Анализ работы МО учителей начальных классов за 2012- 2013 учебный год.
учебно-методический материал по теме
Целью данного анализа является определение уровня продуктивности работы МО учителей начальных классов коррекционной школы VIII вида. Рекомендован для руководителей МО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_mo_uchiteley_2012-2013_katyusha.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы МО учителей начальных классов за 2012- 2013 учебный год.
Цель анализа: определить уровень продуктивности методической работы объединения, её роль в процессе включения педагогов в режим развития.
В 2012-2013 учебном году учителя МО продолжили работу над темой «Новые подходы к коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ».
Деятельность педагогов была направлена на решение следующих задач:
1.Продолжить создавать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
2 Изучить и апробировать новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
3.Продолжить работу по созданию условий для удовлетворения личностных запросов учащихся, возможности реализовать свои склонности, особенности, развивать индивидуальность.
4. Продолжить работу по охране жизни и здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий на основе индивидуальных показаний физического развития каждого ребенка.
Вся работа МО содержательно связана и осуществлялась в рамках работы над единой методической темой школы –«Инновационный подход в развитии разносторонних качеств учащихся с использованием технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания».
В течение учебного года велась работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей, создавались условия для реализации творческого потенциала. Для этого использованы разные формы организации деятельности : заседания МО, дискуссии ,круглый стол, семинары, курсы повышения квалификации, взаимопосещения уроков, внеурочные мероприятия, открытые уроки и их анализ, работа над темами самообразования.
.
В сентябре учителя МО прошли курсы повышения квалификации по ИОЧ по программе инвариантного блока «Модернизация региональной системы образования». Педагогами подготовлены и защищены зачетные работы, которые будут учтены во время переаттестации учителей.
Учитель Астраханова Л.Н. в апреле принимала участие в работе окружной конференции педагогических работников « Формирование ИКТ-компетентности педагогов» с сообщением «Применение ИКТ на уроках в начальной школе».
Ширшова Н.В. принимала участие в работе семинара «Организация образовательного процесса на деятельностной основе».
Наталья Витальевна познакомила учителей с педагогическими технологиями реализации ФГОС -2. В ходе дискуссии учителя пришли к выводу, что их работа частично строится на деятельностной основе, они применяют в работе данные технологии.
В начале учебного года каждый учитель объединения выбрал тему по самообразованию, обосновал её актуальность, пути её изучения - посещение рядовых и открытых уроков коллег, подготовка сообщений по темам самообразований , чтение методической литературы.
Полученные знания учителя старались апробировать на рядовых уроках, показать наиболее интересное на открытых уроках, делиться наработками на заседаниях МО.
Были выбраны следующие темы для индивидуальной работы:
-« Развитие речи учащихся» (Астраханова Л.Н., Левашкина В.Л.)
- «Развитие и коррекция навыков чтения» (Ширшова Н.В.)
- «Коррекция и компенсация нарушений физического развития детей с ОВЗ»
(Измайлов Ю.Ф.)
- «Пути развития познавательной активности на уроках ИЗО» (Романюк И.Н.)
- «Формирование словаря у учащихся школы 8 вида» (Осипова А.Г.)
Астраханова Л.Н. работала над темой « Развитие речи учащихся» три года. Тема ею выбрана не случайно, большой процент учеников её класса имеют недоразвитие речи, ошибки в звукопроизношении. Учителем собран богатый материал по теме, которым она делится с коллегами.
В конце 2011-2012 года учителями объединения было решено обобщить опыт работы Ларисы Николаевны по данной теме. С этой целью были посещены рядовые и открытые уроки учителя, внеклассные мероприятия, составлены аналитические справки. Творческий отчет педагога представлен на педагогическом совете. На следующий учебный год решено распространить опыт работы учителя по развитию речи детей.
Открытый урок – одна из форм повышения методического уровня учителя, возможность демонстрации своего опыта.
Логопед Осипова А.Г. провела логопедическое занятие «Путешествие в страну красивой речи».
Занятие проводилось с целью закрепления и обобщения знаний детей, посещающих логопедические занятия.
