Модель урока.
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Модель
проблемно-диалогического урока «открытия» нового знания
в условиях введения ФГОС начального общего образования
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требования учебной деятельности.
Необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в УД,
- актуализировать требования к ученику со стороны УД;
- установить тематические рамки УД.
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД и самополагания в ней, предполагающее сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик». Стремление становиться лучше.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия.
На этом этапе учащиеся:
- воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действия;
- активизируют соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы;
- формулируют тему урока (возможно);
- пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: осознание учащимся того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.
На этом этапе учащиеся:
- анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись вслух, что и как они делали;
- фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место);
- соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка целей УД и на этой основе выбор способа и средств их реализации.
На этом этапе учащиеся:
- в коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий (чему нужно научиться);
- согласовывают с учителем тему урока;
- выбирают способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знания);
- выбирают средство для построения нового знания (с помощью чего) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы и т.д.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении типовых задач.
На этом этапе учащиеся:
- на основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы;
- при построении нового знания используют предметные действия с моделями;
- применяют новый способ для решения задачи, вызвавшей затруднение;
- фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;
- фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действий.
На этом этапе учащиеся:
- решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действий;
- проговаривают вслух выполненные шаги и их обосновывают.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: исполнительская рефлексия.
Необходимо: - организовать самостоятельное выполнение каждым учащимся типовых заданий на новый способ действий;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- создать ситуацию успеха для каждого;
- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного.
Необходимо:
- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
- организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
- организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня навыка;
- при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: самооценка учащимися результатов своей УД, осознание метода построения и границ применения нового знания.
Необходимо:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной УД;
- учащиеся соотносят цель и результаты своей УД и фиксируют степень их соответствия;
- наметить цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель урока русского языка
Представлена модель урока русского языка во 2-ом классе по теме "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений учащихся"...
Модель урока окружающий мир "Как рождается книга?" + презентация к уроку (2 части) 2 класс
Модель урока + презентация (в 2 частях). В приложении дана дополнительная информация по теме урока....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...
Моделирование уроков по ФГОС. Модель урока математики 1 класс.
Комплексный подход к оценке достижения планируемых результатов учащихся в условиях реализации ФГОС....
Модель урока математики Тема урока: Умножение и деление на 10 и на 100. Класс: 2-Г
Представлена модель урока математики во 2 классе по теме "Умножение и деление на 10 и на 100" в технологии игровой деятельности....
Мастер – класс Моделирование на уроках литературного чтения как часть кластерной модели урока.
Цель : передать свой опыт использования способов и приемов моделированияна уроках литературного чтения слушателям путем прямого и комментированного показа и научить составлять кластер....