модель организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе на краеведческой основе
статья (3 класс) по теме
описание модели взаимодействия участников образовательно-воспитывающей деятельности при реализации ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa_prilozhenie.docx | 14.46 КБ |
statya_model.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ОСНОВЕ | ||||||
ФГОС НОО | ||||||
ООП НОО МБОУ «СОШ № 11» | ||||||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания | Программа формирования экологической культуры и здорового безопасного образа жизни | Программа коррекционной работы | Программа формирования УУД | Программа внеурочной деятельности Сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования | ||
УМК «Перспектива» | ||||||
учитель | воспитатель ГПД | Классный руководитель | Родители | 1.Мастер-классы по темам уроков технологии и ИЗО 2. праздники, походы, турслеты, общественно полезные практики, участие в социальных проектах 2. Авторская программа Е.Ю.Дмитриевой «Мой город Ижевск» + туризм 3. Мониторинг соответствия планируемым результатам ООП НОО | ||
Работа с учащимися | Работа с семьями | |||||
1.Краеведческая направленность предметов в УМК 2. Выполнение заданий раздела курса «окружающий мир» «За страницами учебника» 3. Привлечение родителей : КТД, семейные народные праздники, Дни здоровья, сопровождение выполнения проектов, исследовательской деятельности 4. Проведение родительских собраний, лекториев, КТД 5. Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей) | ||||||
Авторская программа Н. В. Борлуковой, Г.С. Волковой «Краеведение. 2-4 классы » Взаимодействие с культурно-просветительскими учреждениями города: 1. Нетрадиционные формы проведения уроков по окружающему миру, технологии, ИЗО, внеклассному чтению и разделу учебника литературного чтения «Самостоятельное чтение» 2. Встречи с интересными и значимыми земляками; ознакомление с биографиями выпускников, земляков, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма, высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. 3. Проведение мероприятий, развивающих двигательную активность учащихся: подвижные игры разных народов, народные праздники, интеллектуальные игры с краеведческой тематикой | ||||||
Гражданско – патриотическое, экологическое | Общественно - полезная | Спортивно-оздоровительное | Художественно-эстетическое | Научно-познавательное | Проектная |
Предварительный просмотр:
Муратаева КадрияДамировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 11» г.Ижевска
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Базовые национальные ценности (малая Родина, народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа) должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей, способствуя сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России
В качестве основы для построения интегрированной комплексной образовательно-воспитывающей среды для младшего школьника средствами УМК «Перспектива», воспитывающего воздействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, родителей учащихся, педагогов дополнительного образования, культурно-просветительских учреждений представляет ценность авторская программа Н. В. Борлуковой, Г.С.Волковой «Краеведение. 2-4 классы », как синтез тем природоведческого, исторического, искусствоведческого содержания. Стержневыми являются темы «Я, моя семья, мои соседи» (2 класс) , «Мой Ижевск» (3 класс), «Моя Удмуртия» (4 класс), объединяющие следующие содержательные линии « Природа моего края», «История края», «Культура и традиции народов», ««Почему языки такие разные?», « Межэтническое общение», « Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности», «Я исследователь».
Содержание позволяет осуществить интегрирование изучения тем программы «Краеведение» в содержание всех учебных предметов УМК «Перспектива» (в нем авторским коллективом тоже заложена краеведческая направленность образования и воспитания), использовать как основу для построения системы воспитывающей деятельности классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, педагогов дополнительного образования при организации внеурочной деятельности младшего школьника по ФГОС НОО.
В содержание предмета «Окружающий мир» УМК «Перспектива» включены понятия «культура» и «человек». Темы «Я и моя семья», «Моя семья-часть моего народа», «Мы - семья народов России» (1 класс), «Мы – союз народов России» ( 2 класс), обеспечивают формирование отношения к семье как основе общества, знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи, формирование культуры межэтнического общения, уважения к истории и образу жизни представителей народов России. В разделах «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето» (2 класс) организовано знакомство с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с изменениями в природе.
Тематическое содержание программы 3 класса организует проблема «Круг жизни в природе и культуре». В учебнике эта проблема раскрывается в ходе изучения взаимных связей в природных сообществах (раздел «Мир как дом») и закономерностей социально-нравственного характера в устройстве семейной жизни, чрезвычайно значимых как для формирования ценностной сферы отдельного человека, так и для сохранения духовно-нравственного здоровья целого общества (раздел «Дом как мир»). Важность этой проблемы для жизнеспособности общества подтверждается тем, что с древних времён поэтапное становление и развитие человеческой личности от рождения до кончины было этически и эстетически осмыслено разными народами Земли в особой культуре семейного лада. Эта культура была тесно связана с хозяйственной деятельностью людей в определённых природно-климатических условиях и с духовными ценностями ведущих культурообразующих верований, характерных для того или иного исторического времени.