Оно проводилось в интересной, нетрадиционной форме – путешествие, что активизировало учащихся на работу, сохранило интерес к играм до конца занятия.
При планировании урока педагогом учтены особенности детей- подобраны для игр слова наиболее простые по слоговой структуре, слова , где звуки в речи детей автоматизированы. Это помогло педагогу сохранить интерес к занятию до его завершения.
Ширшова Н.В. подготовила урок письма и развития речи. Тема урока – «Парные звонкие и глухие согласные».
Урок проведен в нетрадиционной форме – урок-сказка. На уроке были использованы разнообразные методы обучения, которые исключили однообразие на уроке, помогли сохранить работоспособность учеников до конца урока, развивало творческий потенциал учеников.
Использование этой формы повысило эффективность урока, интерес к обучению.
Астраханова Л.Н подготовила и провела урок математики на тему «Решение примеров и задач в пределах 100».
Урок также проведен нетрадиционной форме – урок- путешествие. Применение данной формы позволило выполнить на уроке достаточно большой объем работы, интересные игры имели развивающее познавательное, воспитательное значение.
В течение урока велась работа по обогащению активного словаря детей, развитию речи.
На уроках учителя используют современные коррекционно - развивающие технологии, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков учащихся с ОВЗ, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности.
Технологию проблемного обучения использует в работе Ширшова Н.В., Левашкина В.Л.
Технология направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках во время беседы учителя ставят перед учащимися проблемную задачу, а затем используют ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.
Учащиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, педагоги всегда стараются оказать учащимся коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.
Технология уровневой дифференциации четко прослеживается на уроках Астрахановой Л.Н.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
Учителя считают, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов.
Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
-повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
- повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Информационные компьютерные технологии применяют в работе все учителя МО.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителей при проведении занятий более продуктивной и эффективной.
Технологию проектного обучения используют активно Левашкина В.Л., Астраханова Л.Н.
Метод проектов они используют во внеклассной и внеурочной деятельности. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными , но и личностно значимыми.
В ходе реализации проектов учителям удалось создать условия для развития творческих способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества .
Здоровьесберегающие технологии применяют в работе все педагоги объединения.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволило не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Большое внимание уделялось учителями подбору парт и стульев, соответствующих росту детей, применению на уроках физминуток и игр, контролю за осанкой учеников, ежедневным прогулкам на свежем воздухе на большой перемене, созданию ситуации успешности на уроках. Таким образом, используя в работе разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогли помочь детям преодолеть трудности в освоении образовательной программы.
С целью обмена опытом учителя готовили к заседаниям сообщения.
Астраханова Л.Н. подготовила сообщение «Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей» .
Лариса Николаевна отметила, что ходе развития умения решать задачи у учащихся развивается интерес к предмету ,мышление, инициатива и творчество.
Кратко остановилась на роли задачи в развитии речи учащихся её класса.
Ширшова Н.В. подготовила сообщение на тему «Обучение учащихся приемам рассуждения и доказательства».
Педагогом предложены вниманию учителей игровые задания и упражнения, в результате применения которых у детей развивается умение рассуждать, доказывать , проявлять любознательность, у детей реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива.
Романюк И.Н. познакомила с информацией «Способы развития речи учащихся на уроках изобразительного искусства».
Она отметила, что значение рисования для развития и воспитания детей с ОНР велико и многогранно .На занятиях дети учатся с новыми словами, учатся понимать, различать, употреблять слова в речи.
Далее педагог познакомила с способами развития речи на своих уроках.
Осипова А.Г. познакомила с сообщением « Влияние словарной работы на развитие связной речи детей с ОНР»
Анна Геннадиевна отметила , что словарная работа направлена на расширение активного и пассивного словаря, на углубление понимания значения слов, умение выражать мысли , в дальнейшем на использование усвоенных слов для высказывания.
. Сообщения широко обсуждались на заседаниях, каждый имел возможность высказать своё мнение, поделился личным опытом по теме.
