Природа и культура нашего Подмосковья. Урок по Родному Подмосковью в 4 классе.
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Природа и культура нашего Подмосковья.
Урок по Родному Подмосковью в 4 классе.
Цели и задачи урока: работать над формированием интереса к предмету; расширять кругозор учеников, формировать эмоционально – нравственные, патриотические качества личности; создать каждому ученику ситуацию доступности успеха. Познакомить учащихся со знаменитыми местами Подмосковья, с жизнью выдающихся людей родного края.
Продолжить формирование опыта самостоятельной работы с текстами художественной и научно–популярной литературы. Продолжить работу над умением закреплять полученную информацию на контурной карте.
Оборудование: для учителя – презентация, музыкальные произведения П. Чайковского «Вальс цветов». Песня «Подмосковные вечера», Фильм «Архангельское», Карта Московской области.
Для учеников – атлас и контурные карты московской области, цветные карандаши, сообщения по теме.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы урока. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со знаменитыми местами и выдающимися людьми нашего Подмосковья. А путешествие по этим местам проведете вы сами, расскажите все, то вы подготовили. На уроке нам понадобится атлас и контурная карта московской области, где необходимо будет отметить эти уникальные места. Ученик: Святая Родина! Святая,
Иначе как её назвать.
Ту землю милую, родную,
Где мы родились и росли,
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.
(Т.Г. Шевченко).
Слайд 1
Учитель: Много есть на Земле прекрасных мест. Отечеством же мы зовем Россию потому, что в ней жили многие века наши отцы и деды. Родиной мы её зовем потому, что в ней родились, в ней говорят на родном для нас языке, она ка мать защищает и бережет нас. Но на необъятных просторах России есть уголок, который нам ближе и роднее, это место, где ты живешь. И имя этому месту – Подмосковье. В 2010 году Московской области исполнилось уже 81 год. Но земля подмосковная имеет многовековую историю.
Подмосковье – твоя малая родина. Малая – не потому, что территория её не так велика, а потому, что она ближе к каждому из нас, здесь мы родились и живем. Слайд 2
Ученик: Раздольные просторы Подмосковья!
И самой, что ни есть, святой любовью
Мы любим эти светлые края.
Поля, сады. Могучие заводы.
Высоковольтный отзвук проводов.
История великого народа
Глядит на мир глазами городов.
( В. Фирсов).
Слайд 3
Учитель: Чтобы понять, по достоинству оценить и по – настоящему полюбить Подмосковье, нужно хорош его, описывать и рассказывать. Знать. А знать – значит уметь изучать, исследовать.
Ученик: Люблю природы подмосковной
Родной, сочувственный привет;
Радушно с лаской вечно ровной
Она ка друг от давних лет.
(Петр Вяземский).
Слайд 4
Учитель: Чувства любви к Родине испытывает каждый народ. Это отражает и в своих произведениях Петр Ильич Чайковский, который проживал свои последние годы в городе Клин.
Слайд 5
Ученик: Создавая свои произведения, П.И. Чайковский умел слушать и слышать природу. В Подмосковье, в окрестностях Клина он нашел для себя, то, что любил более всего и чему стремился всей душой: «простую, милую сердцу природу среднерусской равнины в её задумчивой далью, полями, тихими зорями и привычной волнующей сменой времени года». Петр Ильич больше всего любил приход весны. Так он писал в письмах: « Ну вот и впрямь над Клином потянуло весной.… Никогда еще не упивался прелестью прихода весны, которая у нас и в самом деле прекрасна и радостна».
Красоту природы Подмосковья в разные времена года выразил П.И.Чайковский в своем музыкальном альбоме «Времена года». Скромные цветы Подмосковья вдохновляли композитора на создание проникновенной музыки: « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», пьеса «Подснежник». Распустившаяся сирень вдохновляла П. И. Чайковского на создание редкого по красоте балета «Спящая красавица». «Лес и музыка».
(Прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов».)
Дом великого композитора в Клину в 1921 году был превращен в государственный дом – музей П.И.Чайковского. В годы Великой Отечественной войны фашисты осквернили музей. В самом доме они устроили гараж для мотоциклов, отапливали его оставшимися книгами. Часть предметов, оставшихся в музее, были украдены фашистским солдатами. Главные коллекции музея были заблаговременно эвакуированы на Урал. 1 мая 1945г. двери музея снова открылись, и дом – музей великого композитора посещается с большим интересом.
