Мастер-класс "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве"
методическая разработка по теме

Костюченко Марина Васильевна

Мастер-класс построен на основе учебного курса "Литературного чтения" автора В.Лазаревой , представляющего собой синтез искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_m.v.kostyuchenko.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»

Тема мастер класса:

«Дидактическая конструкция уроков

с применением межпредметной интеграции

при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве»

Мастер-класс подготовила:

Костюченко Марина Васильевна,

учитель начальных классов

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

гимназии №1 г. Светлограда

Петровского района

Ставропольского края

                                     Ставрополь, 2014

Продолжительность мастер-класса: 25минут.

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса выстраивать дидактическую конструкцию уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.

Задачи мастер-класса: 

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • популяризация инновационных идей, находок педагогических работников;
  • повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Раздаточный материал: задания для практической деятельности педагогов (отрывки литературных произведений, творческие задания по уровням, карта «Я – соВРЕМенный человек», цветные ручки)

Ход мастер-класса

1. Представление.

Добрый день! Приятно видеть добрые глаза, искренние улыбки. Конкурс - как наша жизнь - разный: чаще светлый, местами тревожный, но прежде всего важно, пожалуй, чтобы была вера, что в нашей жизни и в нашем конкурсе есть смысл. И у меня эта вера есть, поэтому я здесь.

В школе работаю не первый год. И всегда стремилась шагать в ногу со временем. Но в свете последних немалых изменений в образовании, я как Алиса, которая попала в Зазеркалье, где «…надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь,  надо бежать по крайней мере вдвое быстрее. Хотя,  если  тебе все равно, куда попасть, то тебе все равно, в какую сторону идти».(Слайд 1)

(Звучит музыка. На слайде появляются картины искусства, балет, ракета и т.д. Затем выступление  «Пусси-Райт» в храме). (Слайд 2)

2. Завязка.

Учитель начальных классов - самый первый человек в школе из тех, кто способен повлиять на  выбор жизненных ценностей  маленьким человеком.

Для меня  важно сегодня, в период безыдейности и безвкусия, льющихся мутным потоком в души наших детей с телеэкранов и из СМИ, формировать целостный социально-ориентированный взгляд на мир. В решении этой задачи мне помогает  межпредметная интеграция. Дети мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями, но сами собой они не перетекают в душу ребенка, поэтому я  создала дидактическую конструкцию уроков с применением межпредметной интеграции в трёх уровнях. Данная конструкция предполагает следующий алгоритм урока. (Слайд 3)

Первый этап «Открываем мир заново», уровень  «Представление»: вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, сопоставление картины художника и   художественного, литературного произведения. На данном этапе совместно с учащимися заполняю сравнительную таблицу, которая от этапа к этапу будет наполняться новым содержанием,  помогаю сделать вывод, затем предлагаю по той же схеме решить подобную задачу самостоятельно. (Слайд 4)

Например, на уроках  «Картины осени в разных видах искусства» использую прием «Звучащие картины», который проводится с целью расширения художественных впечатлений учащихся, развития их ассоциативно-образного мышления. Дети получают возможность соприкоснуться со словесными, зрительными и музыкальными образами. Совместно с детьми провожу сопоставительный анализ поэтических  произведений  И.А. Бунина «Листопад» с прозаическим произведением С.Т. Аксакова «Осень». Предлагаю вам познакомиться с текстами в приложении 1

-Какую осень изобразил каждый из авторов?

-Какими выразительными средствами созданы эти образы?

В этом помогают «рисующие» слова или эпитеты, сравнения, звукопись.  

-  Предлагаю соотнести словесные образы со зрительными, используя репродукции картин  художника И.И.Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень». (Слайд 5)

Подберите к репродукции И.И. Левитана «Золотая осень» строки из предложенных литературных произведений которые бы передавали настроение и содержание данной картины. Обоснуйте ваш выбор.

-Какие выразительные средства использовал художник?

- Какими средствами лучше изобразить шум дождя, шорох  листьев?

Предлагаю послушать музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» и выделить интонации, которыми автор выражает душевное состояние человека. (Слайд 6)

-Какие интонации вы выделили?

-С какой картиной И.Левитана созвучно это произведение?

-Давайте выберем отрывок из предложенных нам художественных текстов, созвучный по характеру с мелодией и  картиной   Левитана «Поздняя осень»

-Что объединяет литературные произведения, репродукции картин, музыкальное произведение и октябрьский пейзаж за окном?

Осень бывает разная – радостная, солнечная, «золотая» или унылая, безрадостная, холодная, дождливая. То, что человек наблюдает в природе, меняет и его настроение, строй мыслей. Об этом нам рассказали художники, поэты, композиторы.

