Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Аянитова Анна Егоровна, учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 27 г. Якутска, классный руководитель  4 В класса.

Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.

Общеизвестно, что основной формой организации процесса обучения является урок. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.

Групповое обучение предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи,  мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.

Задача групповой работы состоит в формировании саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

В своей работе часто применяю групповую форму работы на уроках, начиная с 1 класса, поскольку она формирует навыки организаторской работы и рефлексивные способности учащихся. Чаще всего  данный вид работы применяется нами на уроках  окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

В ходе работы всегда поощряется совместное обсуждение и результаты работы, обращение за советом друг к другу. Состав групп непостоянен, подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективно могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Например, на уроках окружающего мира  предлагаю детям поделиться на 4 группы. Поскольку этот метод эффективно сочетается с  проблемным обучением. Начала урок с постановки вопроса. Была смоделирована проблемная ситуация, которую необходимо было разрешить. В ходе урока дети выполняли различные задания: группировка вредных насекомых, вредных грызунов, полезных насекомых и полезных птиц; опираясь на слайд и учебный текст, среди рисунков, лежащих на столе, искали насекомых и животных; готовили мини-проекты: «Вредители полей и огорода», «Полезные животные и насекомые», «Грызуны», «Хищные птицы». Каждый ребёнок принял участие в обсуждении, даже те дети, которые не участвуют на уроках.

Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод о том, что групповая форма работы, во - первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимное обучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В результате групповой работы у учащихся повысился интерес к предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу, учащиеся оценивали свою работу и работу товарищей; учащиеся получали удовлетворение от работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ayanitova.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Аянитова Анна Егоровна, учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 27 г. Якутска, классный руководитель  4 В класса.

Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.

Общеизвестно, что основной формой организации процесса обучения является урок. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.

Групповое обучение предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи,  мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.

Задача групповой работы состоит в формировании саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

В своей работе часто применяю групповую форму работы на уроках, начиная с 1 класса, поскольку она формирует навыки организаторской работы и рефлексивные способности учащихся. Чаще всего  данный вид работы применяется нами на уроках  окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

В ходе работы всегда поощряется совместное обсуждение и результаты работы, обращение за советом друг к другу. Состав групп непостоянен, подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективно могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Например, на уроках окружающего мира  предлагаю детям поделиться на 4 группы. Поскольку этот метод эффективно сочетается с  проблемным обучением. Начала урок с постановки вопроса. Была смоделирована проблемная ситуация, которую необходимо было разрешить. В ходе урока дети выполняли различные задания: группировка вредных насекомых, вредных грызунов, полезных насекомых и полезных птиц; опираясь на слайд и учебный текст, среди рисунков, лежащих на столе, искали насекомых и животных; готовили мини-проекты: «Вредители полей и огорода», «Полезные животные и насекомые», «Грызуны», «Хищные птицы». Каждый ребёнок принял участие в обсуждении, даже те дети, которые не участвуют на уроках.

Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод о том, что групповая форма работы, во - первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимное обучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В результате групповой работы у учащихся повысился интерес к предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу, учащиеся оценивали свою работу и работу товарищей; учащиеся получали удовлетворение от работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках окружающего мира.

Групповая форма работы на уроках окружающего мира....

Групповая форма обучения на уроках окружающего мира.

Использование групповой формы работы на уроках окружающего мира....

Организация групповой работы на уроках окружающего мира 2 класс "Школа России"

В данной статье дано описание организации групповой работы на уроках окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"...

Статья в газету "Образование" на тему: "Использование активных форм работы на уроках окружающего мира"

Как построить урок окружающего мира наиболее эффективно? Какую роль в ситеме работы занимают уроки-обобщения и как лучше их организовать? На эти и другие вопросы отвечает статья, написанная на основе ...

"Формы земной поверхности" урок окружающего мира 2 класс "Школа России"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "ШколаРоссии" на тему: "Формы земной поверхности". Презентация ....

Сборник проверочных и контрольных работ к урокам окружающего мира 2 класс

Тексты заданий для контрольных и проверочных работ составлены в комбинированном виде: тестовые вопросы на выбор ответа, вопросы с развёрнутым ответом, задания с опорой на визуальный ряд...

Сборник проверочных и контрольных работ к урокам окружающего мира 2 класс

Сборник проверочных и контрольных работ к урокам окружающего мира 2 класс...