Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
материал по теме

Горина Елена Владимировна

 

 МОУ Байловская СОШ

 

 

 

Самостоятельная работа на тему:

 

«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 

 

 

Выполнил слушатель купрсов

учитель начальных классов

МОУ Байловской СОШ

Горина Елена Владимировна

                                                       ЗАВ.курсами Карцева С.А.

 

 

Пичаево 2010г.

 

 

 

Содержание

  1. Проектирование учебной программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования.  Программа формирования УУД.

         Нормативные основания разработки учебной программы;

Цель и задачи учебной программы в соответствии с требованиями к качеству образования;

Программа формирования УУД.

  1. Системный подход к обучению русскому языку в начальных классах. Вариативные программы и УМК.

          основные направления обучения русскому языку в начальной школе;

           вариативные УМК: особенности целей и задач, методов обучения,              содержания учебного материала;

          тематическая целостность, целесообразность упражнений и учебных  заданий;

          комплексный подход к изучению русского языка;

          обязательный минимум  содержания образовательных программ по  русскому языку.

  1. Методика формирования полноценного восприятия литературных навыков и читательских умений. Вариативные программы и УМК.

           Литературное чтение – начальная ступень единого и непрерывного  курса литературы в средней школе;

           Цикл учебников по литературному чтению, их ориентация на реализацию целей и задач курса;

           Новые подходы к урокам литературного чтения.

  1. Современные методики проведения уроков технологии в начальной школе.

            Вариативные курсы «Технология» в начальной школе.

 

 

Проектирование учебной программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования.  Программа формирования УУД.

      Потребности социальной адаптации личности и развития общества в целом выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Как отмечено в документе о приоритетных направлениях развития образования в РФ, современное образование – «… это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».

     На современном этапе в системе образования существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности педагога и учащегося, который получил название «образовательная программа». Образовательная программа начинает рассматриваться нормативным документом, описывающим условия организации образовательного процесса, содержание и образовательные возможности, одновременно являясь проектом деятельности, динамично реализующейся ее участниками: учителем и учеником. Образовательная программа ориентирована на создание личностно развивающих условий, удовлетворяющих потребностям ребенка в выборе содержания, уровня усвоения, форм и методов обучения.

    Конкурентноспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня в первую очередь не тем или иным уровнем сформированности у обучающихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельсти по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Именно поэтому формирование общеучебных умений и навыков является,сегодня приоритетом начального общего образования. В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит

 

представление об образовании как  институте социализации личности, В контексте культурно-исторического системно - деятельностного подхода выделяются, во– первых, основные задачи образования как института социализации, во-вторых, набор ценнностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского  общества.

           Что такое учебная программа и  ее виды.

    Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении

является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены  основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным  предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное  описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

       К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная

 программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

   Учебная  программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации  с учетом требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; обязательного минимума содержания учебных программ; максимального объема учебного материала для учащихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов исследовательской и проектной  деятельности в каждом классе; познавательных интересов учащихся; целей и задач образовательной программы школы; выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического  обеспечения.

       Главной задачей современной системы  начального образования является формирование УУД, обеспечивающих умение учиться, способность

 

 

личности саморазвиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта.

       Термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность действий обучающегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность

      Функции УУД состоят:

  • в обеспечении возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

         Основные виды УУД:

1.Личностный.

2.Регулятивный.

3.Познавательный.

4.Коммуникативный

      Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить

 

нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

     Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик.

        Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

        Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

       

 

       Обучающиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

          Общие рекомендации по формированию  УУД в ходе образовательного процесса:

  • Необходимость выделения цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленными возрастом  психологическими особенностями обучающихся.
  • Определение ориентировочной основы каждого УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки обучающихся в его выполнении.
  • Поэтапная отработка универсальных УУД, обеспечивающая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или  сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

         Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности,  соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

 

         

Системный подход к обучению русскому языку в начальных классах.

Вариативные программы  и УМК

     В современной школе взгляд на  язык только со стороны грамматики (теория) и правописание следует признать слишком узким. Дети имеют право почувствовать «цвет  и вкус» русского языка, познать богатство языковых средств, обогатить ими свою речь и стать людьми «говорящими», «пишущими», умеющими свободно общаться в различных жизненных сферах. Изменить ситуацию может введение в систему курса наиболее перспективных подходов и принципов обучения русскому языку.    Важнейшими из них являются культурологический и коммуникативно ориентириванный подходы.

