«Индивидуально – групповые формы работы на уроках математики и окружающего мира»
материал (2 класс) по теме
Индивидуально- групповые формы работы на уроках математики и окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno_-_gruppovye_formy_raboty_na_urokakh_matematiki_i_okruzhayushchego_mira.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Валуйки
Белгородской области
Тема: «Индивидуально – групповые формы работы на уроках математики и окружающего мира»
Выполнила: Букреева Ю.В.
Валуйки, 2014 год
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуально – групповой.
Но более подробно мы разберем групповую форму обучения.
Каковы признаки групповой работы?
Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:
- на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
- учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.
Любая форма обучения имеет свои плюсы и минусы.
Каковы “плюсы” групповой формы работы?
Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?
Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.
Как распределить учащихся по группам?
Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету; совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся. Для того, чтобы группы сработались необходимо провести 3- 5 занятий.
Как организовать работу группы?
Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Изначально учитель оговаривает задания для каждого члена группы, говорить о том что, от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы.
Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся. При проведении групповой работы необходима перестановка парт.
Как подвести итоги?
В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).
Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...
Групповая форма работы на уроках окружающего мира.
Групповая форма работы на уроках окружающего мира....
Использование групповых форм работы на уроке математики для активизации познавательной деятельности.
Урок математики проведен в форме деловой игры. Ребята на уроке работали в группах. Поддержанию интереса детей способствуют: игровая форма занятия, нестандартные задания,чередование различных видов дея...
Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...
Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.
Аянитова Анна Егоровна, учитель начальных классовМОБУ СОШ № 27 г. Якутска, классный руководитель 4 В класса.Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.Общеизвестно, что основно...
Использование групповых форм работы на уроке математики для активизации познавательной деятельности.
Урок математики проведен в форме деловой игры. Ребята на уроке работали в группах. Поддержанию интереса детей способствуют: игровая форма занятия, нестандартные задания,чередование различных видов дея...
Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения
Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...