представление опыта работы
методическая разработка по теме

Аря Геннадьевна Сембил

разработка конкурсного методического объединения Учитель года-2014

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление  опыта работы учителя начальных классов ГБОУ РТ Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната 6 вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Донгак А. Г.

      - Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри.

      -  Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.

      -  С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше, когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала, что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Учительский труд – это каждодневная работа со своими удачами и неудачами, победа и поражениями. И каждый день я для ребят:

        руководитель

        участник

        советник

        товарищ

        наблюдатель

Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

    Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

        В связи с этим приоритетным направлением становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.  

     Следовательно, мной выбрана проблемная тема «Технология проблемного обучения в начальной школе». Над ней я работаю второй год и применяю эту тему на уроках математики, родного языка (ужуглел) и русского языка, также в кружковых занятиях. Например, использование нестандартных видов деятельности на уроках математики с применением проблемных ситуаций в развитии логического мышления исключительно велика. Один из эффективных способов развития мышления является решение детьми нестандартных логических задач.

    Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребёнку к изучению «классической» математики. В этом отношении весьма характерен следующий пример. Крупнейший математик современности, создатель московской математической школы, академик Николай Николаевич Лузин, будучи гимназистом, получал по математике сплошные двойки. Учитель прямо сказал родителям Н.Н. Лузина, что их сын в математике безнадёжен, что он туп и что вряд ли он сможет учиться в гимназии. Родители наняли репетитора, с помощью которого мальчик еле-еле перешёл в следующий класс.

     Однако репетитор этот оказался человеком умным и проницательным. Он заметил невероятную вещь: мальчик не умел решать простые, примитивные задачи, но у него иногда вдруг получались задачи нестандартные, гораздо более сложные и трудные. Он воспользовался этим и сумел заинтересовать математикой этого, казалось бы, бездарного мальчика. Благодаря такому творческому подходу педагога из мальчика впоследствии вышел учёный с мировым именем, не только много сделавший для математики, но и создавший крупнейшую математическую школу.

  Но не только на математике, а и на других уроках  я применяю нестандартные задания.   В этом году, когда стал вопрос о кружке художественно-творческого  направления, мной была разработана программа кружка «Весёлый карандаш», Материалы я беру из разных источников: «Логические игры и головоломки», «Занимательная математика», «Ужуглелге немелде материал», «Работа над словарными словами».

  И я стараюсь разрабатывать уроки таким образом, чтобы ребятам было интересно постигать новые науки. Искренне убеждена, что именно с интереса к обучению начинается процесс глубокого освоения предмета.

В соответствии с этим поставлена цель моей работы создать предпосылки для развития логического мышления младших школьников.  

Ведь мышление играет особо  значимую роль в развитии интеллектуальных способностей младшего школьника.

Так как обучение в начальной школе длится 4 года, свою главную цель я разделила на 4 этапа.  Ключевые идеи каждого этапа взаимосвязаны.

Только благодаря сочетанию этих условий могут состояться детские открытия. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие задания: загадки, ребусы, шарады, тематические кроссворды, игры на составление из геометрических фигур различных предметов и так далее. Все эти задания выстроены  в определенной последовательности: от простой - к сложной.

Сегодня, чтобы  уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.

 С начала самостоятельно осваивала работу с компьютером, а затем прошла курсы базовых знаний ИКТ , проводимые ЗРЦ МОУ СОШ Кызыл-Мажалык № 1.  С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень. В настоящее  время стала участницей дистанционного краткосрочного курса и обучаюсь по теме «Современные основы работы на персональном компьютере», проводимые  Институтом дистанционного повышения квалификации г. Новосибирска.

В результате общения с коллегами на школьных конкурсах и семинарах  расширяю свои профессиональные познания.  В 2009 году я была участницей и номинантом республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года». И с этого времени постоянно участвую в школьных конкурсах. В этом 2013-2014 учебном году мной были размещены разработки уроков по математике, русскому языку, родному языку на моём персональном мини-сайте www.nsportal.ru, также размещены материалы на личном сайте www.ucoz.ru. В настоящее время готовлю проект «Азбука профессий», который будет длиться в 3 года, к размещению на личной странице на сайте www.proshkolu.ru .

