"Культура оформления научных текстов" семинар
материал по теме
В работе говорится о правильном оформлении текстов при написании статей, описании результатов педагогической деятельности, эссе и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_5_-_kultura_oformleniya_nauchnykh_tekstov.pptx | 101.74 КБ |
seminar.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Качества, определяющие культуру научных текстов. Точность . Логичность . Последовательность . Ясность. Краткость.
Подстили научного стиля: Научный: диссертация, монография, научная статья, научный доклад и т. д. Научно-учебный : учебник, учебное пособие, лекция, реферат, дипломная работа и т. д. Научно-популярный: научно-популярные журналы и книги, энциклопедии, сообщения "научного характера" в СМИ. Научно-деловой: аналитическая записка, аналитический доклад.
Факты и интерпретации в научных текстах. Факт – цифры, проценты. Интерпретация фактов –рассуждения, выводы. « Факты. Таким образом (это говорит о том, что; это свидетельствует о том, что… ) интерпретация ». Конструкция «Факт – интерпретация» Важно для описания результатов работы в Вашей статье, аналитической записке!
«Например, в СШ №99 г. Красноярска в экспериментальных классах качество успеваемости составляет 72%, в традиционных – 49%. В СШ №141 за последние 5 лет в разновозрастной учебной группе выпустились 25 учащихся с золотыми и серебряными медалями, в то время как в секторе классно-урочного обучения – 6. Таким образом, проведённый анализ говорит о существенных достижениях комплекса в аспекте обеспечения успешности детей в обучении: качество обучения школьников в экспериментальных классах более высокое, нежели в традиционных».
Важно для описания результатов работы в Вашей статье, аналитической записке! « Интерпретация. Об этом свидетельствует (это подтверждается, об этом говорит, это демонстрируют и т. п.)… факт » . 2.Конструкция «Интерпретация – факт».
«Коллективные учебные занятия позволили создать в школах благоприятную для психического здоровья школьников среду. Об этом, в частности, свидетельствуют сравнительные исследования уровня тревожности, психологической комфортности, взаимоотношений школьников в экспериментальных и традиционных классах, проводившиеся психологами ряда школ комплекса . Так, от 75% до 96% детей, обучающихся в технологии коллективных учебных занятий, оценивают психологическую атмосферу в учебной группе как благополучную, в то время как в традиционных классах эта цифра колеблется от 50 до 70%». (Из аналитической записки о результатах деятельности краевого инновационного комплекса)
О собенности лексики научной статьи. Один из центральных моментов научного текста – определение понятий (дефиниция). 2.Однозначность обозначений понятий. 3. Термины-синонимы исключаются.
Особенности синтаксиса научной статьи (аналитической записки и т. п.) 1. Использование неопределённо-личных предложений с глаголом-сказуемым, выраженным в форме 3 лица мн. числа. Например: «Выделяют 2 типа схем: онтологические и деятельностные ». 2. Обобщённо-личные предложения с глаголом-сказуемым в 1 лице настоящего и будущего времени. Например: «Рассмотрим основные компоненты модели воспитательной работы». «Обратимся к ключевым идеям методики».
Особенности синтаксиса научной статьи (аналитической записки и т. п.) 3. Преобладание сложноподчинённых предложений над простыми и сложносочинёнными (более 50% текста). Конструкции типа: «Поскольку, т. к., потому что, в этой связи…» 4. Использование средств выражения подчёркнутой логичности (элементов метатекста ): во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, следовательно, таким образом, как отмечалось выше, и т.п. 5. Речевые клише: как было сказано, отмечено, установлено, обнаружено, найдено; отсюда, из этого следует, вытекает, понятно,ясно и т. п.).
Ц итирование . Для чего необходимо цитирование ? Чтобы подтвердить свои выводы мнениями других исследователей; Или наоборот, опровергнуть их, противопоставив им свою точку зрения; В вести в научный обиход ценный фактический материал, недоступный или малодоступный для использования (рукописи, редкие издания, переводы и т. п.). Цитата – точная, дословная, буквальная выдержка из какого-либо текста, сочинения .
