Система оценки в ФГОС2 НОО
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Система оценивания учебных достижений
в формате Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Слайд1.
Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата — требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания. Прежде всего меняется ее роль в образовательном процессе.
Слайд 2. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
- самостоятельный и самоценный элемент содержания;
- средство повышения эффективности преподавания и учения;
- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
- регулятор программы обучения.
Следует обратить внимание еще на одно положение стандарта, а именно на одну характеристику портрета выпускника начальной школы: владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Этот обобщенный результат конкретизируется в таком метапредметном результате, как формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Старыми педагогическими способами невозможно обеспечить новое качество образования. Это означает, что педагогам надо пересмотреть систему своей деятельности, а именно подходы к оцениванию, т.к. главное достоинство системы оценивания в новых условиях в том, что она реально переключает контроль и оценивание со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Для достижения новых образовательных результатов необходимо использовать новый педагогический инструментарий, способствующий поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Слайд 3. Основными функциями оценки являются:
- ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (личностные результаты);
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (предметные и метапредметные результаты);
- обеспечение комплексного подхода к оценке всех результатов образования (предметных, метапредметных и личностных).
Слайд 4. Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Слайд 5. В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:
— оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучение темы;
— учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
— учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
— побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.
Слайд 6. В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и т. п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах (рис. 1). Слайд 7.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания; стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание (рис. 2). Слайд 8.
Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.
Модели оценочной деятельности: процедуры
(рис. 1)
Модели оценочной деятельности: внутренняя оценка
(рис.2)
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т. п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.
В методиках обучения, отвечающих особенностям стандартов второго поколения, итоговое оценивание строится на следующих принципах:
— раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», а повышенные уровни — таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;
— оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);
— кумулятивной (накопительной) оценки;
— открытости и реалистичности норм и критериев;
— признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
— признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.
Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков (навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений и т. д.), но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.
Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио.
Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.
Вместе с тем целесообразна и итоговая демонстрация общей подготовки, умения синтезировать и использовать полученные за четыре года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым и ходе обучения. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможно и сочетание этих форм.
Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.
Проведение комплексной письменной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме (в рамках разрабатываемой системы оценивания) предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. Целесообразно убедиться заранее, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут продемонстрировать свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.
Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы — с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы — установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.
Как же выглядит система оценки результатов ФГОС 2 поколения?
Слайд 9. С поиском принципиально иных способов оценивания связано появление идеи безотметочного обучения.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка. Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
- дифференцированный подход
- критериальность
- приоритет самооценки
- непрерывность
- гибкость и вариативность инструментария оценки
- сочетание качественной и количественной составляющих оценки
- естественность процесса контроля и оценки
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе, с разъяснения смысла однокоренных слов – «цена» и «оценка». Организовывая наблюдения за природой и за предметами, сделанными руками человека, за действиями и поступками людей, можно подвести детей к пониманию того, что всё на свете имеет «цену». Поскольку первоклассник в силу возрастных особенностей не готов к серьёзным размышлениям и мир воспринимает душой и глазами, начинается работа с описания зримого и чувственного образа. Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
- оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
- соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
- обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Слайд 10. Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении, могут быть различными:
- «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
- «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
- «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Если в 1-м классе ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок, то: (слайд 11)
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценкаобучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения.
4-й шаг Учимся признавать свои ошибки.
Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки , например. Закрашивается кружок в тетради.
5-й шаг Учимся признавать свою неудачу.
Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В тетради это может (с согласия ученика) обозначаться не закрашенным кружком.
6-й шаг Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них)
Когда у всех учеников умение работать по «Алгоритму самооценки» сформировалось, алгоритм самооценки сворачивается.
Если самооценка адекватная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.
Алгоритм самооценки (слайд 12)
1 класс: (опорные вопросы)
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Со 2 класса «Алгоритм самооценки» усложняется: (слайд 13)
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)?
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.
В ходе анализа можно определить:
- На каких уроках ребёнок в большей степени активен;
- Какой предмет ребёнку интереснее других;
- Какова результативность учебной деятельности учащегося;
- Каково качество усвоения отдельных тем;
- Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
- Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.
Слайд 14. Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:
- не скупиться на похвалу
- хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)
- «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
- ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
- «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
- формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
- учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Еще одна особенность системы оценки в формате ФГОС 2 поколения— уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения» и «уровневого подхода», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, выстраивание индивидуальной траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. Единая оценка выводится по среднему арифметическому.
