамбль (дворец, парк, театр) – один их самых пышных подмосковных усадеб, образец высокого и яркого искусства, памятник работы крепостных 18-19вв.

Слайд 12.

( Просмотр фильма «Архангельское»).

Подмосковье  - живая легенда российской истории, наследие несметных культурных богатств.

Использованная литература:

  1. Греханкина Л.Ф. «Родное Подмосковье», Москва 2004.
  2. Хабибуллин Р.Х. «Жемчужины Подмосковья», Рабочая тетрадь-хрестоматия по Москвоведению.- М.:УЦ «Перспектива»,1996.

3.Стихи:

  • В. Фирсов
  • Т.Г. Шевченко
  • П. Вяземский
  • И.С. Романов
  • В.Рождественский
  • А. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

природа родного Подмосковья

Фотографии содержат отдельные картины родной природы....

Красота природы родного края 1 класс

Урок формирует любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому....

Экологические проблемы родного Подмосковья

На современном этапе развития общества, в эпоху бурного развития науки и техники почти все экологические проблемы возникают во взаимоотношениях человека и природы. ...

Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: открытый проект-голосование "Моё родное Подмосковье"

Цель проекта:  поддержание устойчивого интереса к родному Подмосковью; рассказ об интересных,  красивых местах Подмосковья, архитектурных и исторических объектах; популяризация красивейших п...

Конспект + презентация урока окр. мира по теме: "Наша родина – Россия. Особенности неживой и живой природы родного края" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; знакомство с особенностями природы России; Планируемые результаты:Предметные:-знать: симв...

"Наша Родина - Россия. Народные промыслы Подмосковья"

Интерактивное задание для 3-4 классов "Разговоры о важном" (региональный компонент) по теме "Наша Родина - Россия. Народные промыслы Подмосковья"...