Основные требования к цитированию. Цитируемый текст должен быть совершенно идентичен (тожественен, одинаков) первоисточнику. Приводить цитаты следует по первоисточнику. Цитата должна полностью выражать мысль цитируемого автора. Цитируя суждения других исследователей, необходимо высказать своё отношение к ним. Цитирование должно быть умеренным. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.
Техническое оформление цитат. Цитируемый текст заключается в кавычки. Кавычки бывают трёх видов : 1. К авычки- «ёлочки» («...»). Пушкин считал предисловие « пустословием довольно скучным » . 2. Кавычки- «лапки» (“...”) Заметка сообщает: « Спектакль “ Баллада о солдате ” получил высокую оценку на фестивале » . 3. Марровские кавычки (‘...’) Петров заметил: « Андрей рассказал свой замысел: “ Если бы я сочинял оперу, я бы взял сюжет из ‘ Фауста ’ . Очень люблю эту тему. ” » .
Типичные ошибки при обобщении и описании педагогического опыта. 1. Нередко авторы, желая показать результаты своей деятельности, пытаются представить их только в виде таблиц, диаграмм, графиков. 2. Представляя свой опыт, авторы ограничиваются фразами. 3. Заголовок не соответствует содержанию пункта. 4. Часто заказ, предъявляемый государством к образовательному учреждению, отождествляется с целью развития конкретной школы.
Способы определения понятия. Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека. Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Под формами воспитания будем понимать различные способы организации воспитательного процесса.
Предварительный просмотр:
Культура оформления научных текстов.
Подстили научного стиля.
Введение.Каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с необходимостью описать свой опыт. Часто это нужно бывает во время аттестации, для участия в профессиональных конкурсах. Всех нас учили – сначала в школе, затем в вузе – писать сочинения, курсовые и дипломные работы.
И все мы знаем, что для этого нужно уметь:
видеть образ конечного продукта и его адресата;
составить план своей работы;
придерживаться темы, отсекая лишние рассуждения;
аргументировать свои тезисы;
делать ссылки и цитировать;
пользовать необходимыми выразительными средствами.
Однако практика показывает, что эти знания так и остаются просто знаниями. Большинство педагогов-практиков затрудняются оформить свои мысли в письменной форме.
Прежде всего, учителя при описании собственного опыта переходят на язык общих фраз, цитат, конспектов чужих работ, за которыми не видна их богатая и уникальная практика. Кроме того, само оформление мыслей – построение фраз, грамматика текстов – весьма затрудняет понимание читателем того, что хочет сказать автор. Ситуация, когда нужно что-либо описать, для многих является стрессовой. Учителя признаются, что у них нарушается сон, они испытывают беспокойство при мысли о предстоящей письменной проверке. Причём это не зависит от преподаваемого предмета. Среди учителей русского языка и литературы столько же неумеющих писать статьи, сколько и среди других педагогов.
Как правило, опыт написания разного рода текстов педагоги получают стихийно. Редки рекомендации, позволяющие целенаправленно овладевать знаниями, способами, мастерством обобщения и письменного оформления своего опыта в виде статей, аналитических записок, эссе.
И сегодня, я бы хотела немного рассказать вам о культуре написания научных текстов.
(1 слайд) Качества, определяющие культуру научных текстов:
- Точность научной речи обусловлена целенаправленным выбором слов и выражений. Неправильно выбранное слово может исказить смысл написанного.
Логичность -это наличие смысловых связей между последовательными единицами(блоками)текста.
Последовательность - последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Ясность – это умение писать доступно и доходчиво, т. е. так, чтобы мысли автора научной работы воспринимались без затруднений тем кругом лиц, на которых она рассчитана.
Краткость – качество, более всего определяющее культуру научной речи. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов.