Например: класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок. Отметка за каждое отдельное задание даёт возможность отследить уровень готовности по каждому умению и создаёт ситуацию успеха для ученика. Также учитель может выставить в журнал единую оценку на основании среднего арифметического полученных отметок.
Исключения: на уроках математики и русского языка при отработке навыков (вычислительных, орфографических и т.п.) часто используются однотипные примеры и упражнения. В этом случае «задачей» считается не каждый из них, а целая группа подобных примеров и упражнений.
Если задание успешно выполнено не отдельным учеником, а всем классом, то учитель проводит с учениками следующий диалог: «Можем ли мы за выполненное задание кому-нибудь поставить отметку?» - «Нет, так как это задание мы выполняли все вместе – командой».
Если ребёнок активно работал в течение всего урока фронтально, но, не выполняя определённого задания, а, только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.
Приоритетными в системе оценивания должны быть не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Кроме того, помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий. При этом, вместо ориентации на ошибки учащихся, поиск неудачи, что отрицательно сказывается на мотивации, рекомендуется переосмыслить пятибалльную оценочно-отметочную шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», то есть решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи следует оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Слайд 15. Запись результатов личностного развития можно оформлять с помощью различных форм:
Листы учебных достижений. Цель: отследить уровень продвижения учащихся в освоении ЗУНов. При создании данных листов учитывается программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Предназначены для ученика и заполняются в 1-2 классах совместно с учителем, в 3-4 классах – самостоятельно, после выполнения самостоятельных работ. Рассчитаны на триместр и имеются по каждому предмету.
Лист рубежного контроля. Цель этой формы учёта - показать результат письменных работ по всем образовательным областям. В них находят отражение количества баллов, полученных каждым учеником за выполнение заданий, и их процентное соотношение с требованиями, предъявляемыми к заданиям.
Журнал учёта учебных достижений. В нём фиксируются результаты изучения каждым учеником основных разделов учебной программы. Данный журнал рассчитан на четыре года обучения. При таком отслеживании результатов учитель видит затруднения каждого ученика, планирует дальнейшую коррекционную работу. В этом же журнале имеются странички для каждого ученика, где фиксируются результаты наблюдений, которые учитель делает в течение года.
Тетрадь открытий - одна из форм для оценки творчества и инициативы ребёнка во всех сферах школьной жизни. В «Тетради открытий» помещаются творческие работы ученика, его интересные вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы о чём – либо.
Как научить учеников ИНОГДА пользоваться таблицами ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов?
1-й шаг. В конце триместра выделить время на уроке для анализа таблиц образовательных результатов в дневниках.
2-й шаг. Предложить ученикам прочитать первое умение в таблице результатов и устно привести примеры, когда и в каких заданиях им требовалось это умение.
3-й шаг. Попросить учеников: «Самостоятельно оцените, насколько вы этому научились – поставьте «+» или не ставьте «+». Или попросить учеников поставить себе отметку по принятой в классе шкале. Например: «5» (делаю это отлично, без ошибок), «4» (делаю это хорошо, иногда с ошибками) и т.д.
4-й шаг. Обсудить с учениками, на проверку каких умений были направлены задания контрольной работы. Показать, как поставить их номера в таблицы результатов в своих дневниках.
5-й шаг. Раздать ученикам контрольные работы (с выставленными отметками) и попросить их перенести отметки в соответствующие графы таблицы результатов в дневниках. Примечание: в первый раз многим ученикам придётся помогать, дополнительно объяснять, что и куда надо поставить.
6-й шаг. Предложить каждому сравнить свою самооценку с результатами контрольной работы и сформулировать вывод: «Какие у меня достижения и что мне надо сделать лучше?»
7-й шаг. Выборочно попросить учеников озвучить свои выводы. Подчеркнуть: «Сейчас каждый из вас ставил перед собой цель, которую надо достичь в следующем триместре».
Как обучить учеников РЕГУЛЯРНО использовать таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов?
1-й шаг. В алгоритм самооценки добавляется вопрос: «Какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания?» или «Чему учились при выполнении данного задания?».
2-й шаг. Учитель предлагает ученику: «Найди данное умение в дневнике, в таблице результатов».
3-й шаг. Учитель предлагает ученику выставить свою отметку в нужную графу таблицы результатов.