В течение учебного года учителя МО держали тесную связь с узкими специалистами - логопедом, психологом, соц. педагогом, медиками. Вовремя оказанная ими помощь, дельный совет помогали организовать работу с детьми.
В начале учебного года все дети начальных классов были обследованы узкими специалистами, даны рекомендации по работе с каждым ребенком. Совместно были составлены индивидуальные программы развития на каждого ученика, выбраны направления работы.
С целью повышения теоретического уровня профессиональной подготовки учителей узкими специалистами проведены семинары:
«Формирование основных качеств чтения у младших школьников» (Осипова А.Г.) Логопед раскрыла методы и приемы формирования правильного чтения.
«Формирование словаря у детей с ОВЗ» (Осипова А.Г.) Тема семинара выбрана учителями МО, так как на сегодня актуальны поиск и обеспечение оптимальных методов и приемов работы по формированию словаря.
«Как работать с «трудным» ребенком?» (Уздяева О.В.)
Данная тема выбрана педагогами неслучайно, среди учащихся начальных классов есть дети , у которых наблюдаются проявления агрессии по отношению к детям, взрослым.
Также проведена работа «Круглого стола» по теме «Арт-терапия как средство воспитания детей с эмоционально-волевыми нарушениями».
Цель проведения – выработка общего мнения, позиции участников по проблеме. Педагоги выбрали тему для обсуждения злободневную, среди учеников большой процент детей имеют личностные, эмоциональные, поведенческие проблемы.
Учителя имели возможность поделиться опытом работы по теме на своих уроках, послушать мнение и комментарии коллег.
Одной из задач МО является создание условий для удовлетворения личностных запросов учащихся, возможности реализовать свои склонности, особенности.
Работа в этом направлении велась на протяжении учебного года.
Достижению цели способствовало участие детей в классных и внеклассных общешкольных мероприятиях, посещение детьми кружков и секций по интересам.
В марте была проведена неделя начальных классов.
Учителя творчески отнеслись к проведению недели,
все мероприятия проведены на достаточно высоком уровне.
Была проведена большая подготовительная работа. Задействованы все ученики.
На всех мероприятиях использовались компьютерные презентации, которые расширили возможности учителей в раскрытии тем мероприятий, сделали их более яркими и интересными для детей.
Мероприятия были подобраны с учётом развития и особенностей учащихся. Они способствовали развитию познавательной и творческой активности, прививали навыки коммуникативного общения.
А для учителей это несомненно большой опыт методической работы.
С этой же целью – создания условий для удовлетворения личностных запросов, возможности реализовать свои склонности, особенности - в апреле проводился праздник «В гостях у сказки». Хочется отметить, что проведение такой формы работы становится традицией.
Каждый класс подготовил инсценирование сказки, то есть наглядно применение сказкотерапии, арт-терапии, технологии театрализации. Применение данных технологий служат развитию эмоционально- волевой сферы, коррегируют психические процессы, развивают речь, творческие способности учеников.
Так, учащимися 3 класса представлена сказка «Волчья песня», учащимися 4 класса сказка «Каша из топора», учащимися 1 класса- «Теремок».
Педагоги провели большую предварительную работу с детьми по развитию умения вести себя на сцене, строить диалог между героями сказки. Тщательно подготовлены и продуманы костюмы героев.
Учителя четко продумали и распределили роли в сказках, это говорит о знании учителями индивидуальных особенностей учеников.
В течение учебного года были проверены тетради по математике и русскому языку с целью: - регулярности проверки;
- соблюдение единого орфографического режима;
-объективности выставления оценок;
- организации дифференцированной работы.
Составлены информационно – аналитические справки с рекомендациями по улучшению работы с тетрадями.
В третьей четверти проведен конкурс на самую лучшую тетрадь по русскому языку и математике. Конкурс проводился с целью развития интереса к предметам, коррекции и развития каллиграфических навыков.
Ученики с интересом участвовали в конкурсе, старались как можно лучше и аккуратно работать в тетрадях .Победили самые внимательные и старательные.
