Образовательные технологии, которые я использую в образовательном процессе
методическая разработка (2 класс)

Здышева Анна Николаевна

Образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_tekhnologii.docx19.48 КБ
Файл razvitie_poznav._sposobn._ped.sovet_.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ НШДС№13 г. Байкальска

Выступление на ШМО учителей начальных классов

«Образовательные технологии, которые я использую в образовательном процессе»

(из опыта работы)

г.Байкальск 26.03.2014

   Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков использую следующие образовательные технологии:

  • Технологию проблемного обучения, т.к. она повышает уровень учебной мотивации, познавательных интересов учащихся. Благодаря технологии проблемного обучения можно разрешить возникающие противоречия, проблемные нестандартные ситуации на уроке. Преодолевая трудности, учащиеся испытывают потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умений, навыков. Эффективность этой технологии  подтверждается моими наблюдениями и результатами анкетирования детей и их родителей.

Конфуций: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я смогу запомнить,

                      Позволь мне это сделать самому, и я научусь.»

Пример: Русский язык, тема «Непроизносимые согласные». На доске слово вестник.

_Что удивило в слове? (звук т не произносится)

_Какой вопрос у вас возникает? (почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносим?). дети сами вышли на новую тему и поставили цель урока. Термины  же я ввожу в готовом виде (хотя даю возможность предложить собственное название орфограмм), поясняя: звук не произносится, значит, непроизносимый согласный.

На доске слово мухоловка. Выделите корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня(двусложные слова).

  Математика. Введение математических понятий также дает много возможностей  для решения проблемных ситуаций: 2+5*3=21

                                                               2+5*3=17   Эта запись вызывает удивление детей. После анализа действий дети приходят к выводу, что результаты могут быть верными при определенном порядке действий. Надо поставить скобки: ( 2+5)*3=21

                                                                                                                2+5*3=17

  • Исследовательская деятельность позволяет ученику перейти из слушателя в активного участника процесса обучения. Это источник получения представлений о мире. Это значит сделать шаг в неизвестное и непознанное. Дети по своей природе очень любознательны  и с большим интересом участвуют в исследовательских делах. Успех исследования зависит от организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответ. Для этого учу читать дополнительную литературу, учу ставить эксперименты, опыты, обсуждать результаты, прислушиваться к мнению других. При исследовании дети учатся мыслить, делать выводы.
  • Здоровье-сберегающие технологии. Провожу тематические физминутки на каждом уроке(для пальцев, ладошек, кистей рук, локтевого сустава, плечевого и т. д.), динамические паузы (тропический дождь, устали в походе); участвуем в спортивных соревнованиях школы , посещаем спортивные секции(хоккей 2Чел, вольная борьба 6чел.); проводим спортивные эстафеты в параллели; на родительских собраниях беседуем о режиме дня школьника, как сохранить здоровье ребенка, о синдроме  3 четверти (витамины); организую питание для всех учащихся.организую подвижные игры на переменах. Моя задача-научить ребенка быть здоровым.

      Математика. При прохождении темы «Составная задача» даю следующий текст: «Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?»   -Что вас насторожило в задаче? (Много съели. Надо правильно питаться.)

       Чтение. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Для питья можно использовать только чистую воду.   –А если вода красивая, прозрачная: она чистая? (нет, в ней могут быть невидимые глазу живые микробы, хим. примеси , которые могут вызвать кишечные заболевания, отравление желудка).

  • Обучение в сотрудничестве: на первых этапах парная работа; групповая; командная. В группах ребятам интересно работать: лучше узнают друг друга, учатся друг у друга, появляются личные симпатии, выявляются лидеры, учатся общаться, критикуют мнения других, отстаивают личную позицию. Даже дети с низким уровнем трудоспособности включаются в работу по мере своих возможностей. Распределяются обязанности в группе:             командир(умеет направить, организовать работу, выделяет главную мысль изучаемого материала);

 фиксатор (кто записывает желательно кратко, схематично, что предлагается в группе);   критик (выявляет недостатки в работе);

 аналитик (делает выводы, обобщает сказанное).  

Главная цель работы в группе- приблизиться к изучаемой теме вместе, независимо от предназначенной тебе роли.

  • Игровая технология- естественная форма обучения. Детям удобно и интересно взять игровой материал. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлечь каждого ученика в работу, учитывая его интерес; снимают утомляемость. Игры включаю разнообразные (эстафеты, путешествия, олимпиады, вставить нужный знак, придумать  мат. Выражение продолжить логический ряд и т. д.). Игровая деятельность помогает освоить  понятия, тему,  даже раздел учебного предмета.

Все эти технологии  способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребенка желание учиться.

           



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Начальная школа – детский сад № 13

Выступление на педсовете по теме:

«Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики с помощью решения задач»

(из опыта работы)

Подготовила учитель начальных классов:

Здышева А.Н

24.04.2014г.

