Формирование навыков учебной самостоятельности младшего школьника.
статья по теме

Тихонова Александра Сергеевна

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий. То есть главная задача учителя — это формирование компонентов учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_uchebnoy_samostoyatelnosti.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №33 им. П.А.Столыпина
Энгельсского района Саратовской области

Формирование навыков
учебной самостоятельности
у младшего школьника.

Выполнила: Тихонова А.С.
учитель I квалификационной категории

Энгельс, 2014 год

  1. Введение………………………………………………………………..3

  1. Формирование навыков учебной самостоятельности у младших школьников ……………………………………………………………4

  1. Заключение…………………………………………………………….6

  1. Список литературы……………………………………………………7

Введение

   Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий. То есть главная задача учителя — это формирование компонентов учебной деятельности. При этом под формированием понимается не «насильственная» деятельность «извне», а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.

Формирование навыков учебной самостоятельности у младшего школьника.

Образовательная система  «Начальная школа XXI века»

Прежде чем рассмотреть, как решается эта задача в рамках образовательной системы «Начальная школа XXI века», определим понятие самостоятельная работа.

    Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств. Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.

     Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока .

Этапы урока        

1. Актуализация знаний. Целеполагание        

Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности        

Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата

2. «Открытие нового знания»        

Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности        

Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности

3. Первичное закрепление        

Создание банка заданий по «новому» способу действий        

Проговаривание вслух алгоритма действий

4. Решение задач на повторение        

Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действий        

Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений

5. Саморефлексия (самоконтроль и самооцека)        

Организация индивидуальной работы по выявлению работы и исправлению ошибок.

Создание ситуации успеха для каждого ученика.        

Самоконтроль и самооценка полученных результатов.

    Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считаю самостоятельную работу творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес. Для повышения эффективности формирования мотивации проводится ее диагностика.

     Задания познавательного характера помогают учителю не только в определении вида учебно-познавательного интереса, но и способствуют формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа действий, в определении целей, в планировании своей деятельности. Анализ двух вариантов решения одного задания позволяет развивать и вариативное мышление учащихся.

Заключение.

Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

• Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы,

• Разработка планирования заданий самостоятельной работы как по форме, так и по содержанию.

• Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся.

•Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15—20 мин) при проектировании урока.

• Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся.

• Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.

• Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности.

• Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и метода- ми обучения.

    Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы.  

Литература

  1. Васильева, Р.А., Суворова, Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст] / Р.А. Васильева. – М . : Педагогика, 2007. – 207с.
  2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учеником: Пособие для учителя. – М.: АПКиПРО, 2002. 168с.
  3. Гаврилычева Г. Ф. Это желанное слово "сам". Развитие самостоятельности у детей // Начальная школа, 1992. № 2. - с. 13-15.
  4. Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения. // Теории учения. Хрест. Часть 1. /Под ред. Н.Ф. Талызиной, И А. Володарской. М.: МГУ, 1996. - 71-76.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996.544 с.
  6. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для средних и высших педагогических учебных заведений. М: Академия, 1998. -288с.
  7. Лекаркина Ю.А. О возможностях использования самостоятельной работы учащихся по математике // "Начальная школа", 1999, № 3. с. 74-76.
  8. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: Карапуз, 2000. - 272 с.
  9. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие. // Психическое развитие в детских возрастах (Под ред. Д.И. Фельдштейна). М.: Институт практической психологии, 1995. - 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

"Формирование основ учебной самостоятельности младших школьников"

В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализа...

Учебное пособие "Сборник упражнений по формированию навыков чтения у младших школьников"

В данном пособии представлены упражнения, направленные на развитие речевого аппарата младших школьников, на развитие скорости чтения, на расширение оперативного поля чтения, на развитие правильности...

Формирование учебной самостоятельности младших школьников в условиях разновозрастного сотрудничества

Одной из основополагающих возрастных характеристик младших подростков является «чувство взрослости» - особая форма самосознания, возникающая в начале подросткового возраста и определяющая ...

Коллективный способ обучения как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассказывается об опыте использования такого активного метода обучения, как коллективные способы обучения. Данный метод направлен на  активизацию познавательной деятельности обучающихся ...

Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования и...