В результате каждый народ создал семейные обряды и обычаи, укрепляющие связь разных поколений в семье; накопил уникальный психолого-педагогический опыт, помогающий каждому человеку выстраивать жизнь в семье, ориентируясь на систему общепринятых духовно-нравственных ценностей, идеалов и норм, соразмерно со своими возрастными физическими, психическими, социокультурными возможностями и потребностями, изменяющимися по мере взросления и развития личности
Освоение ценностей традиционной семейной культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в учебнике 3 класса позволяет последовательно формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни. Это происходит на основе сопоставления современной точки зрения на необходимость бережных, любящих взаимных отношений в семье, важность заботы о своём здоровье, здоровье своих родных и традиционной народной точки зрения на семейный лад.
Усиление воспитывающего воздействия духовно-нравственных и культурных народных ценностей в теме «Народные праздники» программы «Краеведение» возможно через экскурсии, посещение мастер-классов по декоративно-прикладным ремеслам в центре «Галерея», праздника «Рябиновый разгуляй» в ДД(Ю)Т , в музее-комплексе «Лудорвай», поездку «В гости к Тол Бабаю» в Шаркан, походы в культурно-просветительские учреждения (филармонию, музеи, театры, библиотеки). Это обеспечивает для младшего школьника общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов, возможность позиционирования себя как носителя определённой культуры, исторически связанного с родной землей и поколениями предков. Раздел «За страницами учебника» актуализирует базовые семейные ценности, возможность творческого взаимодействия с семьями учащихся при организации воспитательной работы в классе (праздники «Мы все разные, но все же первоклассные!», «День Здоровья», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Родной и единственной посвящаем!»), музейные культпоходы, встречи с интересными и значимыми земляками. Использование проектной технологии («Моя родословная», «Семейные реликвии») позволяет учащимся собрать и представить материал в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация).
Учебники «Русский язык», «Литературное чтение» позволяют изучать русский язык как средство межнационального и международного общения, наблюдать за изменениями значения слов, учиться правилам коммуникации и в то же время осваивать систему правил родного, русского, иностранного языка. Включение тем программы «Краеведение» ( в разделе «Почему языки такие разные?» есть темы «Язык и география», « Какие языки похожи друг на друга? Как определить родственные языки? Как возникают родственные языки?») позволяет конкретизировать содержание понятий «родной язык» и «государственный язык», назвать языки народов Удмуртии, предложить правила общения людей разных национальностей, назвать слова приветствия, прощания, знакомства, предложения дружбы, извинения, просьбы и т.д. ( на родном для ребенка языке ), послушать их звучание на разных языках
Тексты подобраны так , чтобы ученики имели возможность наблюдения традиций, единства нравственно-эстетических и морально-этических ценностей разных народов. Использование сочетания чтения со звучанием народной музыки, знакомством с творчеством художников и демонстрацией образцов декоративно-прикладного творчества разных народов способствуют социальной, межэтнической, межкультурной коммуникации учащихся. Произведения разделов «Мы идем в библиотеку» («Пословицы и сказки народов родного края о дружбе), «Жизнь дана на добрые дела», «Лад и согласие – первое счастье», «Мои самые близкие и дорогие» на уроках литературного чтения, «Народный календарь» на уроках окружающего мира, « Народные промыслы», «Земля - наш отчий дом», «Человек и человеческие отношения» на уроках ИЗО, «Искусство дарит людям красоту», «Передача радости и веселья в рукотворных изделиях» на уроках технологии, акцентируют роль образования, труда, творчества в жизни человека. Параллельное использование тем программы «Краеведение » позволяет актуализировать основы культуры межэтнического общения (« Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями», « Способы решения спорных вопросов в соответствии с принципами толерантности», « Народные игры и общение»).
На уроках математики, одновременно с освоением предметных знаний, учащиеся выполняют дешифровку слов, текстов с нравственными понятиями, нормами поведения, культуры речи, фамилиями великих российских деятелей науки и культуры. Краеведческий материал позволяет составление учащимися в творческом домашнем задании аналогии, чтение дополнительной литературы для составления краткого рассказа о знаменитом земляке, последующее использование полученных знаний при проведении интеллектуальных игр, игры «Поле чудес».
Внеурочная деятельность учащихся в данной модели реализуется за счет сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования (Дворец Детского (Юношеского) Творчества, Республиканский эколого-биологический центр), применения различных форм по программе «Краеведение. Туризм» (теоретические и практические занятия, подвижные и интеллектуальные игры, экскурсии, мастер-классы , культпоходы в культурно-просветительские учреждения города и республики, общественно полезные практики, туристические прогулки и поездки по городу Ижевску и Удмуртии), способствует формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, обеспечивает готовность младшего школьника к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Таким образом, для воспитания, социально-педагогической поддержки, становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России может быть построена на краеведческой основе модель организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе в единстве урочной, внеклассной и внеурочной деятельности при интеграции возможностей УМК «Перспектива», единства воспитывающей деятельности классного руководителя и родителей, сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
МОУ Байловская СОШ Самостоятельная работа на тему: «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» ...
«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
МОУ Байловская СОШ Самостоятельная работа на тему: «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать....
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. ”. В системно-деятельностном подходе категория ...
Выступление на секционном занятии объединения начальных классов «Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе»
laquo;Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе»...
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ДОМЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (материал для проведения научно-практического семинара)
Довольно часто знания, получаемые, в процессе любой образовательной деятельности, бывают далеки от реальной жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной ситуации, являются мерт...
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку. ( презентация)...