         В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в трех системах начального обучения (традиционная начальная школа, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина - Давыдова) интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. В силу того, что учителю сложно смоделировать свой комплект учебников, были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. К целостным моделям относятся: УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - профессор Н.Ф. Виноградова), УМК «Школа 2000…» - «Школа 2100» (научный руководители академик А.А. Леонтьев и Л.Г. Петерсон), УМК «Гармония» (научный руководитель - профессор Н.Б. Истомина), УМК «Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков), УМК «Классическая начальная школа», УМК «Перспектива» (под редакцией Л.Ф. Климановой») образовательная система

 

Л.В. Занкова, система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. личных источниках для выполнения учебных заданий.      

     Общим для учебников УМК «Школа 2100» является дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.

Учебники Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В. Прониной соответствуют  требованиям нового стандарта

     Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Цели обучения русскому языку по учебникам Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной в основной школе - это овладение обучающимися четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

       Задания учебников по русскому языку построены и сформулированы таким образом, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности (алгоритм нахождения орфограмм по опознавательному признаку, открытие новых знаний с использованием проблемно-диалогической технологии, работа с текстами упражнений, правил и определений в технологии продуктивного чтения и т.д.).

      С помощью упражнений в учебнике, дидактическом материале, в тетрадях для проверочных и контрольных работ ребенок не только «тренируется» выполнять операции (приемы), т.е. учится предметно-практическим действиям, но и постигает способы и приемы учебной деятельности (техника разных видов разбора), деятельности познавательной

 

(способы работы со словарем), учится самостоятельно выбирать наиболее подходящий прием решения задач (в том числе и орфографических), искать свои собственные, не встречавшиеся в его опыте приемы решения, выходящие за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений.

       Данный УМК обеспечивает следующие учебные действия:

  • Регулятивные– выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат:
  • Коммуникативные– вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, уметь формулировать высказывание:
  • Познавательные– извлекать информацию, использовать различные виды чтения и фиксации информации, делать логические выводы и т.п.
  • Личностные.

       Многие тексты упражнений несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Новизна подходов к построению курса "Русского языка" по УМК «Начальная школа 21 века» заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.
        Курс "Русский язык" состоит из трех, безусловно, взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: "Как устроен наш язык" (знакомство с основными лингвистическими знаниями), "Правописание" (формирование грамотного письма) и "Развитие речи" (развитие речи учащихся). Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

          Развивающая система обучения Д.Б. Эльконина - Давыдоваучит детей самостоятельно мыслить, строить предположения, выдвигать гипотезы и пытаться их доказать с помощью аргументов, основана на построении научной системы понятий, освоении общих принципов решения определенного класса задач.

    Новая система обучения русскому языку органически связана с обучением грамоте и имеет общую с ним коммуникативно-речевую, познавательную и нравственно-духовную направленность.
        Особенность курса УМК «Русский язык» – в целостном взгляде на язык, который обеспечивает изучение в тесной взаимосвязи системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения.
      Язык в новой системе рассматривается как важнейшее средство общения, познания и воздействия, как особая знаковая система, где в качестве знака выступает не звук или буква, а слово в единстве его значения и звучания. Изучение слова и предложения как двусторонних единиц языка проводится на структурно-образных моделях, в коммуникативно-речевых ситуациях и текстах различной стилистической направленности, что значительно повышает интерес к языку и речи, способствует осознанному изучению грамматики и орфографии.
     Новый комплексный подход к изучению языка развивает функциональную грамотность обучающихся, повышает уровень их общей культуры и творческой активности, учит детей общаться и лучше понимать друг друга.

    Задания позволяют формировать алгоритмы учебных действий и осознанно использовать орфографические правила и навыки в письменной речи. Предлагаемые задания и формы работы (творческая, самостоятельная, парная, групповая) развивают интерес к изучению языка, воспитывают внимание и уважение к слову

 

 

Методика формирования полноценного восприятия литературных навыков и читательских умений. Вариативные программы и УМК

      Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной , эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

         Цель курса “Литературное чтение”– это литературное развитие младших школьников в процессе обучения. Это введение детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта ребёнка, помощь в становлении самостоятельного читателя.

      Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка-читателя:

•        обеспечение полноценного восприятия произведения, понимания обучающимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;

•        работа над навыком чтения;

•        формирование литературоведческих представлений и понятий, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

•        включение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, развитие речи;

•        расширение круга чтения младших школьников.

        В результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить монологическое и диалогическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и т.д.

 

     Новый УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования. Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий.

   Основная особенность курса «Литературное чтение» заключается в его целостности: единстве структуры учебников; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

    Учебный материал разделен на инвариантную и вариативную части. Во всех книгах комплекта с помощью специально подобранных заданий заложена возможность работы обучающихся в парах и группах.

