Научно-методические основы преподавания истории религий и религиозных культур.
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Когда произошёл отказ от государственного атеизма, это вызвало изменение в содержании общего образование. В нашей школе обучаются дети различных национальностей. Курс ОРКСЭ, который ввели в 4 классе, стал одним из помощников в воспитательной работе нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya_2013-2014_uch._g.docx | 66.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования
Научно-методические основы преподавания истории религий и религиозных культур
в курсе ОРКСЭ
Работа выполнена: учителем начальных классов
Подшибякиной О. А.
ГБОУ ММГ, Москва 2013/2014 уч.год
В контексте введения новых федеральных государственных образовательных стандартов рассматриваются возможности изучения религиозных культур и религиоведения в российской общеобразовательной школе в содержании основных учебных дисциплин, предметов по выбору, воспитательной деятельности школы.
После отказа от государственного атеизма в нашей стране произошло кардинальное изменение положения религии, религиозных объединений. Это закономерно вызывало изменения и в содержании общего образования. Сегодня религии уже не рассматриваются в школе как препятствие развитию науки, средство сохранения власти эксплуататоров. Знания о религиях включаются в образовательные программы, преподаются в школе в различных формах. В статье рассматриваются условия преподавания в школе истории религий и религиозных культур в контексте введения ФГОС общего образования второго поколения. Но прежде чем перейти к этой теме, следует уточнить понимание основных терминов, связанных с отношениями государства и религиозных организаций в обществе и сфере образования, с изучением религий в светской (здесь — государственно-общественной, государственной и муниципальной) школе.
Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как идеологическому противнику привели к искажениям в употреблении, трактовках смысла таких понятий как: светскость государства, светский характер образования, религиозное образование. В результате и ныне многие уверены, что у нас: светское государство отделено от религии; светская или государственная школа отделена от религии, во всяком случае, — от Церкви; светское образование отделено от религии, Церкви. И всё это, якобы, по Конституции, по закону. Однако таких правовых норм давно нет в законодательстве. Светскость государства определена в Конституции следующим образом: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Никакого отделения государства от религии или религий в Конституции нет. Вообще отделение государства от религии это нечто странное, наподобие его отделения от философии, искусства или науки. Ещё следует уточнить, что конституционная норма о равенстве религиозных объединений перед законом отражает специфику модели светского государства в современной Российской Федерации. В других, также светских государствах, есть и другие модели. Наиболее распространена модель с рядом традиционных или «преимущественных религий», когда одна или несколько религиозных организаций в отношениях с государством имеют особый правовой статус — в Аргентине, Бельгии, Германии, Италии, Польше и многих других странах. Есть и модель светского государства с государственной или официальной религией: в Великобритании, Греции, Египте, Израиле, Норвегии и др. В принципе, для светского государства любой модели, центральным остается положение о правовом, юридическом разделении полномочий и функций государства и религиозных организаций.
Таким образом, светскость (светский характер) государства — характеристика, выражающая наличие установленного в правовой системе и реализуемого на практике разделения полномочий и функций органов государственной власти и управленческих структур религиозных организаций. Светскость государства не несёт никакой антирелигиозной или нерелигиозной идеологической окраски, обозначает только юридически самостоятельное правовое положение государства, органов власти и религиозных объединений.
Говоря о светскости государства, не следует забывать и о том, что сам этот принцип разделения власти земной, мирской, светской и власти духовной, религиозной, церковной исторически утверждён в политической и правовой культуре именно христианством. До этого государство зачастую обожествлялось, религиозная и светская власть сливались в одном лице или учреждении. В Евангелии Христос учит: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 16.36) и «Отдавайте кесарю кесарево и Божие Богу» (Мф. 22.21). Церковь говорит о возможном взаимном сотрудничестве, симфонии государства и Церкви в общественной жизни, но не слиянии. Когда на Западе Римская Церковь отошла от Православия, она вступила в соперничество за светскую власть с европейскими государями и в результате сама преобразилась в подобие государственного образования (обменивается послами, устанавливает дипотношения). В нашей истории было обратное: государство соподчиняло себе церковное управление в синодальный период. Всё это — искажения христианского понимания отношений государства и Церкви.