 Работа над развитием логического мышления при проблемном обучении на уроках в начальной школе охватывает все сферы моей педагогической деятельности.

Много интересного происходит в школе и предлагаются различные УМК. В  настоящее время работаю по УМК «Школа России». Цель программы - многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика. Программа обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить её, способность самоконтроля и самооценки.

Технология  проблемного обучения основана на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Интересно использовать такие приемы создания проблемных ситуаций, как:

  • Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
  • Столкнуть разные мнения учеников вопросом  или практическим заданием.
  • Дать практическое задание,  не сходное  с предыдущими.

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект

В каждой ситуации учащиеся вынуждены самостоятельно искать решения, а я лишь формирую, разъясняю проблему.

Часто использую технологию игровых  методов. Именно игра позволяет младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе, а  отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила.

 В играх особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.

Наряду с групповыми формами работ, я применяю индивидуальные с опорой на дифференциацию, сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе создаётся группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам. Например, Мерген постоянно поддерживает и помогает  Найыру и Чойгане, Айран и Айслан вместе поддерживают друг друга, поэтому и воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма).

Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковые игры, что направлено на развитие моторики, памяти, внимания, а также для глаз. 

Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения - помощники в моей работе. Они развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости. В результате дети работают на уроке с интересом.

Уже в этом учебном году мои ученики Оюн Мерген, Торештей Айслан, Торештей Айран приняли участие в дистанционном всероссийском олимпиаде проекта «Инфоурок» по предмету «Математика». Педагоги - организаторы отметили хорошую оценку при выполнении заданий. Им присвоены сертификаты за активное участие в олимпиаде. Эти лучшие достижения я буду помещать на странички своих «Портфолио». Со временем, в нём станут появляться новые стихи, грамоты, сказки, рисунки, сочинения, фотографии, а дети становятся более любознательными.

Все эти годы я не только учитель, но и классный  руководитель. Я считаю, что  воспитание – процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается во внеурочной деятельности. В 2011 году я была участницей первого школьного конкурса «Самый классный классный!» и стала победителем диплома 2 степени.

 Целью моей воспитательной работы является  формирование   личности, способной к саморазвитию, самореализации в постоянно развивающемся мире; формирование патриотизма, гражданственности, также духовной, экологической, информационной культуры, навыков ЗОЖ.

 С этой целью планированы и проведены классные часы, игры, конкурсы, беседы ( «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «День матери», «Прощания с Азбукой», состязание здоровячков «Папа, мама и я – спортивная семья и многое др.).

В этом учебном году работаю с 1 классом. В классе сейчас 5 учеников. Все они разные по возрасту, и по уровню развития, и по характеру. С первых дней пребывания детей в школе, выявляю уровень личной готовности детей, ищу тропинки к их взволнованным сердцам, работаю над сплочением класса, как коллектива. Мои ученики  доброжелательны, дружелюбны и воспитаны. Стараюсь, чтобы дети любили меня, но не «сюсюканьем», а строгостью, лаской, разумностью и трудом.

Подвести определённые итоги деятельности уже возможно.

Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать применяя их. Обязательно продолжу работу по применению проектной технологии, буду изучать методики повышения уровня учебной мотивации школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы в форме электронной презентации

Для регистрации и участия в заочном туре Всероссийского конкурса «Учитель года России» в оргкомитет конкурса предлоставлена данная презентация....

Представление опыта работы

В основе моей методической системы «Формирование навыков безошибочного письма на основе психологических и педагогических диагностик Н.П. Локаловой» лежат идеи реализации личностного подхода на уроках...

Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.

Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профе...

Представление опыта работы

Обобщение моей деятельности по преподаванию предмета "Истоки" в начальной школе...

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

Представление опыта работы на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования "Внедрение в практику работы идей нейролингвистического программирования, направленных на развитие информационной культуры младшего школьник

В основе работы - книга «Понимать детей – дело интересное», автор Е.С. Гобова, ведущий специалист – психолог методического кабинета Управления Образованием РФ. Задача автора со...