Работа в контурной карте. Отметить город, где проживал П.И. Чайковский.
Ученик: У всех городов подмосковных
Свой почерк, характер и вид
И каждый в местах родословных
С любовью о них говорит.
Мытищи, Зарайск и Коломна
Гордятся своей стариной
Другие же выглядят скромно.
Но все это край наш родной.
(С.И. Романов).
Слайд 6.
Ученик: Один из древнейших городов Подмосковья расположен на берегу реки Яхромы.
Он был основан Юрием Долгоруким в 1154г. Свое название он получил в честь сына Юрия Долгорукого. Это город Дмитров. Слайд 7.
Междоусобные войны князей и вторжением монгола – татар на Русь тяжело сказались на Дмитрове. Однако именно Дмитров был избран местом переговоров владимирского, тверского, московского и переяславского князей, когда они собирались сюда в 1301 году после длительного периода междоусобиц, чтобы решить вопрос о наследовании бездетному переяславскому князю. Решение было в пользу московского князя. Не случайно на гербе города четыре княжеские короны сочетаются с символом Москвы – изображением Георгия Победоносца. Сердце Дмитрова, его исторический центр – Городище, окруженное огромными насыпными земляными валами бывшего Дмитровского кремля, сохранившимися с 12- 13 веков, расположено не на возвышенности, как было принято строить, а в котловине. Старое русло реки Яхромы с одной стороны и болотистая местность котловины – с другой служили естественной защитой для города в тревожное время.
Можно подняться на валы и с их высоты, достигающей тринадцати метров, полюбоваться открывающейся панорамой города. Вплотную к бывшему кремлю прилегают старые кварталы Дмитрова, застроенные уютными деревянными домиками. Посредине кремля возвышается пятиглавый Успенский собор, возведенный в начале 16 века, в период расцвета Дмитрова ка важного торгового центра Московской Руси, от которого начинался прямой водный путь к верховьям Волги по реке Яхромы. В соборе находится Историко – художественный музей Дмитрова, где собран богатейший материал по истории города.
Работ в контурной карте. Отметить город Дмитров.
Ученик: Озера Подмосковья.
Есть глухие лесные озера,
Где такая стоит тишина,
Что до них добегает не скоро
Предзакатного ветра волна.
Вс. Рождественский.
Слайд 8.
Ученик: Наиболее любимы и посещаемы живописные уголки Подмосковья – это озера с прозрачной водой. В Московской области насчитывается до 350 озер с глубиной от 2,5 – до 10 метров. Одно из самых крупных и красивых озер – Сенежское, интересно, что своим размером это озеро обязано людям.
У станции Подсолнечная (Солнечногорский район) находится самое большое озеро Московской области – Сенежское. Озеро запрудное, сформировалось после строительства канала еще при Петре 1 . Канал просуществовал недолго, а озеро сохранилось.
Еще при Петре 1 был разработан проект соединения верхней Волги с Москва – рекой с использованием для этих целей рек Сестры и Истры. Это сооружение должно было сократить на 1000 км водный путь от Петербурга до Москвы. К осуществлению этой идеи приступили в 1826 году, когда потребовался наиболее короткий путь доставки камня с Волги для строительства храма Христа Спасителя. Строительство гидротехнических сооружений велось 25 лет. За это время было построено три каменных шлюза, канал длинной 8,5 км и платина, которая подняла уровень реки Сестры. В верховьях реки образовалось водохранилище – озеро Сенежское. Канал и шлюзы пропускали небольшие баржи, которые тащили бурлаки и лошади. Канал существовал недолго до 1860 года, шлюзы постепенно разрушились, стены канала заросли. Осталось только Сенежское озеро.
Вытянуто это озеро с северо-запада на Юго-восток на 4,5 км, ширина его 3км. Берега озера сильно изрезаны, имеют много заливов. Длина береговой линии 16 км. Озеро неглубокое 2 -3 метра. Холмистая окрестность озера очень живописна.