Норма о светском характере образования в государственной и муниципальной школе присутствует в законодательстве, но содержательно не раскрыта, что даёт простор для различных, зачастую самых произвольных толкований. Но в любом случае нет никаких норм, устанавливающих отделение государственной и муниципальной школы от религиозных объединений. Подчеркнём — законодательство РФ не содержит нормы об отделении школы от церкви. Такая норма была в СССР, но она не отвечает демократическим принципам и потому была исключена.
Светский характер образования не предусматривает отделения содержания образования и от религии, и от религиозных организаций и не требует представлять учащимся в светской школе знания о религиях исключительно «от лица» науки, а тем более только на основе нерелигиозных философских, исторических, социологических, мировоззренческих подходов. Светский характер образования в российской государственной и муниципальной школе предусматривает взаимную организационно-правовую независимость религиозных организаций и государственных или муниципальных образовательных учреждений, их учредителей (государственных и муниципальных органов власти). А конституционный запрет на установление в нашей стране обязательной или государственной идеологии или религии (ст. 13, 14 Конституции РФ) влечёт запрет на введение обязательного изучения всеми школьниками в стране какой-либо одной идеологии или религии и соответствующее воспитание на основе этой идеологии или религии.
Изучение религий в школе тесно связано с воспитанием. Поэтому надо сказать и о таком понятии как духовно-нравственное воспитание. Это воспитание, проводимое на основе определённых мировоззренческих традиций и соответствующих им систем морали, имеющее целью приобщение человека к духовно-нравственной культуре определённого типа и формирование соответствующего образа (уклада) жизни. Духовно-нравственное воспитание в российской школе выражает мировоззренческое разнообразие нашего общества и должно проводиться также добровольно, с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семей школьников, в частности — на основе духовно-нравственных ценностей и традиций российских религий, тесно связанных с национальной культурой народов России
В нашей школе обучаются дети более десяти различных национальностей. Пока они ещё маленькие, их совсем не волнует кто из них какой национальности. Все они просто дети. Они могут поссориться, помириться, повздорить. Когда учащиеся становятся старше, тогда и проблемы становятся серьёзнее. Иногда, возникают проблемы на национальной почве. Для того чтобы сделать период взросления менее болезненным с этой точки зрения, в нашей школе с 1997 года на базе 1-7 классов создана мини-ООН школа. Взяв за основу реально существующие государства, учащиеся вместе с учителями и родителями создают свои собственные страны и становятся их первопоселенцами. Каждая из этих стран имеет свою символику, свои традиции, структуру самоуправления. Страны-государства объединяются в единое сообщество, имеющее Генеральную ассамблею, Совет Безопасности и Справедливости. Благодаря ей, с самого юного возраста школьники в доступной и интересной для них форме приобретают знания об окружающем мире, глобальных проблемах человечества, учатся практически применять принципы демократии при решении различных жизненных вопросов, уважать и ценить чужие взгляды и ценности. Можно решать задачи по воспитанию толерантности, личного достоинства и уважения к правам и свободам, в том числе и свободе вероисповедания, других людей. Помимо этого в программе школы введён интегрированный курс Мы и ООН, где в доступной для учащихся форме рассказывается о правах и обязанностях людей. Курс ОРКСЭ, который вводится в школьную программу в четвёртом классе, является ещё одним кирпичиком в общем фундаменте системы воспитания личности в нашей школе. Основная интеллектуальная, а особенно духовная и эмоциональная сфера формируется именно в возрасте младшего школьника; происходит духовное взросление человека. Именно в этот возрастной период у ребёнка меняется отношение к себе, к родителям, к школе. Происходит переоценка ценностей. Это сложный период для ребёнка. И очень важно, чтобы переход от ценностей детства к ценностям взрослой жизни происходил в определённом культурном пространстве. Младший школьник в любом случае будет создавать свою собственную систему ценностей, но будет лучше, если он будет это делать, опираясь на нравственный опыт человечества. В младшем школьном возрасте формируется произвольность поведения, появляются зачатки мировоззрения. Ребёнок хочет походить на взрослого, действовать, как он. Воспитание является одним из трудных видов деятельности. Оно должно осуществляться в процессе диалога взрослого и ребёнка. Но проблема взаимоотношений поколений не решена, она остаётся не решённой, и по сей день. Конечно, у родителя всегда есть, что передать своим детям - это любовь, честность, порядочность, доброе имя. Но самая большая ошибка заключается в том, что взрослые думают, что лучше знают, что нужно их детям, лучше знают современную жизнь. Пытаются оградить ото всего. В современном мире сделать это не возможно. Наши дети раньше взрослеют, лучше разбираются в технике, иначе одеваются, по-другому мыслят. И мы должны учиться вместе с детьми, мы должны осваивать новые меняющейся жизни вместе с детьми. Для этого может быть только один верный путь – диалог. Содружество школы и семьи. Необходимо рассказывать школьникам о системе вечных ценностей, о богатом опыте нравственной жизни, примерах подвига во имя высших идеалов. Новый курс опирается на партнерство семьи и школы, учителей и родителей. Необходимо обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей, становление гражданской позиции, овладение культурой народов России. Основные религии сыграли большую роль в становлении российской государственности. Новый курс способствует достижению этих целей. Конечно, сам по себе никакой курс не воспитает ребёнка, главное, чтобы он понимал, насколько важна нравственность для полноценной жизни. И это необходимо поддерживать в детях. Поэтому, я думаю, что преподавание курса ОРКСЭ необходимо в школьной программе.
