семинар -практикум Современный урок (ФГОС)
методическая разработка по теме
семинар -практикум о структуре современного урока в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка семинара | 32.59 КБ |
презентация к семинару | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация
Цель :
Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Задачи
1.Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
2.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3.Создать условия для активного взаимодействия всех участников педагогического совета.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Сухомлинский В.А.
Ход семинара:
1.Орг. момент. Участникам семинара предлагается выбрать ключик по цвету (желтый, розовый, голубой и зеленый). Предлагаем занять свои места по цвету выбранного ключика.
Создание ситуации успеха:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Начнем мы с такой притчи:
Наберись смелости и сделай попытку! ( слайд)
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Нам учителям , работающим по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования.
Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что с позиций нового федерального государственного образовательного стандарта – стандарта второго поколения, результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования (слайд) "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию".
В стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:
(слайд).личностные, регулятивные, общепознавательные коммуникативные действия.
Для того чтобы приблизиться к решению задач, обозначенных новым стандартом, можно решать многие методические проблемы при обучении : развивать отдельные блоки УУД, все блоки в целом, диагностировать метапредметные результаты обучения, но урок остается уроком!
Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Поэтому наша встреча посвящена уроку.
2.Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации:
Коллеги, посмотрите на доску и по ключевым словам определите тему нашего семинара. (ФГОС, современный урок, реализация задачи, второе поколение).
Работа в группах
Участники групп по ключевым словам формулируют предполагаемую тему семинара.
Выступление групп.
3.Формулирование темы семинара. Постановка учебной задачи.
Тема: « Современный урок в свете внедрения ФГОС» (Слайд и на доску тему).
Рефлексия содержания мастер класса
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
ФГОС Современный урок |
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего семинара? (ставим цели)
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Цель нашей встречи следующая. (на слайде5).
Тогда приступим к работе.
Предлагаю спланировать учебную работу исходя из цели семинара. (вспомнить ФГОС второго поколения, какова структура современного урока.)
План работы :
1Что такое ФГОС второго поколения?
2.Современный урок в системно- деятельностном подходе.
3. Рефлексия.
И так, мы составили план работы.
А кто же нам поможет? (Справочная литература, коллеги, ведущие, консультанты)
4. Переход к решению частных задач.
Начинаем с понятия ФГОС второго поколения. А поможет нам Шишкина Л.П.
Выступление
Рефлексия. Возвращаемся к заполнению таблицы. Что я узнал о ФГОС.
Переходим к следующему вопросу.
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Что значит "деятельность"?
- целеустремленная система;
- есть обратная связь;
- всегда имеет генетически развивающийся план анализа.
Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются:
Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;
Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия,обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.
Новый результат формулируется в виде конкретных задач:
1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)
3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения
Меняется и представление об уроке.
Для того чтобы подвести итог сказанного, предлагаем составить Синквейн
(Синквейн к понятию Системно -деятельностный подход). В группах участники составляют, затем на доску вывешивают свои синквейны. На слайде правила заполнения .
Физминутка .
Меняется и представление об уроке.
Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные
Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
1. Урок введения новых знаний.
2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
5. Урок контроля знаний и умений.
6.Урок коррекции знаний, умений и навыков. (работа над ошибками).
7. Комбинированный урок.
Вашему вниманию предлагаем познакомиться с деятельностью педагога, работающего по ФГОС.
(таблицы, работа в группах)
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС
|
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Групповая и индивидуальная |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения |
Основная оценка – оценка учителя | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Создание портфолио | ||
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | ||
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Заметили ли вы изменения в деятельности педагога, работающего по ФГОС?
Работа в группах.
Для практической работы в группах рассмотрим особенности структуры урока введения нового знания на основе технологии деятельностного подхода.
(раздаем конспекты уроков )
Задание отметить, что нового вы заметили в предложенных уроках как в содержании, так и в оформлении?
Обсудите в группах.
Рекомендуем использовать технологические карты так как это-
это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Для того чтобы сформировать ваше представление о других типах уроков, предлагаем вам печатный материал, который вы можете использовать у себя на уроках. (раздаем памятки о структурах урока).
Рефлексия. Возвращаемся к заполнению таблицы. Что я узнал о современном уроке.
Возвращаемся к целям. Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? Подумайте в группах, обсудите и выскажите свои мнения.