(2 слайд.)Подстили научного стиля
Для общего развития я хочу вам представить слайд 2
Научный. Адресат этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые.
Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется).
Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации.
Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений "научного характера" в СМИ.
Научно -деловой стиль. Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (Этот стиль служит для написания аналитическая записка, аналитический доклад.
Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение.
Факты и интерпретации в научных текстах.(4 слайд)
Описание результатов своей педагогической деятельности должно содержать в себе наличие фактов выраженных цифрами, процентами. Факты должны подкрепляться выводами, рассуждениями (т.е. происходит интерпретация фактов). Рассмотрим 2 примера изложения факта и интерпретации:
Где сначала излагаются факты, которые потом подкрепляются выводами. Факт и интерпретация между собой соединены словами связками.
- Конструкция « Факты – таким образом (это говорит о том, что; это свидетельствует о том, что…) – интерпретация.»
(5 слайд) «…Например, в СШ №99 г. Красноярска в экспериментальных классах качество успеваемости составляет 72%, в традиционных – 49%. В СШ №141 за последние 5 лет в разновозрастной учебной группе выпустились 25 учащихся с золотыми и серебряными медалями, в то время как в секторе классно-урочного обучения – 6.
Таким образом, проведённый анализ говорит о существенных достижениях комплекса в аспекте обеспечения успешности детей в обучении: качество обучения школьников в экспериментальных классах более высокое, нежели в традиционных.
(6 слайд).Следующая конструкция 2. Конструкция «Интерпретация – об этом свидетельствует (это подтверждается, об этом говорит, это демонстрируют и т. п.) – факты. Здесь, наоборот любые рассуждения выводы нужно подкреплять выводами.
(7 слайд).«Коллективные учебные занятия позволили создать в школах комплекса благоприятную для психического здоровья школьников среду. Об этом, в частности, свидетельствуют сравнительные исследования уровня тревожности, психологической комфортности, взаимоотношений школьников в экспериментальных и традиционных классах, проводившиеся психологами ряда школ комплекса. Так, от 75% до 96% детей, обучающихся в технологии коллективных учебных занятий, оценивают психологическую атмосферу в учебной группе как благополучную, в то время как в традиционных классах эта цифра колеблется от 50 до 70%» (Аналитическая записка о результатах деятельности краевого инновационного комплекса)
(8 слайд). Особенности лексики научной статьи.
1.Однозначность обозначений понятий. Термины-синонимы исключаются.
Для научного стиля характерно оперирование понятиями. Вводя то или иное понятие, мы используем термины.
Для терминов, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении.
Существует несколько способов определения понятий:
- Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека.
- Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
- Под формами воспитания будем понимать различные способы организации воспитательного процесса.
Термины-синонимы исключаются.
Например говоря о формировании каких либо знаний (с нуля) мы не можем заменить термин формирование термином-синонимом развитие ( где под развитием понимается Улучшение уже имеющихся знаний) что даст читателю двоякое представление об изложенном.
При введении какого-либо понятия нужно придерживаться одной точки зрения. Давая определение, какому либо понятию, нужно ссылаться на известные источники.
Например: В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Лексика научных статей характеризуется насыщенностью специальной терминологии. Установлено, что количество терминов, применяемых в современной науке, значительно превышает общее количество слов, употребляемых в литературно-художественной и разговорной речи.
Особенности синтаксиса и морфологии научной статьи (аналитической записки и т. п.)
1.Преобладание сложноподчинённых предложений над простыми и сложносочинёнными.
Например: доля воспитанников не адаптированных к условиям детского дома уменьшилась на треть, потому что мы использовали…
Сложноподчиненные предложения встречаются значительно чаще, чем сложносочиненные, так как подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и тому подобные отношения.
В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и прочее.