Структура и примерное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики»
С 1 сентября 2012 года в школах Москвы начинается преподавание нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В 21-ом субъекте Российской Федерации он уже был опробован в экспериментальном режиме и в 2012-2013 учебном году вводится как комплексный учебный курс по всей стране.
Курс включает в себя шесть предметных областей:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Он рассчитан на 34 часа, в Москве планируется преподавание в 4-ых класса по одному часу в неделю. Первый вводный урок проводится как общее занятие всего класса, далее уроки проходят по выбранным модулям, и завершается курс общими занятиями.
Тема первого урока: «Россия – наша Родина». На этом общем занятии предполагается познакомить детей с такими понятиями как отечество, поразмыслить на тему что такое Родина, здесь впервые поднимается вопрос о духовном мире человека, о духовных традициях народов нашей страны.
Последние уроки, в конце 4-ого класса, можно проводить в формате защиты проектных работ, игры, ученической конференции, праздника. Главные цели этих занятий – укрепление любви к Отечеству и воспитание патриотизма. Уважение к истории и культуре своей многонациональной страны должны пробудить в ребёнке ощущение сопричастности к судьбе своей семьи и своего Отечества.
Воспитательная задача – важнейшая составляющая учебного процесса, наряду с получением знаний и навыков, приобретением информации об обществе. Сегодня очевиден запрос общества к системе образование о решении задачи духовно-нравственного воспитания граждан России.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных ценностях и идеалах, лежащих в основе религиозных и светских традиций, а также на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Характер светской школы определяется и в том, что она взаимодействует с социальным окружением, религиозными объединениями, признаёт свободу мировоззренческих взглядов и вероисповедания всех участников образовательного процесса.
Основной принцип, заложенный в содержании курса – общество в многообразии, что отражает сложную культурную, социальную, этническую и религиозно-духовную основу нашей страны и современного мира. Содержание курса носит воспитательный характер, формирующий уважительное отношение к различным взглядам и убеждениям граждан нашей страны, укрепляет межличностные взаимоотношения.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в связи с религиозными, общечеловеческими ценностями. Курс должен играть важную роль, как в расширении кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина России.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Он состоит из модулей. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.
Достижение этого должен обеспечивать образовательный процесс, осуществляющийся в рамках учебного времени и с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Введение комплексного курса призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитаниях школьников.
Привлечение родителей к сотрудничеству в учебном процессе, не только на этапе выбора модуля, должно обеспечить прямое участие семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей, способствовать укреплению семьи и повышению авторитета школьного учителя.
Календарно-тематическое планирование
Уроков ____Основы православной культуры__________________________
Классы _4_________________________________________________________
Количество часов __34____; в недел__1_час___________________________
Планирование составлено на основе: Данилюк А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, издательство «Просвещение», 2010 г.
Учебник: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.