Высказывания групп.
Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности. Успешное осуществление школьниками учебной деятельности предполагает развитие такого мыслительного процесса, как рефлексия.
Рефлексия является одним из этапов современного урока в условиях ФГОС.
Как вы считаете, присутствовала ли рефлексия на нашем семинаре?
5. Итог семинара.
Так что же для нас современный урок ?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Мы сегодня пытались построить работу семинара по структуре современного урока в системе деятельностного типа обучения.
Как вы думаете, нам это удалось сделать?
Давайте вспомним нашу притчу.
За что визирю дали место при дворе?
Кто из вас готов набраться смелости что то изменить в себе, в своей работе для успешной реализации задач, поставленных ФГОСом.
6.Рефлексия
Возьмите свой ключик и повесьте нам доску.
7. Стих
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Сухомлинский В.А.
« Наберись смелости и сделай попытку!»
Одна из важнейших задач системы образования формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию". (из ФГОС)
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные
Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения
Цель педсовета Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
ПЛАН 1 Что такое ФГОС ? 2. Современный урок в системно – деятельностном подходе. 3. Рефлексия
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования ? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 « Закона об образовании » и представляют собой « совокупность требований , обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями , имеющими государственную аккредитацию ».
Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования
Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Формировать, давать знания Развивать умения Целью школы становятся не только знания, но и умения: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком сохранять и укреплять своё здоровье В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться
Стандарт выдвигает три группы требований : • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ; • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования ; • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования .
Меняется метод обучения (с объяснительного на деятельностный ); Меняется подход к оценке результатов обучения ( оцениваются не только знания , умения и навыки , но и, прежде всего , метапредметные и личностные результаты ) Меняется система аттестации учителей ( оценивается качество управления учебной деятельностью учащихся ); Меняется система аттестации школ ( оценивается качество организации перехода школы к реализации ФГОС НОО). Целью школы становятся не только знания , но и умение их добывать и ими пользоваться .
Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению Моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Согласно концепции ФГОС, будут оцениваться следующие результаты : Научные знания и представления о природе , обществе , человеке , знаковых и информационных системах ; Умения , реализуемые в учебно-познавательной , исследовательской , практической деятельности , обобщенные способы деятельности ; Коммуникативные и информационные умения ; Умения оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций ; Способность к контролю и самоконтролю ; Способность к творческому решению учебных и практических задач . Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно , изучив программы учебных предметов , представленные в основной образовательной программе .
Системно – деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Системно – деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Цель деятельностного подхода воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Ставит цели решает задачи отвечает за результат УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ. УЧИТЬ СЕБЯ
Что значит «деятельность» ? целеустемленная система есть обратная связь всегда имеет развивающийся план анализа
Деятельность как основная форма жизнедеятельности младших школьников Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д.Ушинский
Принцип психологической комфортности Принцип творчества
Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению Моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа : преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). С и н к в е й н
Организация деятельности учеников на уроке происходит через: 1.постановку цели деятельности ; 2.планирование своих действий по реализации поставленной цели ; 3.саму деятельность ; 4. рефлексию полученных результатов .
Методы реализации проектные интерактивные активные исследовательские
Урок введения новых знаний. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок контроля знаний и умений Урок коррекции знаний, умений и навыков (работа над ошибками).… Комбинированный урок
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура современного урока (ФГОС)
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал....
Технология проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока ФГОС.
Данная статья опубликована в материалах межрегионального научно-практического семинара по теме "Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образова...
Семинар "Проектирование современного урока. ФГОС.
Основной формой организации учебного процесса по- прежнему остаётся урок....
Семинар – практикум «Использование современных технологий, методов и приёмов на уроках для достижения метапредметных результатов»
laquo;Формирование метапредметных связей на уроках»...
Семинар-практикум "Целеполагание и рефлексия, как этапы современного урока по ФГОС"
Практическое занятие для педагогов по работе с этапами целеполагания и рефлексии при планировании урока...
20 марта 2020 года в дистанционной форме проведен семинар-практикум «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с РАС»
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с РАС по различным вариантам адаптированных образовательных программ...
Выступление на семинаре «Средства современного урока в условиях реализации ФГОС ОВЗ (нарушение зрения)»
В настоящее время в России, как и во всех странах мира, увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из централ...