Проектный метод в условиях личностно-ориентированного обучения младших школьников
проект по теме
Выступление на ШМО о использовании метода проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод в условиях личностно-ориентированного обучения младших школьников
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивают себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Проект (учебный) – комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполняемых учащимися с целью практической или теоретической значимости проблемы.
Основные требования к проекту
- Наличие значимой задачи (проблемы) для учащихся – исследовательской, информационной, практической.
- Обязательное планирование своей деятельности по разрешению проблемы.
- Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.
- Наличие результата деятельности (продукта)
Проект – это «пять П»
Проблема – Проектирование (планирование) - Поиск информации – Продукт – Презентация.
6 «П» - Портфолио – папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневники, планы, отчёты и другое.
Цель. Создать условия для приобретения знаний из жизни и для жизни. Развитие исследовательских умений.
Идеи.
- В центре внимания развитие творчества учащихся.
- Учебный процесс в логике деятельности.
- Мотивация учащихся на преобразование действительности.
Система действий учителя
- Учитель разрабатывает проектное задание.
- Выбор темы проекта и предложение её учащимся
- Выделение подтем (учащиеся могут выбрать тему). Например, во 2 классе по окружающему миру (Ивченкова, Потапова) первый проект предлагается по теме: «Знание – сила». Проектная деятельность организуется во внеурочное время. Цель этой работы – расширить представления детей о значении научного знания в жизни человека. На стр. 36-37 учебника дан ряд тем: «Учёные древности», «Великие изобретения», «Как изобрели радио и телефон», «Учёные России», их жизнь и творчество». Дети сами выбирают тему, которая им интересна».
- Формирование творческих групп.
- Подготовка материалов. (Перечень вопросов, задания для команд, литература, изобразительные материалы).
- Определение форм выражения проектной деятельности.
- Разработка проекта. (Учитель консультирует, координирует, стимулирует).
- Оформление результатов
- Презентация.
- Рефлексия. Оценивается деятельность всего класса и отдельных групп.
Виды проектов
I. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта (на создание продукта, история – семейный архив).
2. Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления.
4. Творческий проект (сборник задач уже решённых, набор наглядных средств, спортивные игры и т.п.)
5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
II. Классификация по комплектности.
1. Монопроекты проводятся как правило в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты по характеру контактов между участниками
- внутриклассные
- внутришкольные
- региональные
- межрегиональные
- международные
III. Классификация проектов по продолжительности
- Мини-проекты (1 урок)
- Краткосрочные (4-6 уроков)
- Недельные проекты
- Долгосрочные (1 мес …)
Формы проектной деятельности
- Web – сайт
- Атлас
- Модель несуществующего государства
- Бизнес – план
- Видеофильм
- Газета
- Законопроект
- Коллекция
- Карты, игры
- Костюм
- Макеты – модели
- Пакет рекомендаций
- Анализ данных социологического опроса
- Видеоклип
- Праздник и т.д.
Виды презентации
- Деловая игра
- Реклама
- Научный доклад
- Пресс конференция
- Экскурсия
- Отчёт
- Демонстрация
- Диалог исторических или литературных персонажей
- Игра с залом
- Доклад
- Путешествие
- Ролевая игра и т.д.
- Воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа).
- Спектакль
- Спортивная игра
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
- Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Итак, метод проекта формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки; формирует компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом из применения в практической деятельности; реализует принцип связи обучения с жизнью.
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся смогут научиться:
- расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
- находить источники информации;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- планировать работу над проектами;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
- доводить начатое дело до конца.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе; распределять работу, договариваться, получать общий результат. Усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
Проектная деятельность при правильной её организации способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе её выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.
Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализа...
Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»
На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...