Вывод, к которому приходят  дети: искусство, будь, то музыка, литература, живопись, имеет общую основу — саму жизнь. Однако у каждого вида искусства — свой язык, свои выразительные средства. Люди могут воспринимать мир неодинаково. Но слияние разных выразительных средств позволяет увидеть мир целостным в своем многообразии

Итог деятельности - созидательная творческая работа, которая пока основывается на собственных наблюдениях, чтении образцовых текстов,  рассмотрении репродукций и прослушивании музыкального произведения. Предлагаю написать пейзажную зарисовку – сочинение – миниатюру.  После чего устанавливают  степень соответствия полученных результатов сформулированной цели и обнаружения своих успехов и проблем. Результатом стал сборник творческих работ «Осенняя фантазия»(Слайд 7)

Итак, первый уровень в моей конструкции представлен следующим образом. (Слайд 8)

Второй этап «Вперед по дороге открытий», уровень «Способ» основан на осуществлении способа действия по прямому указанию на его название или назначение. Дети поднимаются на уровень выше, они могут самостоятельно спланировать свою деятельность и сделать вывод о правильности своего выбора. (Слайд 9)

Например,  в теме уроке «Изображение зимы в искусстве» предлагаю произведения А.С.Пушкина «В тот год осенняя погода…», С.Я. Маршака «Как поработала зима».  

 Самостоятельно, заполняя таблицу,  дети приходят к выводу о том, что образы зимы у А.С.Пушкина и  уС.Я. Маршака разные. (Слайд 10)

А.С.Пушкина «В тот год осенняя погода…»

С.Я. Маршака «Как поработала зима»

Образ зимы

Волшебница (природа преобразилась, и стала сказочной за одну ночь)

Работница (олицетворяет зиму, представляет её заботливой хозяйкой. Как поработала зима!)

Линии зимы плавные, мягкие, «волнистые».

Линии зимы  ровные, чёткие,  окаймляет белизной городские строения, ровными линиями подчёркивает их стройность.

     

 Предлагаю рассмотреть репродукцию картины М.Добужинского «Домик в   Петербурге». (Слайд 11)

- Выберете тот образ зимы, представленный двумя известными поэтами, который бы в большей степени подходил к картине М. Добужинского? Обоснуйте свой ответ.

   Художником также используется четкость линий, строгость изображения зданий, окошек, которые окаймлены белизной снега, как у С.Я.Маршака.

 Далее предлагаю «Информационный блок».

Оба автора изображают один и тот же город, свой любимый Петербург, который отличается именно чёткой планировкой. А зима-«работница» только подчёркивает стройность линий, окаймляет геометрические формы домов, окошек, построек. Окошки так отчётливо и тщательно вычерчены, что их даже можно посчитать, а дом кажется таким огромным, кажущимся бесконечным оттого, что он «обрезан»  рамкой.

 -Посмотрите, какое настроение у этой картины? Мрачное или светлое, радостное?

- Какие краски использует художник?

-Какая погода?

-Найдите контрастность изображения: тёмные ветки деревьев на фоне белой, заснеженной кровли, маленький домик на фоне огромного здания.

-Предлагаю и вам поразмышлять над вопросом:

-Зачем автор использует прием контраста  в картине?(-К чему хотел привлечь внимание художник?)

Для детей становится открытием, что художник   подчёркивает и социальные контрасты города Петербурга. М. Добужинский переживал, что наряду с  грандиозной   пышностью улиц, громадных зданий  существовал и другой Петербург: с трущобами,   бесконечными заборами, тёмными, похожими на колодцы, дворами с деревянными домиками, в которых жили простые, бедные люди. Художник писал: «Меня уколола изнанка города». Оттого и мрачна, печальна эта картина, - тёмные цвета, приглушённые тона навевают тоску.

        В стихотворении С.Маршака картина более яркая, много белого цвета. И настроение в начале стихотворения другое: восторженное.

- В чём же тогда сходство этих произведений?

   И Самуил Маршак, и Мстислав Добужинский создали  городской зимний пейзаж, но сделали это разными средствами, с разными чувствами и настроением.

После чего предлагаю учащимся задания разной сложности. Они выбирают    уровень сложности по желанию. Предлагаю Вам поработать  по карточкам в приложении 2.

    Итог деятельности: создание собственных творческих  работ учащихся, основанных на интерпретации художественного произведения, репродукции картин и личного опыта, и иллюстрирование образа зимы по своему представлению. Это «зимние этюды», проекты «Зима-волшебница». (Слайд 12)

Второй  уровень в моей конструкции представлен следующим образом. (Слайд 13)

-Если вам необходимо узнать точное время, как вы об этом спросите?

-А почему не секунда или минута?

