Проектный метод в условиях личностно-ориентированного обучения младших школьников
проект по теме

Нестерова Валентина Андреевна

Выступление на ШМО о использовании метода проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_metod.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в условиях личностно-ориентированного обучения младших школьников

        Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивают себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

        Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

        - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

        - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

        - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

        - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

        - реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

        Проект (учебный) – комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполняемых учащимися с целью практической или теоретической значимости проблемы.

Основные требования к проекту

  1. Наличие значимой задачи (проблемы) для учащихся – исследовательской, информационной, практической.
  2. Обязательное планирование своей деятельности по разрешению проблемы.
  3. Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.
  4. Наличие результата деятельности (продукта)

Проект – это «пять П»

Проблема – Проектирование (планирование)  - Поиск информации – Продукт – Презентация.

6 «П» - Портфолио – папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневники, планы, отчёты и другое.

Цель. Создать условия для приобретения знаний из жизни и для жизни. Развитие исследовательских умений.

Идеи.

  1. В центре внимания развитие творчества учащихся.
  2. Учебный процесс в логике деятельности.
  3. Мотивация учащихся на преобразование действительности.

Система действий учителя

  1. Учитель разрабатывает проектное задание.
  2. Выбор темы проекта и предложение её учащимся
  3. Выделение подтем (учащиеся могут выбрать тему). Например, во 2 классе по окружающему миру (Ивченкова, Потапова) первый проект предлагается по теме: «Знание – сила». Проектная деятельность организуется во внеурочное время. Цель этой работы – расширить представления детей о значении научного знания в жизни человека. На стр. 36-37 учебника дан ряд тем: «Учёные древности», «Великие изобретения», «Как изобрели радио и телефон», «Учёные России», их жизнь и творчество». Дети сами выбирают тему, которая им  интересна».
  4. Формирование творческих групп.
  5. Подготовка материалов. (Перечень вопросов, задания для команд, литература, изобразительные материалы).
  6. Определение форм выражения проектной деятельности.
  7. Разработка проекта. (Учитель консультирует, координирует, стимулирует).
  8. Оформление результатов
  9. Презентация.
  10.  Рефлексия. Оценивается деятельность всего класса и отдельных групп.

Виды проектов

I. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта (на создание продукта, история – семейный архив).

2. Исследовательский проект.  Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления.

4. Творческий проект (сборник задач уже решённых, набор наглядных средств, спортивные игры и т.п.)

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

II. Классификация по комплектности.

1. Монопроекты проводятся как правило в рамках одного предмета или одной  области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты по характеру контактов между участниками

  • внутриклассные
  • внутришкольные
  • региональные
  • межрегиональные
  • международные

III. Классификация проектов по продолжительности

  1. Мини-проекты (1 урок)
  2. Краткосрочные (4-6 уроков)
  3. Недельные проекты
  4. Долгосрочные (1 мес …)

Формы проектной деятельности

  1. Web – сайт
  2. Атлас
  3. Модель несуществующего государства
  4. Бизнес – план
  5. Видеофильм
  6. Газета
  7. Законопроект
  8. Коллекция
  9. Карты, игры
  10. Костюм
  11. Макеты – модели
  12. Пакет рекомендаций
  13. Анализ данных социологического опроса
  14. Видеоклип
  15. Праздник и т.д.

Виды презентации

  1. Деловая игра
  2. Реклама
  3. Научный доклад
  4. Пресс конференция
  5. Экскурсия
  6. Отчёт
  7. Демонстрация
  8. Диалог исторических или литературных персонажей
  9. Игра с залом
  10. Доклад
  11. Путешествие
  12. Ролевая игра и т.д.
  13. Воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа).
  14. Спектакль
  15. Спортивная игра

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

  1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  1. Поисковые (исследовательские умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в  информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя,  консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Навыки оценочной самостоятельности.
  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

        - умения коллективного планирования;

        - умение взаимодействовать с любым партнёром;

        - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

        - навыки делового партнёрского общения;

        - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

        5. Менеджерские умения и навыки:

        - умение проектировать процесс (изделие);

        - умение планировать деятельность, время, ресурсы;

        - умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

        - навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

        6. Коммуникативные умения:

        - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

        - умение вести дискуссию;

        - умение отстаивать свою точку зрения;

        - умение находить компромисс;

        - навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

        7. Презентационные умения и навыки:

        - навыки монологической речи;

        - умение уверенно держать себя во время выступления;

        - артистические умения;

        - умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

        - умение отвечать на незапланированные вопросы.

        Итак, метод проекта формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки; формирует компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом из применения в практической деятельности; реализует принцип связи обучения с жизнью.

        Участвуя в проектной деятельности, учащиеся смогут научиться:

  • расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
  • находить источники информации;
  • извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • планировать работу над проектами;
  • сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  • доводить начатое дело до конца.

        В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе; распределять работу, договариваться, получать общий результат. Усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

        Проектная деятельность при правильной её организации способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе её выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализа...

Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»

На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...