   В учебниках, в конце каждой темы, представлены проверочные работы и тренинговые задания. В организации внеурочной деятельности учителю помогают специальные развороты проектной деятельности обучающихся.

          Цельуроков литературного чтения по УМК «Школа-2100» – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

        Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.

    

      Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

      Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (1 класс – «Капельки солнца*»; 2 класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3 класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4 класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для обучающихся.

     В учебниках литературного чтения  за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала.  Все учебники объединены внутренней логикой.

      Таким образом, начальная школа  должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

 

 

 

 

 

         

 

 

 

Современные методики проведения уроков технологии в начальной школе.

      В настоящее время трудовое обучение в начальной школе изменяется по своему содержанию в зависимости от системы обучения, типа учебного заведения и его назначения. Большинство программ носят инновационный характер, т.е. относятся к разряду нетрадиционных, например программы "Технология в трудовом обучении", "Художественный труд", "Технический труд", "Конструирование и моделирование" и др. Содержание перечисленных разработок в обязательном порядке основано на базовых (традиционных) навыках и умениях, которыми должны овладеть обучающиеся в начальной школе. Это - множество различных технологических операций: сгибание, резание, склеивание, лепка, аппликация, навыки соединения деталей различными способами и многое другое

     Главные целиразвивающих систем Д.Б. Эльконина –Давыдова, Л.В.Занкова и др, определяющие содержание, методы и систему организации трудовой деятельности детей, заложены в специально разработанной программе. В массовом опыте работы по данной программе трудового обучения в начальной школе полностью оправдал себя ряд авторских идей, например, такие: все программные знания, навыки и умения дети приобретают в процессе изготовления изделий, необходимых в повседневной жизни.

       Инновационные программы  построены по общему и неизменному принципу использования возможностей технологии выполнения различных работ. Новым, нетрадиционным в данном случае является подбор материала для изучения технологических операций для каждой индивидуальной программы в различной последовательности. Например, программа "Технологии в трудовом обучении" предоставляет возможность знакомства с

 

технологией каждой операции (сгибание, резание, соединение) на всех материалах (бумаге, картоне, ткани, металле, природных материалах).                                   Программа "Художественный труд" содержит изучение технологии художественной обработки тех же материалов. В ней логично объединяются два предмета - изобразительная деятельность и трудовое обучение. Цель данной работы - создание законченного художественного образа и грамотное выполнение при этом всех технологических операций.

      Программы по трудовому обучению в начальной школе обычно строятся на изучении материалов, применяемых на уроках, их технологической обработке и знаниях об используемых инструментах. От того, что в этой цепочке занимает  главенствующую роль, во многом зависит суть и программное содержание преподаваемого предмета.

          Разделы основной (традиционной) программы трудового обучения в начальной школе:

1) работа с бумагой и картоном;

2) работа с тканью;

3) работа с различными материалами;

4) техническое моделирование

       Развивающие системы предлагают выделить и рассмотреть новую группу нетрадиционных материалов, которая поможет значительно расширить и разнообразить перечень видов деятельности на уроках труда по данным разделам.

        Под термином "нетрадиционные" подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы. Это может быть, например, применение упаковочного гофрированного картона для выполнения различных композиций, возможность замены дорогостоящего бисера различным бросовым материалом и т.д. Термин "нетрадиционные материалы" включает в себя и ограничение применения того или иного

 

материала в различных регионах и областях республики. Например, выжигание по ткани является привычным видом деятельности в школах Ярославской области, а плетение из бересты характерно для Карелии.

            Основными результатами обучения технологии являются:

  • начальные технико-технологические ЗУН по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора;
  • начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач.

Обучающиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.Абасов З.А. Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности школьников. Завуч -№8- 2004.

2.Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе  - Ростов –на –Дону: Изд-во «Учитель», 2002

3.Механизмы реализации новых государственных  образовательных     стандартов/Л.Г.Петерсон //Начальная школа  -2008

4.Примерная основная образовательная  программа образовательного учреждения (начальная школа)

5.Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения //Начальная школа -№9 -2009

 6.УМК «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспективная начальная             школа», УМК по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и Л.В.Занкова , УМК          «Классическая начальная школа», УМК «Гармония», УМК «Начальная школа 21 века», УМК «Школа России».

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //Вестник образования -2009-№3

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

Рекомендации по организации исследовательской деятельности с учащимися начальной школы

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать ...

модель организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе на краеведческой основе

описание модели взаимодействия участников образовательно-воспитывающей деятельности при реализации ФГОС НОО...

Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе

При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести р...