2.Использование средств выражения подчёркнутой логичности (элементов метатекста): во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, следовательно, таким образом, как отмечалось выше, как было установлено в предыдущей главе; чтобы выяснить это, необходимо и т. п. например рассмотрим особенности системы моей работы по формированию зож воспитанников. Во-первых… во-вторых… в-третьих..
Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.
3.Далее, это речевые клише (расхожие речевые обороты; штампы), которые используются как речевые средства связи между предложениями (как было сказано, отмечено, установлено, обнаружено, найдено; отсюда, из этого следует, вытекает, понятно, ясно и т. п.).
Молодой исследователь должен постоянно пополнять запас подобных клишированных словосочетаний, необходимых для языково-стилистического оформления научных работ.
Цитирование.
Цитирование является необходимым условием научной работы.
Цитата – точная, дословная, буквальная выдержка из какого-либо текста, сочинения. В научной работе это документальное доказательство, подкрепляющее аргументы ученого.
Для чего необходимо цитирование :
- чтобы подтвердить свои выводы мнениями других исследователей;
- или наоборот, опровергнуть их, противопоставив им свою точку зрения;
- ввести в научный обиход ценный фактический материал, недоступный или малодоступный для использования (рукописи, редкие издания, переводы и т. п.).
Основные требования к цитированию.
1.Цитируемый текст должен быть совершенно идентичен (тожественен, одинаков) первоисточнику Главное требование – это точность цитирования.. При цитировании воспроизводятся все особенности текста, в том числе графическое выделение слов (подчеркивание, курсив, разрядка). Сохраняются даже грамматические ошибки (особенно в рукописях), тем более лексические, морфологические или синтаксические особенности, характеризующие время, в котором жил автор.
Отсюда, из точности цитирования, логически вытекает другое требование:
2. Приводить цитаты следует по первоисточнику. Цитирование «из вторых рук» допускается лишь в том случае, когда источник недоступен или малодоступен Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами; единственным исключением из этого правила может быть случай, если вы ссылаетесь на автора, цитирующего другого автора,
3.Далее. Цитата должна полностью выражать мысль цитируемого автора. Это требование обязательно также для тех случаев, когда текст цитируется с пропусками отдельных слов, фраз, предложений с заменой их многоточием.
4. Цитируя суждения других исследователей, необходимо высказать своё отношение к ним. Эмоциональной формой оценочного отношения к отдельным словам или мыслям цитируемого текста являются восклицательные и вопросительные знаки, которые ставятся после них и заключаются в круглые скобки: (!), (?), (!?), (?!) и т. п. Важно ввести цитату в текст таким образом, чтобы она органически входила в систему доказательств. Вместе с тем не рекомендуется подменять вывод цитатой: это обесценивает выполненную работу.
5.Наконец, цитирование должно быть умеренным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности (нетворческое использование других мыслей) работы, недостаточное цитирование снижает её научную ценность.
6. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно проводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
Техническое оформление цитат.
Цитируемый текст заключается в кавычки. Кавычки определяют границы использования текста и ориентируют читателя на то, что приводимые высказывания являются цитатами.
Кавычки бывают трёх видов:
- кавычки-«ёлочки» («...»),
- кавычки-«лапки»
- марровские кавычки (‘...’),
употребляемые при переводе значений иноязычного слова (например: латинское саlamas – ‘тростник’). Поэтому при цитировании часто возникает ситуация «кавычки в кавычках»,
Типичные ошибки при обобщении и описании педагогического опыта.
- Нередко авторы, желая показать результаты своей деятельности, пытаются представить их только в виде таблиц, диаграмм, графиков. Сами по себе таблицы и диаграммы –лишь материал для анализа. Чтобы читатель увидел и оценил эти результаты, к ним необходим комментарий. Используя таблицу как рабочий материал, следует описать связи между теми или иными показателями, динамику их изменений, обосновать обусловливающие причины. Показатели можно выражать в процентах, долях.