Работ в контурной карте. Отметить озеро Сенежское.
Учитель: Не лучше ли в деревне дальней
Или в смиренном городке,
Вдали столиц, забот и грома,
Укрыться в мирном уголке… А.С.Пушкин
Слайд 9.
Ученик: Подмосковье – живая легенда российской истории, население несметных культурных богатств. Тишайшее сельцо Захарово спряталось за кронами деревьев неподалеку от дороги, ведущей от Можайского шоссе к Звенигороду. Не найти в нем ни выдающихся архитектурных памятников, ни роскошных пейзажей. Село прославилось иным – здесь прошло детство Пушкина. Остались аллеи старого парка, красивый пруд и великая память о поэте. Во времена поэта деревня была богатая, в ней раздавались русские песни, устраивались праздники, хороводы. Пушкин имел возможность принять народные впечатления. В бабушкиной подмосковной жили без особых затей, как писал сам Пушкин, « с природной простотой». Во всем чувствовался « русский дух». В Захарове будущий поэт впервые познакомился с народной деревенской Русью и полюбил её на всю жизнь. Здесь няня поэта Арина Родионовна сказывала ему былины, сказки, которые затем нашли отзвук в его творчестве. Деревня детства навевала образы родной природы, чудесного уголка Подмосковья: Слайд 10.
Ученик: Мне видится мое селенье,
Мое Захарово: оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой, с балкона
Могу сойти в веселый сад.
…Где старых кленов темный ряд
………………………………………….
И глухо тополя шумят.
Усадьба живописно располагается на высоком холме. К пруду спускался липовый парк. А кругом – поля, рощи, еловый лес, луг, вековые сосны. Вспоминания о Пушкине живут здесь в каждом уголке. Пушкин и природа здешних мест, в дружном единстве творили поэзию.
Учитель: «Здесь человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно. Он от нее потребовал одного удовольствия, одной красоты и забыл пользу; он потребовал от нее одной перемены декорации для того, чтобы отпечатлеть дух свой, придать естественной красоте красоту художественную, очеловечить ее на пространных страницах: словом, из леса сделал парк, из рощицы – сад… бывали ли вы в Архангельском? … Ежели нет, поезжайте…» - писал А. И. Герцен. Слайд 11.
Грандиозный ансамбль (дворец, парк, театр) – один их самых пышных подмосковных усадеб, образец высокого и яркого искусства, памятник работы крепостных 18-19вв.
Слайд 12.
( Просмотр фильма «Архангельское»).
Подмосковье - живая легенда российской истории, наследие несметных культурных богатств.
Использованная литература:
- Греханкина Л.Ф. «Родное Подмосковье», Москва 2004.
- Хабибуллин Р.Х. «Жемчужины Подмосковья», Рабочая тетрадь-хрестоматия по Москвоведению.- М.:УЦ «Перспектива»,1996.
3.Стихи:
- В. Фирсов
- Т.Г. Шевченко
- П. Вяземский
- И.С. Романов
- В.Рождественский
- А. Пушкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
природа родного Подмосковья
Фотографии содержат отдельные картины родной природы....
Красота природы родного края 1 класс
Урок формирует любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому....
Экологические проблемы родного Подмосковья
На современном этапе развития общества, в эпоху бурного развития науки и техники почти все экологические проблемы возникают во взаимоотношениях человека и природы. ...
Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: открытый проект-голосование "Моё родное Подмосковье"
Цель проекта: поддержание устойчивого интереса к родному Подмосковью; рассказ об интересных, красивых местах Подмосковья, архитектурных и исторических объектах; популяризация красивейших п...
Конспект урока окружающий мир по теме "Охрана природы в культуре народов России и мира. Как сохранить богатства природы"
Конспект для 3 класс, УМК "Перспектива"...
Конспект + презентация урока окр. мира по теме: "Наша родина – Россия. Особенности неживой и живой природы родного края" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; знакомство с особенностями природы России; Планируемые результаты:Предметные:-знать: симв...
"Наша Родина - Россия. Народные промыслы Подмосковья"
Интерактивное задание для 3-4 классов "Разговоры о важном" (региональный компонент) по теме "Наша Родина - Россия. Народные промыслы Подмосковья"...