         Развитие познавательных способностей учащихся является одной из основных задач обучения. Среди всех видов деятельности самым значимым является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность ребенка в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

            При изучении математики стимулом познавательной деятельности является, например, задача. Вместе с тем, стимулироваться должен и сам процесс решения задач. С этой целью я использую систему задач, предусматривающую подготовительные элементы и элементы развернутого объяснения, а так же элементы неожиданности и трудности ; постоянно обращаю внимание на подборку задач, преобразование, составление и решение взаимообратных задач. Использую парные задачи, двойки, тройки задач. Пример: «На первой полке -5книг,а на второй-9книг.»

Д.- Это не задача. Нет вопроса.

У- Поставьте вопрос так, чтоб она решалась действием+ (9+5=14)

У- А как можно изменить вопрос, чтобы решить ее действием-(9-5=4)

Затем записываем решение двойки задач при помощи числовой формулы:

    9+5

Так же составляем и решаем тройки задач.

Пример: «Маме 32 года, дочери 8лет». Ставим вопросы:1). Сколько лет им вместе? 2). На сколько лет мама старше? 3). Во сколько раз мама старше?

 При помощи общей числовой формулы решение этих задач можно записать так:  

32-8        24

                     «Почему при одних и тех же данных получаются разные ответы?»

Как показывает опыт, учащиеся проявляют большой интерес к самому процессу составления и преобразования задач.

Во 2 полугодии начали составлять задачи, обратные данной. Этот метод одно из основных средств укрупнения единицы усвоения. Этот метод означает, что работу над задачей нецелесообразно завершать получением ответа к ней: следует составить к прямой задаче новую, обратную задачу, извлекая тем самым дополнительную информацию, заключающуюся в новых связях между величинами исходной задачи. Я их использую для проверки сообразительности детей.

                     Проведем анализ логических и психологических особенностей обратных задач. Пример: «В первый день собрали  20 корзин яблок, во второй день- в2 раза больше, чем в первый, а в  третий- на5 корзин меньше, чем во второй. Сколько корзин собрали в в  третий день?»  (схемы процесса решения данных взаимообратных  задач. Решение прямой изображено цепью сплошных стрелок, а обратной- прерывистыми)

Обратная: В первый день собрали  несколько корзин яблок, во второй день- в2 раза больше, чем в первый, а в  третий- на5 корзин меньше, чем во второй. Сколько корзин собрали в в  первый день, если в третий собрали 35 корзин?»  

Чтобы связи между элементами стали более осмыслены, можно решить еще 2 обратные задачи. Ценность составления взаимообратных задач и их решения заключается в следующем: одно и то же число, понятие, величина входят в несколько различных связей, и это приводит к тому, что восприятие их осуществляется все быстрее и легче. В нашем примере число 40 находится в прямой задаче как произведение(20*2), а в обратной – как сумма, т.е. в прямой задаче число 40 является результатом увеличения числа в несколько раз, в обратной-результатом увеличения числа на несколько единиц (во2 день собрали на 5 корзин больше, чем в 3 день ) .

Таким образом, решение таких задач  стимулирует  познавательную деятельность школьников.

Иногда беру старинные задачи для развития познавательного и воспитательного интереса у учащихся из старинных русских  учебников, в частности Л.Магницкого. (Телятин, Тверская губерния, 1703г. Один из священников перевез его в Москву. Учебник математики для навигационной школы, Петр1: Как магнит притягивает железо, так и он своими природными  и самообразованными  способностями (сам научился читать и писать, разбирать мудреное и трудное) обратил внимание на себя.

Пример: Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придет учеников столько же, сколько я имею и полстолько, и четверть столько и твой сын, то будет у меня учеников 100. Сколько учеников вклассе?»

Из схемы легко найти решение :

1).(100-1):11=9(у)

2).9*4=36(у)

Ответ: 36 учеников в классе.

У пятерых крестьян- Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима было 10 овец .не могли они найти пастуха, чтобы пасти овец. И говорит Иван остальным: «Будем ,братцы, пасти овец по очереди- по столько дней,  сколько каждый из нас имеет овец. » По сколько дней должен каждый крестьянин  пасти овец, если известно, чтоу Ивана в 2 раза меньше овец, чем у Петра, у Якова в 2раза меньше, чем у Ивана; Михаил имеет овец  в 2 раза больше, чем Яков, а Герасим в четверо меньше, чем у Петра.          (воспользуемся схематическим моделированием)

  • Какие методы я использую на уроках математики при решении задач для развития познавательных способностей учащихся?
  • Решение какой задачи на ваш взгляд больше всего развивает познавательные способности учащихся?
  • О каком русском самородке вы сегодня услышали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....

Проект по теме: «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология»

Цель проекта: выявить пути освоения правильной читательской деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе...

Мастер - класс «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»

Тема мастер-класса: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второ...

Использование игровых образовательных технологий и методов, их значение в процессе обучения младших школьников

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения, воспитания и как следствие социализация детей...