Комментарий может выглядеть, например, так: «В части формирования коммуникативных умений и навыков на начало учебного года все ученики 11 класса уже умели работать с книгой, слушать объяснения учителя и одноклассников. В течение года благодаря применению … наблюдалась следующая положительная динамика: количество учащихся, умеющих выстраивать деловые отношения, возросло с 66 до 95 %. Умели выполнять различные учебные роли в совместной деятельности 2/3 школьников, а наконец года – все».
В каких-то случаях вообще не следует прибегать к таблицам и графикам. Особенно когда в качестве материала для анализа берётся большой массив сведений либо малозначимые в данном контексте факты.
Например.Одна из таблиц содержала данные о численности учащихся школы по учебным годам. Таблицу можно было бы заменить короткой фразой: «С 1999 по 2007 годы количество учащихся снизилось более чем на 40 % и составляет в настоящее время 118 человек». В данном случае «язык процентов» точнее выражает сложность ситуации в школе.
2. Представляя свой опыт, авторы ограничиваются фразами: «Как хороша технология, по которой мы работаем! Какие замечательные у нас педагоги, дети, родители!». Однако не описывается, в чём суть их системы работы, за счёт чего они добились такого результата. Решить эту проблему помогают «картинки» из жизни школы, учителя, ученика (см. в приложении фрагмент аналитической записки).
3. Нередко заголовок не соответствует содержанию пункта.
«1.2. Основные теоретические положения.
В результате проблемно-ориентированного анализа состояния школы выделены следующие направления обновления школьной жизни:
– Внедрение коллективного способа обучения, обеспечивающего достижение каждым учащимся запланированного уровня образования и воспитания в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.
– Структурные изменения школы путем поэтапного создания модели не классно-урочного обучения.
– Создание условий для включенности каждого ученика в процесс обучения и воспитания».
Заголовок предполагает, что далее раскрыты теоретические основания деятельности школы. Но на деле авторы говорят о направлениях деятельности, к тому же некорректно их формулируя, поскольку первый пункт уже включает в себя следующие два.
4. Часто заказ, предъявляемый государством к образовательному учреждению, отождествляется с целью развития конкретной школы. Например: «Цель развития школы: обеспечить общее образование для каждого ученика на уровне государственных образовательных стандартов, воспитать здорового, нравственного, творчески активного школьника, учитывая реальные возможности учащихся, их способности, склонности, интересы, возрастные психофизиологические особенности, через реализацию личностно-ориентированного обучения».
Вообще-то любая школа, независимо от того, какие подходы она реализует, должна выполнять этот заказ. Приведём примеры удачных целей в программах развития школ.
Берёзовская основная школа Ачинского района Красноярского края: «Разработать и реализовать модель школы не классно-урочного типа, построенной на принципах индивидуализации программ, способов деятельности учащихся и всеобщего сотрудничества субъектов образовательного процесса».
Вывод итог всего вышесказанного.
- Иметь представление, о чем вы будете писать составить план развернутый.
- Оформление фрагментов
- Коррекция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов
Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А....
Научная статья "Философская культура учителя"
Материал для учителя...
Научно-методические основы преподавания истории религий и религиозных культур.
Когда произошёл отказ от государственного атеизма, это вызвало изменение в содержании общего образование. В нашей школе обучаются дети различных национальностей. Курс ОРКСЭ, который ввели в 4 классе, ...
Пример оформления тезисов научной работы ученика
В материале представлен образец написания тезизов к научно-исследовательской работе ученика, подготовленной к защите на научно-практической конференции....
Требования к оформлению научно-исследовательских работ
Требования к оформлению научно-исследовательских работ...
Научная статья на тему : Понятие и компоненты адаптивной физической культуры
Содержание:Понятие адаптивной физической культуры.Основные компоненты АФК.Средства адаптивной физической культуры....
Научная статья на тему: Методы адаптивной физической культуры.
Содержание:Методы формирования знаний.Методы обучения двигательным действиям.Методы развития физических качеств и способностей....