ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)
статья (2 класс) на тему

СОЛОВЬЕВА  МАРИНА ПАВЛОВНА

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать обычный урок необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? И это не случайно.  Новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к школе. Среди многообразия современных образовательных технологий мы выделила для себя те, которые, на наш взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена, это: здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо,   информационно-коммуникативные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bikbaeva_s.i._soloveva_m.p.statya.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(из опыта работы)

Бикбаева С.И.

Соловьева М.П.

Учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №6 » г. Казани

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать обычный урок необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? И это не случайно.  Новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к школе. Среди многообразия современных образовательных технологий мы выделила для себя те, которые, на наш взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена, это: здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо,   информационно-коммуникативные технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Современные исследования последних лет показывают, что дети, поступающие в школу, уже имеют ослабленное здоровье. Поэтому одной из первостепенных задач считаем сохранение здоровья своих учащихся. Работу в этом направлении можно представить в виде таблицы.

Кабинет

Урок

Внеклассная работа

Работа с родителями

Соблюдение санитарно-гигиенических условий (Согласно СанПин)

-Доброжелательная атмосфера

-Чередование различных видов деятельности

-Количество видов преподавания

-Игровые приёмы

-Проведение оздоровительных минуток

-Валеологическое направление упражнений

-Классные часы

-Мероприятия

-Беседы

-Встречи с медработниками

-Выпуск газет

-Проведение родительских собраний;

лекториев

- Праздники

- Памятки

 

Тем самым мы добиваемся снижения уровня тревожности обучающихся на уроках.  

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

       Технология критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии «вызова», «осмысления», «рефлексии». Каждый этап включает в себя огромное количество различных приемов, среди которых всегда можно найти свои, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания. Данные приёмы мы систематизировали и использовали в своей работе на разных этапах урока.

Урок окружающего мира по теме «Стояние на Угре»

Стадия вызова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Учитель: - Поиграем в игру «Верю – не верю». У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны.

  1. Верно ли, что Дмитрий вступил на московский престол в 12 лет?
  2. Верно ли, что в 1385 году огромное ордынское войско двинулось на Русь?
  3. Верно ли, что на военном совете было решено перейти Дон и принять бой на Куликовском поле?
  4. Верно ли, что битва началась единоборством Дмитрия и ордынского  воина?
  5. Верно ли, что  рядом со своим войском  бился и Дмитрий Донской?
  6. Верно ли, что  тактика Дмитрия  Донского помогла одержать победу над войсками Мамая?
  7. Верно ли, что страшное зрелище представляло собой Куликовское поле после битвы?
  8. Верно ли, что Куликовская битва имела громадное значение для всего русского народа?
  9. Верно ли, что Дмитрия прозвали Донским, как и отца?
  10. Верно ли, что освобождение Руси произошло в 1480 после «стояния на реке Угре»?

Учитель:- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?

Учитель:- Выделите  из нашего вопросы ключевые - важные слова

             Освобождение Руси,   1480 год, стояние на Угре

Учитель:-  Предлагаю ещё слова: река, Иван III,отказался платить дань, победа, хан Ахмат и войско.

Используя слова и материал предыдущих уроков, выскажите свои предположения о теме урока и постройте «дерево предсказаний»: Тема - ствол. Листочки - прогнозы. Веточки — аргументы.

Работа с текстом в группах. Для работы используем прием «Фишбоун» (рыбий скелет). Каждая группа заполняет свой «скелет»

Учитель:- Я предлагаю тему: «Что помогло победить русским войскам на Угре?». 

Голова – «Что помогло победить русским войскам на Угре?»

Левая часть (косточки)

1.Великое Московское княжество  усилилось .

2.  Иван III отказался платить дань.  

3.Русские пушки.                                          

4.Русские князья против ордынцев.

5.Наступление долгожданных холодов.

Правая часть(косточки)

1. Орда ослабела.

2.Хан Ахмат, собрав войско, идёт на                       войну

3. Огонь и грохот выстрелов на ордынскую конницу наводили панику

4. Предательство польского короля

5.У татар не было тёплой одежды, корма для лошадей

Учитель: - Какой вывод можно сделать после выполненной работы?

Хвост – «Эта победа помогла освобождению Руси от монгольского ига».

Использование на уроках приёмов развития критического мышления позволило улучшить понимание прочитанного и услышанного; научиться анализировать текст, выбирая нужную информацию, задавать вопросы и вырабатывать собственное мнение; вести исследовательскую работу в группе. Уроки с применением приёмов критического мышления приносят положительный  результат. Дети очень увлечённо работают на уроках, с удовольствием составляют кластеры, синквейны, таблицы.  

Информационно-коммуникативные технологии.

Информационно-коммуникативные технологии дают большие возможности каждому учителю. Пройдя одними из первых обучение компьютерной грамотности, мы решили сделать компьютер своим союзником. Мультимедийные презентации, вовлечение детей в поиск нужной информации, использование ЭОР, составление тестов, интерактивные экскурсии, использование уроков по обучающим дискам «Кирилла и Мефодия» - вот те средства, которые помогают в нашей работе.

       Первым нашим шагом в этом направлении было использование на уроках мультимедийных презентаций, многие из них наши собственные.  Это дало нам возможность самостоятельно выстраивать урок, включая в него различные виды работ. Применение ИКТ сделало уроки более интересными, увлекательными, яркими, эмоционально-насыщенными. Мы помогаем детям увидеть лунную ночь А. Куинджи и почувствовать всю красоту этой ночи, включив произведения Римского-Корсакова, услышать оперного певца Ф Шаляпина, заглянуть в избу к нашим предкам, постоять рядом с колыбелью и услышать мамину песню. Благодаря использованию ИКТ у учеников сформировался стойкий интерес к предметам. Ребята уже сами подбирают в интернете иллюстрации и репродукции по темам.

Элементы технологий мы сочетаем на разных этапах урока. Представляем это в таблице.

№ п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

 Создание игровой ситуации

Здоровьесберегающий подход

Психофизическая тренировка Алгоритмическая разминка

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

3

Работа по теме урока

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК,

разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнение, конкретизация, обобщение

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Проектная технология

Создание проекта по теме

Информационно-коммуникативные технологии

Тестирование на ПК,

разноуровневые задания на ПК

6

Рефлексия

Технология оценивания

Лист самооценки

Литература

   1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: изд-во Новосиб. ин-та пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2003.С.56-58

2. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.С.12-15

3. Загашев И.О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.С.45-50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).

Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Данный материал освещает основные образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС....

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе. Из опыта работы.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата.Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные...

Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)

Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. (Из опыта работы)

Здоровьесберегающая технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и раз...