№ | Темы | Кол-во часов по теме | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Россия – наша Родина. | 1 | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры Изучают основы духовной традиции православия. Дают определения основных понятий православной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни общества. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры. Учатся терпимому и уважительному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам. |
2. | Культура и религия. | 1 | |
3. | Человек и Бог в православии. | 1 | |
4. | Православная молитва. | ||
5. | Библия и Евангелие. | 1 | |
6. | Проповедь Христа. | 1 | |
7. | Христос и Его крест. | 1 | |
8. | Пасха. | 1 | |
9. | Православное учение о человеке. | 1 | |
10. | Совесть и Раскаяние. | 1 | |
11. | Заповеди. | 1 | |
12. | Милосердие и сострадание. | 1 | |
13. | Золотое правило этики. | 1 | |
14. | Храм. | 1 | |
15. | Икона. | 1 | |
16. | Подведение итогов по разделу. | 1 | |
17. | Как христианство пришло на Русь. | 1 | |
18. | Подвиг. | 1 | |
19. | Заповеди блаженств. | 1 | |
20. | Зачем творить добро? | 1 | |
21. | Чудо в жизни христианина. | 1 | |
22. | Православие о Божием суде. | 1 | |
23. | Таинство причастия. | 1 | |
24. | Монастырь. | 1 | |
25. | Отношение христианина к природе. | 1 | |
26. | Христианская семья. | 1 | |
27. | Защита Отечества. | 1 | |
28. | Христианин в труде. | 1 | |
29. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
30. | Итоговая презентация творческих проектов. | 4 | |
31. | Подведение итогов курса | 1 | |
Всего часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Уроков ____Основы буддийской культуры__________________________
Классы _4_________________________________________________________
Количество часов __34____; в неделю _1_час___________________________
Планирование составлено на основе: Данилюк А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, издательство «Просвещение», 2010 г.
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений/ В. Л. Чимитдоржиев. – М.: Просвещение, 2010.
№ | Темы | Кол-во часов по теме | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Россия – наша Родина. | 1 | Знакомятся с историей возникновения и распространения буддийской культуры Изучают основы духовной традиции буддизма. Дают определения основных понятий буддийской культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между буддийской культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры. Учатся описывать различные явления буддийской духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей и общества. Знакомятся с развитием буддийской культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами буддийской культуры. Учатся терпимому и уважительному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений буддийской традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
2. | Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. | 1 | |
3. | Будда и его учение | 2 | |
4. | Буддийский священный канон «Трипитака» | 2 | |
5. | Буддийская картина мира. | 2 | |
6. | Добро и зло | 1 | |
7. | Принцип ненасилия. | 1 | |
8. | Любовь к человеку и ценность жизни. | 1 | |
9. | Сострадание и милосердие. | 1 | |
10. | Отношение к природе. | 1 | |
11. | Буддийские учители. | 1 | |
12. | Семья в буддийской культуре и её ценности. | 1 | |
13. | Подведение итогов по разделу. | 1 | |
14. | Буддизм в России. | 1 | |
15. | Путь духовного совершенствования | 1 | |
16. | Буддийское учение о добродетелях | 2 | |
17. | Буддийские символы. | 1 | |
18. | Буддийские ритуалы и обряды. | 1 | |
19. | Буддийские святыни. | 1 | |
20. | Буддийские священные сооружения. | 1 | |
21. | Буддийский храм | 1 | |
22. | Буддийский календарь. | 1 | |
23. | Буддийские праздники. | 1 | |
24. | Искусство в буддийской культуре | 1 | |
25 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
26. | Итоговая презентация творческих проектов. | 4 | |
31. | Подведение итогов курса | 1 | |
Всего часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Уроков ____Основы исламской культуры__________________________
Классы _4_________________________________________________________
Количество часов __34____; в неделю ___1_час_________________________
Планирование составлено на основе: Данилюк А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, издательство «Просвещение», 2010 г.
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. Учреждений/ Д. И. Латышина, М. Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2010.
