Образовательные технологии, которые я использую в образовательном процессе
методическая разработка (2 класс)
Образовательные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_tekhnologii.docx | 19.48 КБ |
razvitie_poznav._sposobn._ped.sovet_.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ НШДС№13 г. Байкальска
Выступление на ШМО учителей начальных классов
«Образовательные технологии, которые я использую в образовательном процессе»
(из опыта работы)
г.Байкальск 26.03.2014
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков использую следующие образовательные технологии:
- Технологию проблемного обучения, т.к. она повышает уровень учебной мотивации, познавательных интересов учащихся. Благодаря технологии проблемного обучения можно разрешить возникающие противоречия, проблемные нестандартные ситуации на уроке. Преодолевая трудности, учащиеся испытывают потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умений, навыков. Эффективность этой технологии подтверждается моими наблюдениями и результатами анкетирования детей и их родителей.
Конфуций: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я смогу запомнить,
Позволь мне это сделать самому, и я научусь.»
Пример: Русский язык, тема «Непроизносимые согласные». На доске слово вестник.
_Что удивило в слове? (звук т не произносится)
_Какой вопрос у вас возникает? (почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносим?). дети сами вышли на новую тему и поставили цель урока. Термины же я ввожу в готовом виде (хотя даю возможность предложить собственное название орфограмм), поясняя: звук не произносится, значит, непроизносимый согласный.
На доске слово мухоловка. Выделите корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня(двусложные слова).
Математика. Введение математических понятий также дает много возможностей для решения проблемных ситуаций: 2+5*3=21
2+5*3=17 Эта запись вызывает удивление детей. После анализа действий дети приходят к выводу, что результаты могут быть верными при определенном порядке действий. Надо поставить скобки: ( 2+5)*3=21
2+5*3=17
- Исследовательская деятельность позволяет ученику перейти из слушателя в активного участника процесса обучения. Это источник получения представлений о мире. Это значит сделать шаг в неизвестное и непознанное. Дети по своей природе очень любознательны и с большим интересом участвуют в исследовательских делах. Успех исследования зависит от организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответ. Для этого учу читать дополнительную литературу, учу ставить эксперименты, опыты, обсуждать результаты, прислушиваться к мнению других. При исследовании дети учатся мыслить, делать выводы.
- Здоровье-сберегающие технологии. Провожу тематические физминутки на каждом уроке(для пальцев, ладошек, кистей рук, локтевого сустава, плечевого и т. д.), динамические паузы (тропический дождь, устали в походе); участвуем в спортивных соревнованиях школы , посещаем спортивные секции(хоккей 2Чел, вольная борьба 6чел.); проводим спортивные эстафеты в параллели; на родительских собраниях беседуем о режиме дня школьника, как сохранить здоровье ребенка, о синдроме 3 четверти (витамины); организую питание для всех учащихся.организую подвижные игры на переменах. Моя задача-научить ребенка быть здоровым.
Математика. При прохождении темы «Составная задача» даю следующий текст: «Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?» -Что вас насторожило в задаче? (Много съели. Надо правильно питаться.)
Чтение. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Для питья можно использовать только чистую воду. –А если вода красивая, прозрачная: она чистая? (нет, в ней могут быть невидимые глазу живые микробы, хим. примеси , которые могут вызвать кишечные заболевания, отравление желудка).
- Обучение в сотрудничестве: на первых этапах парная работа; групповая; командная. В группах ребятам интересно работать: лучше узнают друг друга, учатся друг у друга, появляются личные симпатии, выявляются лидеры, учатся общаться, критикуют мнения других, отстаивают личную позицию. Даже дети с низким уровнем трудоспособности включаются в работу по мере своих возможностей. Распределяются обязанности в группе: командир(умеет направить, организовать работу, выделяет главную мысль изучаемого материала);
фиксатор (кто записывает желательно кратко, схематично, что предлагается в группе); критик (выявляет недостатки в работе);
аналитик (делает выводы, обобщает сказанное).
Главная цель работы в группе- приблизиться к изучаемой теме вместе, независимо от предназначенной тебе роли.
- Игровая технология- естественная форма обучения. Детям удобно и интересно взять игровой материал. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлечь каждого ученика в работу, учитывая его интерес; снимают утомляемость. Игры включаю разнообразные (эстафеты, путешествия, олимпиады, вставить нужный знак, придумать мат. Выражение продолжить логический ряд и т. д.). Игровая деятельность помогает освоить понятия, тему, даже раздел учебного предмета.