Как результат нашей работы за 2012-2013 уч. год, значительно выросло качество знаний по всем предметам. Сравним результаты КЗ на начало и конец учебного года:
класс | Математика | Письмо | Чтение | Трудовое обучение | ||||
3 | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
50% | 42%* | 42% | 58% | 42% | 75% | 83% | 100% | |
4класс | 50% | 45%* | 30% | 36% | 30% | 36% | 100% | 100% |
* По математике на конец года КЗ показало меньший процент в сравнении с началом учебного года, так как в начале года отсутствовали дети. (Коломоец О., Хоткевич Л., Шакиров Д.) Количество учащихся, получивших оценки «4» и «5» стабильно.
В конце учебного года проведена проверка техники чтения. Проверка показала, что основным способом чтения является чтение по слогам. Больше всего ошибок учащиеся допускают на замену, искажение слов, слогов.
Сравнительный анализ результатов проверки техники на начало и конец 2012-2013 учебного года показал следующие результаты ( в скобках –показатель на начало уч. года):
-Читают выше нормы – на конец года15ч. – на начало года -5ч.
- Укладываются в норму – на конец года 3ч. –на начало года -4ч.
-Читают ниже нормы –на конец года- 2ч. – на начало года -8ч.
Техника чтения выросла по всем показателям , этому способствовало применение современных методов и приемов работы, привлечение учащихся к посещению библиотеки, чтение художественной литературы.
В конце IV четверти проведены контрольные работы по русскому языку и математике.
Цель проведения – проверка усвоения программного материала за 2012-2013 учебный год..
Анализ результатов работ по математике показал, что максимальное количество ошибок допущено в примерах на вычитание, решении задач, сравнении чисел.
Анализ результатов по русскому языку выявил большее количество ошибок звукового состава и графические ошибки.
Учителям в дальнейшей работе следует тщательно продумать методы устранения пробелов в знаниях учащихся, выбор путей коррекционного воздействия, продолжить отслеживать поэтапно уровень усвоения учащимися базового материала и изменение качества знаний.
Таким образом, задачи, поставленные перед МО на 2012-2013учебный год, в основном решены.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки: отсутствие системы работы по обобщению передового педагогического опыта; недостаточен уровень умения работы с информацией, переработки её и описания своего опыта работы; недостаточно ведется работа по развитию психических функций, необходимых для овладения навыком нормального чтения; не на должном уровне ведется работа по развитию звукового анализа слова.
Исходя из анализа работы, мы предварительно на следующий учебный год мы ставим следующие задачи:
1.Продолжить создавать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, содействовать развитию рефлексии педагогической деятельности.(умения осознавать уровень собственной деятельности ,своих способностей, умения видеть причины недостатков в своей работе.)
2. Улучшить работу по развитию звукового анализа путем системы упражнений.
3 .Продолжить работу по обобщению передового педагогического опыта в условиях реализации ФГОС.
4. Продолжить работу над развитием творческих способностей и самостоятельности учащихся в урочное и внеурочное время.
5.Изучить опыт работы с детьми, имеющими сложные сочетанные формы нарушений.
6.Продолжить работу по охране и укреплению физического и психологического здоровья детей.
Рук. МО учителей нач. классов: Ширшова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кафедры учителей начальных классов на 2012 -2013 учебный год.
План работы кафедры учителей начальных классовна 2012 -2013 учебный год....
Анализ работы МО учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год.
Анализ МО за 2012-2013 учебный год....
Анализ работы кафедры методического объединения учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год гимназии г. Балхаш
Анализ работы кафедры методического объединения учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год...
Анализ методической работы учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год
Методическая работа в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс....
Анализ методического объединения учителей начальных классов за 2012\2013 учебный год.
Данная работа может быть использована как образец при выполнении анализа методической работы руководителям МО....
Анализ работы РМО учителей начальных классов ЗА 2012 - 2013 уч.год
В этом учебном году учителя РМО работали над темой: «Обновление содержания начального общего образования через введение федерального государственного об...
Анализ работы МО учителей начальной школы за 2012- 2013 учебный год
Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2012-2013 учебный год...