№ | Темы | Кол-во часов по теме | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Россия – наша Родина. | 1 | Знакомятся с историей возникновения и распространения исламской культуры. Изучают основы духовной традиции ислама. Дают определения основных понятий исламской культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между исламской культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры. Учатся описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни общества. Знакомятся с развитием исламской культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами исламской культуры. Учатся терпимому и уважительному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений исламской традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
2. | Колыбель ислама. | 1 | |
3. | Пророк Мухаммад – основатель ислама. | 1 | |
4. | Начало пророчества. | 1 | |
5. | Чудесное путешествие пророка. | 1 | |
6. | Хиджра. | 1 | |
7. | Коран и Сунна. | 1 | |
8. | Вера в Аллаха. | 1 | |
9. | Божественные писания. Посланники Бога. | 1 | |
10. | Вера в Судный день и судьбу. | 1 | |
11. | Обязанности мусульман. | 1 | |
12. | Поклонение Аллаху. | 1 | |
13. | Пост в месяц рамадан. | 1 | |
14. | Пожертвование во имя Всевышнего. | 1 | |
15. | Паломничество в Мекку. | 1 | |
16. | Подведение итогов по разделу. | 1 | |
17. | История ислама в России. | 1 | |
18. | Нравственные ценности ислама. | 1 | |
19. | Сотворение добра. | 1 | |
20. | Дружба и взаимопомощь. | 1 | |
21. | Семья в исламе. | 1 | |
22. | Родители и дети. | 1 | |
23. | Отношение к старшим. | 1 | |
24. | Традиции гостеприимства. | 1 | |
25. | Ценность и польза образования. | 1 | |
26. | Ислам и наука. | 1 | |
27. | Искусство ислама. | 1 | |
28. | Праздники мусульман. | 1 | |
29. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
30. | Итоговая презентация творческих проектов. | 4 | |
31. | Подведение итогов курса | 1 | |
Всего часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Уроков ____Основы иудейской культуры__________________________
Классы _4_________________________________________________________
Количество часов __34____; в неделю 1_час___________________________
Планирование составлено на основе: Данилюк А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, издательство «Просвещение», 2010 г.
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений/ М. А. Членов, Г. А. Миндрина, А. В. Глоцер. – М.: Просвещение, 2010.
№ | Темы | Кол-во часов по теме | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Россия – наша Родина. | 1 | Знакомятся с историей возникновения и распространения иудейской культуры. Изучают основы духовной традиции иудаизма. Дают определения основных понятий иудейской культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между иудейской культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры. Учатся описывать различные явления иудейской духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения иудейской культуры в жизни людей и общества. Знакомятся с развитием иудейской культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами иудейской культуры. Учатся терпимому и уважительному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений иудейской традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
2. | Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. | 1 | |
3. | Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля». | 1 | |
4. | Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. | 1 | |
5. | Патриархи еврейского народа. | 1 | |
6. | Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. | 1 | |
7. | Исход из Египта. | 1 | |
8. | Дарование Торы на горе Синай. | 1 | |
9. | Пророки и праведники в иудейской культуре. | 2 | |
10. | Храм в жизни иудеев. | 1 | |
11. | Назначение синагоги и её устройство. | 1 | |
12. | Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. | 1 | |
13. | Молитвы и благословение в иудаизме. | 1 | |
14. | Добро и зло. | 1 | |
15. | Подведение итогов по разделу. | 1 | |
16. | Иудаизм в Росси | 1 | |
17. | Основные принципы иудаизма. | 2 | |
18. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | |
19. | Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. | 1 | |
20. | Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. | 1 | |
21. | Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. | 1 | |
22. | Еврейский календарь. | 1 | |
23. | Еврейские праздники: их история и традиции. | 2 | |
24. | Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. | 2 | |
25 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
26. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 4 | |
27. | Подведение итогов курса. | 1 | |
Всего часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Уроков ____Основы мировых религиозных культур____________________
Классы _4_________________________________________________________
Количество часов __34____; в неделю 1_час___________________________
Планирование составлено на основе: Данилюк А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, издательство «Просвещение», 2010 г.
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. – М.: Просвещение, 2010.