4-й шаг. Учитель одновременно выставляет отметку в свою таблицу результатов, проговаривая это: «Я выставляю отметку в свой «Рабочий журнал» – в таблицу результатов».
Регулярное отслеживание предметных результатов за годы обучения ребёнка в школе позволяет дать представление о его достижениях в областях определённых наук. Это позволяет правильно его профориентировать и развивать на средней и старшей ступени обучения.
Структура планируемых результатов должна отражать также основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогов и выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трех уровней описания и соответственно, трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…».
Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
Слайд 16. Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
Таким образом, ведение мониторинга является необходимым условием, и неважно как это будет оформлено, ведь каждый из нас творец своего дела, лишь бы это было во благо процесса обучения, во благо детей. Это могут быть:
Очень важно, чтобы «оценочная политика» была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана. Одним из самых важных вопросов в этой области является вопрос о «стыковке» между начальной и основной школой. Если не будет выстроен специальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями.
Оценка не должна работать кнутом, заставляющим учиться, как и не должна всегда быть пряником, за которым ученик бежит, забывая все на свете. Дети при адекватном оценивании быстрее научатся любить учение само по себе, потому что на свете мало вещей интереснее, чем постижение нового и собственный рост, и все перечисленные системы оценивания в комплексе могут помогать в воспитании этой любви и вкуса к учебе и развитию.
Слайд 17.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/
Министерство образования и науки Рос. Федерации .- М.: Просвещение, 2010
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч.
М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.-215с.- ( Стандарты второго поколения).
3..Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов ].-22изд., переб.- М.: Просвещение, 2010.-204с.- (Стандарты второго поколения)
«Мои достижения по теме»
№ | Дата или номер урока по теме. умения | Диагн. работа | Самост. работа | Провер. работа |
1 | Запись действия умножения в столбик. | + | + | + |
2 | Определение количества цифр в произведении. | ? | + | + |
2 | Нахождение одного неполного произведения. | + | + | + |
3 | Нахождение более одного неполного произведения. | ? | + | + |
4 | Запись неполных произведений. | ? | + | + |
5 | Сложение неполных произведений. | + | + | + |
6 | Умножение многозначных чисел, оканчивающихся на ноль. | ? | ? | + |
Лист оценки предметных результатов
РУССКИЙ ЯЗЫК
0 б. – не научился
1 б. – частично научился
2 б. – в полной мере научился
Ф.И. ученика Умения | |||||||||||||
1. Различает звуки и буквы | |||||||||||||
2. Характеризует звуки и буквы | |||||||||||||
- гласные ударные/безударные | |||||||||||||
- согласные твердые/мягкие | |||||||||||||
- парные/непарные твердые и мягкие | |||||||||||||
- согласные звонкие/глухие | |||||||||||||
- парные/непарные звонкие и глухие | |||||||||||||
3. Знает последовательность букв в русском алфавите | |||||||||||||
4. Пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации | |||||||||||||
1. Проводит фонетико-графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму | |||||||||||||
2. Оценивает правильность проведения фонетико-графического (звуко – буквенного) разбора слов |
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале
Уровни успешности | 5-балльная шкала | 100% - я шкала |
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» (или 0) ниже нормы, неудовлетворительно | 0-49% |
Необходимый (базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания | «3» норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | 50-79% |
«4» хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | 80 – 99% | |
Повышенный (программный) уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4» близко к отлично. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | 80-99% или 50-70% п.у. |
«5» отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | 100% Или 70-100% п.у. | |
Максимальный (необязательный) уровень Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения | «5» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | Отдельная шкала: 50-69% |
«5 и 5» превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Отдельная шкала: 70-100% |
Приложение 1.
Модель оценочной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижений планируемых результатов
Презентация поможет тем, кто готовится к переходу на новый образовательный стандарт....
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...
Система оценки планируемых результатов. Методы и технологии оценки, критерии.
В статье раскрывается система оценки планируемых результатов. А также методы и технологии оценки....
Сборник "балльно-рейтинговая система оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская школа 2020""
"Воспитание как культуротвочерская деятельность в школе"УрокПуськова Людмила Николавена,ГБОУ школа №45 Приморского района Санкт-Петербурга...
Активная оценка как инновационная система оценки качества знаний обучающихся
В современных условиях жизни каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности. Именно контроль и анализ выступают регуляторами любой деятельности человека, дают человек...
Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...