А в притче Ф.Кривина ««Часы, минуты, секунды»…. 

Часовая стрелка на семейных часах движется медленно-медленно.

 Как дедушка.

 Минутная стрелка движется побыстрей.

 Как папа.

 А самая маленькая стрелочка бегает быстро-быстро.

 Как бегают маленькие.

 Стрелка-дедушка показывает часы, стрелка-папа — минуты,

 а самая маленькая стрелочка — секунды, потому что она и секунды не может на месте посидеть.

 Папа минуты не может на месте посидеть.

 А дедушка сидит целый час. Для него часы пролетают так, как для других минуты и секунды.

 Грустно дедушке, что для него так быстро пролетают часы,

 и чтоб отвлечь его от этих невеселых мыслей, у него то и дело спрашивают: который час?

 Слышите, как?

 Не которая минута.

 Не которая секунда.

 А который час.

Из уважения к дедушке.

- Приходилось ли Вам догонять время?

- А можете припомнить случай, когда время бежало вдогонку за вами?

Такие вопросы, не предполагающие конкретного ответа, а позволяющие пофилософствовать,  я предлагаю ученикам на третьем этапе «Кульминация. Вершина воображения!»,  уровень  «Овладение».

 (Слайд 14)

Учащиеся самостоятельно находят проблему, определяют пути решения, объясняют  ход своих рассуждений и делают  вывод.

Так, после изучения притчи Ф.Кривина «Часы, минуты, секунды», знакомства со скульптурами С. Дали «Танец времени», «Фантастической симфонией» Г.Берлиоза  предлагаю поразмышлять о времени и о себе. (Слайд 15)

-Давайте и мы вместе поразмышляем над вопросом : я -  соВРЕМенный человек ? (Какими критериями вы воспользуетесь, оценивая себя во времени?)

Я подвожу детей к выводу о том, что время свободно и независимо от нас. Человек же невластен над временем и может не успеть найти свое место в мире семьи, школы, города, страны.  

Итогом работы становится социально значимый  творческий проект «Моё место в жизни» (Слайд 16)

Перед вами дидактическая конструкция третьего уровня. (Слайд 17)

Заключение.

…Таким образом, обоснованная межпредметная интеграция позволяет мне успешно формировать целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и помогает решать  сверхзадачу, которую я ставлю пред собой – это нравственное воспитание детей.

Моя мечта, чтобы мои ученики могли выбрать верный путь, по которому им идти по жизни. В конечном итоге я хочу, чтобы выпускники могли ориентироваться в накопленных человечеством художественных ценностях, в мире современной культуры и вырабатывать свои собственные оценки и эстетические суждения.

Приложение 1

С.Т. Аксаков

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

          Синицы всех родов, не улетающие на зиму, кроме синицы придорожной, которая скрылась уже давно, пододвинулись к жилью человеческому, особенно синица московка. Звонкий, пронзительный её свист уже часто слышен в доме сквозь затворенные окна. Снегири также выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах, и скрипучее их пенье, не лишённое какой-то приятной мелодии, тихо раздаётся в голых кустах и деревьях.

                Ещё не улетевшие дрозды, с чоканьем и визгами собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы, куда манят их ягоды бузины, жимолости и, ещё более, красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черёмухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями.

     

И.А.  Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

                                                                                                                                  Приложение 2

Задание 1. Обогатите текст средствами художественной выразительности

Вот             пришла                 зима.           Снег           покрыл             землю.           В                 лесу                      тихо.            Хлопья       снега                лежат

на               деревьях.

Задание 2. Подберите рифму к словам

Снежинка –  _________________

Зима –    _____________________

Речка –   _____________________

Мороз –  _____________________

Задание 3. Сочините стихотворение о зиме, используя слова

_______________________ снежинки

____________________  все тропинки  

____________________________ дома

____________________________ зима                                           Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.  Интеграция позволяет научить ...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

На мой взгляд, прошло время массовых стандартов знаний. Настало время сделать образование конкурентоспособным. Но как? Как раскрыть творческие способности и приучить  детей к свободе  ...

Презентация мастер-класса "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир "

Презентация мастер-класса  "Дидактическая конструкция  уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир  в его органич...

Доклад "Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции"

В докладе описываются, что интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Что интеграция в современной школе идёт п...

Выступление по теме "Межпредметная интеграция на уроках и внеурочной деятельности"

Актуальная тема, так как именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека...

Мастер - класс на тему "Межпредметная интеграция - развитие целостной картины мира"

Мастер - класс на тему "Межпредметная интеграция - развитие целостной картины мира обучающихся" на примере урока окружающего мира 3 класс "Кто что ест" с использованием кругов Эйле...