№ | Темы | Кол-во часов по теме | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Россия – наша Родина. | 1 | Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучают основы разных религиозных традиций. Дают определения основных понятий религиозной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни общества. Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций. Учатся терпимому и уважительному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
2. | Культура и религия. | 2 | |
3. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 2 | |
4. | Священные книги религий мира. | 2 | |
5. | Хранители предания в религиях мира. | 1 | |
6. | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 2 | |
7. | Человек в религиозных традициях мира. | 1 | |
8. | Священные сооружения. | 2 | |
9. | Искусство в религиозной культуре. | 2 | |
10. | Подведение итогов по разделу. | 1 | |
11. | История религий в России | 2 | |
12. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 2 | |
13. | Паломничества и святыни. | 1 | |
14. | Праздники и календари. | 2 | |
15. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 | |
16. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | |
17. | Семья. | 1 | |
18. | Долг, свобода, ответственность, труд. | 1 | |
19. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
20. | Итоговая презентация творческих проектов. | 4 | |
31. | Подведение итогов курса | 1 | |
Всего часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Уроков __Основы светской этики____________________________________
Классы _4_________________________________________________________
Количество часов __34____; в неделю1_час____________________________
Планирование составлено на основе: Данилюк А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, издательство «Просвещение», 2010 г.
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений – М.: Просвещение, 2010.
№ | Темы | Кол-во часов по теме | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Россия – наша Родина. | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся терпимому и уважительному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
2. | Что такое светская этика | 1 | |
3. | Культура и мораль. | 1 | |
4. | Особенности морали. | 1 | |
5. | Добро и зло. | 2 | |
6. | Добродетель и порок. | 2 | |
7. | Свобода и моральный выбор человека. | 1 | |
8. | Свобода и ответственность. | 1 | |
9. | Моральный долг. | 1 | |
10. | Справедливость. | 1 | |
11. | Альтруизм и эгоизм. | 1 | |
12. | Дружба. | 1 | |
13. | Что значит быть моральным | 1 | |
14. | Подведение итогов по разделу. | 1 | |
15. | Род и семья – исток нравственных отношений. | 1 | |
16. | Нравственный поступок. | 1 | |
17. | Золотое правило нравственности. | 1 | |
18. | Стыд, вина и извинения. | 1 | |
19. | Честь. | 1 | |
20. | Совесть. | 1 | |
21. | Образцы нравственности. | 2 | |
22. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | |
23. | Этикет. | 1 | |
24. | Семейные праздники. | 1 | |
25. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | |
26. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
27. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 4 | |
28. | Подведение итогов курса. | 1 | |
Всего часов | 34 |
Аудио и видео материалы - в помощь учителю
Предлагается посмотреть замечательные отечественные мультфильмы
с духовно-нравственной тематикой
- Мультфильм студии «Пилот» - «Рождество» http://mults.spb.ru/mults/?id=732
- Просто замечательный мультфильм по Шмелеву «Моя любовь» http://mults.spb.ru/mults/?id=1445 Режиссер этого фильма - Александр Петров.
- У него есть ещё мультфильмы, например: «Старик и море» по одноименной повести Э.Хемингуэя, получил премию "Оскар" за лучший анимационный фильм 2000 года. http://mults.spb.ru/mults/?id=904 (в интернете есть для почитателей его таланта также мультфильмы: «Корова», «Русалка», «Сон смешного человека»)
- Мультфильм о святом Василии Блаженном и чудесной истории о том, как в Москве появился собор, в будущем названный его именем. http://www.pravoslavie-detyam.ru/filmi/multfilmi/64-vasilii-blazhennii
- Мультфильм «Отче наш» http://sv-sergiy.ks.ua/publ/detyam/pravoslavnye_multfilmy/multfilm_quot_otche_nash_quot/24-1-0-18
- «Твой крест», мультфильм Станислава Подивилова http://pravera.ru/index/tvoj_krest_multfilm_snjat_po_pravoslavnoj_pritche_skachat_onlajn/0-81
- «Ангелочек» http://video.mail.ru/inbox/lena1110/473/481.html
- О замечательном православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы http://mults.spb.ru/mults/?id=3066
- Новелла на рождественскую тему по стихотворению Саши Черного. (В сборнике с новеллой «Метель») БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1994 г. Режиссёр: Ирина Кодюкова http://mults.spb.ru/mults/?id=1137
10. «Георгий Победоносец» http://pravera.ru/index/georgij_pobedonosec_multfilm_skachat_ili_smotret_onlajn/0-91
11. «Солдатская песня» - Сказка о том, как сговорились ангелы-хранители вора усовестить и позора на люди не выносить (Саша Черный), Пилот, 2009 г.