Все эти технологии способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребенка желание учиться.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Начальная школа – детский сад № 13
Выступление на педсовете по теме:
«Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики с помощью решения задач»
(из опыта работы)
Подготовила учитель начальных классов:
Здышева А.Н
Развитие познавательных способностей учащихся является одной из основных задач обучения. Среди всех видов деятельности самым значимым является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность ребенка в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
При изучении математики стимулом познавательной деятельности является, например, задача. Вместе с тем, стимулироваться должен и сам процесс решения задач. С этой целью я использую систему задач, предусматривающую подготовительные элементы и элементы развернутого объяснения, а так же элементы неожиданности и трудности ; постоянно обращаю внимание на подборку задач, преобразование, составление и решение взаимообратных задач. Использую парные задачи, двойки, тройки задач. Пример: «На первой полке -5книг,а на второй-9книг.»
Д.- Это не задача. Нет вопроса.
У- Поставьте вопрос так, чтоб она решалась действием+ (9+5=14)
У- А как можно изменить вопрос, чтобы решить ее действием-(9-5=4)
Затем записываем решение двойки задач при помощи числовой формулы:
9+5
Так же составляем и решаем тройки задач.
Пример: «Маме 32 года, дочери 8лет». Ставим вопросы:1). Сколько лет им вместе? 2). На сколько лет мама старше? 3). Во сколько раз мама старше?
При помощи общей числовой формулы решение этих задач можно записать так:
32-8 24
«Почему при одних и тех же данных получаются разные ответы?»
Как показывает опыт, учащиеся проявляют большой интерес к самому процессу составления и преобразования задач.
Во 2 полугодии начали составлять задачи, обратные данной. Этот метод одно из основных средств укрупнения единицы усвоения. Этот метод означает, что работу над задачей нецелесообразно завершать получением ответа к ней: следует составить к прямой задаче новую, обратную задачу, извлекая тем самым дополнительную информацию, заключающуюся в новых связях между величинами исходной задачи. Я их использую для проверки сообразительности детей.
Проведем анализ логических и психологических особенностей обратных задач. Пример: «В первый день собрали 20 корзин яблок, во второй день- в2 раза больше, чем в первый, а в третий- на5 корзин меньше, чем во второй. Сколько корзин собрали в в третий день?» (схемы процесса решения данных взаимообратных задач. Решение прямой изображено цепью сплошных стрелок, а обратной- прерывистыми)
Обратная: В первый день собрали несколько корзин яблок, во второй день- в2 раза больше, чем в первый, а в третий- на5 корзин меньше, чем во второй. Сколько корзин собрали в в первый день, если в третий собрали 35 корзин?»
Чтобы связи между элементами стали более осмыслены, можно решить еще 2 обратные задачи. Ценность составления взаимообратных задач и их решения заключается в следующем: одно и то же число, понятие, величина входят в несколько различных связей, и это приводит к тому, что восприятие их осуществляется все быстрее и легче. В нашем примере число 40 находится в прямой задаче как произведение(20*2), а в обратной – как сумма, т.е. в прямой задаче число 40 является результатом увеличения числа в несколько раз, в обратной-результатом увеличения числа на несколько единиц (во2 день собрали на 5 корзин больше, чем в 3 день ) .
Таким образом, решение таких задач стимулирует познавательную деятельность школьников.
Иногда беру старинные задачи для развития познавательного и воспитательного интереса у учащихся из старинных русских учебников, в частности Л.Магницкого. (Телятин, Тверская губерния, 1703г. Один из священников перевез его в Москву. Учебник математики для навигационной школы, Петр1: Как магнит притягивает железо, так и он своими природными и самообразованными способностями (сам научился читать и писать, разбирать мудреное и трудное) обратил внимание на себя.
Пример: Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придет учеников столько же, сколько я имею и полстолько, и четверть столько и твой сын, то будет у меня учеников 100. Сколько учеников вклассе?»
Из схемы легко найти решение :
1).(100-1):11=9(у)
2).9*4=36(у)
Ответ: 36 учеников в классе.
У пятерых крестьян- Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима было 10 овец .не могли они найти пастуха, чтобы пасти овец. И говорит Иван остальным: «Будем ,братцы, пасти овец по очереди- по столько дней, сколько каждый из нас имеет овец. » По сколько дней должен каждый крестьянин пасти овец, если известно, чтоу Ивана в 2 раза меньше овец, чем у Петра, у Якова в 2раза меньше, чем у Ивана; Михаил имеет овец в 2 раза больше, чем Яков, а Герасим в четверо меньше, чем у Петра. (воспользуемся схематическим моделированием)
- Какие методы я использую на уроках математики при решении задач для развития познавательных способностей учащихся?
- Решение какой задачи на ваш взгляд больше всего развивает познавательные способности учащихся?
- О каком русском самородке вы сегодня услышали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации
Одним из инструментов, позволяющих решить задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной школы, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...
Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»
Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....
Проект по теме: «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология»
Цель проекта: выявить пути освоения правильной читательской деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе...
Мастер - класс «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»
Тема мастер-класса: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второ...
Использование игровых образовательных технологий и методов, их значение в процессе обучения младших школьников
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения, воспитания и как следствие социализация детей...
Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология.
Продуктивное чтение в начальной школе....