Режиссёр: Елена Чернова http://mults.spb.ru/mults/?id=2921
- Добрый детский мультфильм, рассказывающий детям о жизни преподобного Серафима Саровского. Изготовлено телерадиокомпанией ПТК. http://www.pravoslavie-detyam.ru/filmi/multfilmi/53-serafim-sarovskii
- Православные мультфильмы: смотреть онлайн или скачать: http://pravera.ru/index/pravoslavnye_multfilmy_smotret_onlajn_ili_skachat/0-80
В интернете есть очень хороший архив видео и аудио материалов с православной тематикой, созданный Фондом "ТВСПАС" http://files.tvspas.ru/.
Примеры заданий по темам урока.
Тема 24. Пастырь добрый
1).Разгадав кроссворд, вы узнаете имя святого. ( Николай)
1. |
| ||||||||||
2. | |||||||||||
3. |
| ||||||||||
4. |
| ||||||||||
5. |
| ||||||||||
6. |
| ||||||||||
7. |
|
1. Сожаление о совершённом поступке.( раскаяние)
2. «Свидетельство небесной истины» (икона)
3.Совокупность христиан живущих и умерших, соединённых верой. (церковь)
4.Основные положения вероучения в каждой религии.(догматы)
5.Переведите с греческого языка слово «книги». (библия)
6.Особенное сооружение, в котором происходит встреча Бога с людьми, Неба с Землёй. ( храм)
7.Обращение верующего человека к Богу с просьбой, благодарностью или славословием. ( молитва)
2). В каком веке и где жил будущий святой Православной Церкви, Николай?
(в 3 веке от Рождества христова в г. Миры Ликийские в Малой Азии)
3). Почему святого Николая стали называть Чудотворцем?
(Во многих странах были люди, которые расказывали о чудесах святого Николая. Много таких случаев было и в России)
4).Когда в Православном календаре отмечается день памяти святого Николая Чудотворца?
(19 декабря (зимний) и 22 мая (вешний))
Тема 25. Не в силе Бог, а в правде!
1). В каком году родился князь Александр Ярославович?
( в 1221 году)
2). Почему он получил прозвание Невский?
(За победу над шведами на реке Неве)
3). Закончи фразу Александра Невского:
«Не в силе Бог, а в ____________________!» ( Правде)
Как вы её понимаете? ( Победа всегда бывает за тем, кто стоит за правое дело, даже если у них малая сила)
4). Почему битву с немцами на Чудском озере назвали Ледовое побоище?
(Эта битва проходила на Чудском озере 5 апреля 1242 г., в то время озеро было покрыто льдом)
Тема 27. Любовь сильнее смерти
1). Используя текст учебника, запиши определение понятий.
Мученики -_________________________ ( это святые, которые отдали жизнь за Христа, христианскую веру и Церковь)
Исповедники - ______________________ ( это святые, исповедовавшие Бога Иисуса Христа в гонениях и, которые не отреклись от Христа)
2). Назовите имена детей последнего Императора России.
( Царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Царевич Алексей)
3). Отгадай ребус и узнаешь имя старшей дочери Николая II, которая оплатила лечение ребёнку-инвалиду из своих первых денег.
ГА (Ольга)
4). Почему членов Царской семьи причислили к лику святых?
(После ареста члены Царской семьи были подвергнуты лишениям и издевательствам, но они сохраняли веру в Бога и не проявляли зла к своим врагам. После таких мучений всех членов Царской семьи казнили.)
Литература:
1.Источник: Вестник московского образования. — 2011. —№ 13. — С. 290-320.
Публикация в электронном виде: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1201 Метлик Игорь Витальевич
2.Как составить рабочую программу по модулям курса ОРКСЭ
Методист Московского института открыто образования, учитель истории Дымина Елена Викторовна.
3. Методические принципы преподавания основ православной культуры.
Преподаватель Наталья Павловна Цвелева
4. Научно-методические основы преподавания религиоведения
в школе («Основы мировых религиозных культур»)
ст. науч. сотр. Центра общего среднего образования ФИРО, автор учебников по религиоведению
Кулаков Андрей Евгеньевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...
Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"
Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"...
Информация о введении преподавания учебных предметов по религиозным культурам и светской этике по выбору семьи школьника
Информация для родителей...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы мировых религий» для 5 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Основы мировых религий»для 5 класса...
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2
Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...
Рабочая программа курса "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религий"
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-17 учебный год...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...