Семинар "Проектирование современного урока. ФГОС.
статья на тему

Гавришева Ольга Николаевна

Основной формой организации учебного процесса по- прежнему остаётся урок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги.

 

Сегодня мы вновь обращаемся к теме Федерального государственного образовательного стандарта и, помня о его требованиях к реализации образовательной программы, хотим поделиться опытом работы, вынести на обсуждение и выслушать ваши мнения по вопросам такой актуальной темы, как : «Проектирование современного урока в рамках реализации ФГОС НОО»

Макс фон Лауэ немецкий физик, имеющий опыт преподавания в учебных заведениях в разных странах мира, утверждал, что «Образование- это то, что останется, когда всё выученное забудется»

Так как же нужно организовать учебный процесс, чтобы осталось побольше. Основной формой организации учебного процесса по- прежнему остаётся урок.

Развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования, значит, и урок должен быть личностно-ориентированным.

Урок будет деятельностным. Ведь в основе лежит системно-деятельностный подход с освоением универсальными способами деятельности.

И, конечно же, в центре современного урока- не знания, а способность ребёнка применить эти знания на практике ( т.е. его компетентность).

Чтобы урок был эффективным, чтобы создать на нём условия для проявления познавательной активности учеников, учитель этот урок моделирует.

Этапы моделирования урока: 

  • Проектирование (обдумывание) урока.
  • Определение темы, целей, типа и формы урока.
  • Отбор учебного материала

(его содержание, объём,   связь с   ранее изученным,  

дополнительный материал для дифференцированной работы  

и домашнее задание).

  • Выбор наиболее эффективных  методов и приёмов обучения

в данном классе, разнообразных видов деятельности

учащихся и учителя на всех этапах урока.

  • Выбор наглядных пособий и средств обучения.
  • Определение формы  контроля за учебной деятельностью.  
  • Продумывание форм  подведения итогов урока.
  • Описание урока (составление технологической карты)

Говоря об уроках деятельностной направленности их можно распределить в следующие группы:

1.Уроки «открытия» нового знания(ОНЗ)

2.Уроки отработки умений и рефлексии

3.Уроки построения системы знаний  

    (общеметодологической  

     направленности)

4.Уроки развивающего контроля

5. Уроки –исследования

    ( уроки творчества)

Сегодня мы более подробно хотим остановиться на конструировании урока открытия нового знания (ОНЗ).

В соответствии со структурой урока, которая включает уже известные вам этапы,

Структура урока ОНЗ:

1.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2.   Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3.  Выявление места и причины затруднения.

4.  Построение проекта выхода из затруднения.

5.  Реализация построенного проекта.

6.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.  Включение в систему знаний и повторение.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

составляем алгоритм конструирования урока:

Алгоритм конструирования урока ОНЗ:

1. Выделить и сформулировать новое знание.

2. Смоделировать способ открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии  

    нового знания.

4. Определить необходимые знания и способы их повторения.

5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень

     необходимых мыслительных операций и знаний.

6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный

     эталон.

9. Определить приемы организации и проведения первичного  

     закрепления.

10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11. Провести анализ урока по конспекту.

12. Внести при необходимости коррективы в карту урока.

Более подробно о подготовке к различным этапам урока расскажут мои коллеги, преподаватели 1-й ступени образования.

Итак, грамотный, технологичный, современный урок спроектирован. Однако, не нужно забывать – что урок –это в первую очередь отношения между людьми.

Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия на уроке. Ребёнок хочет учиться, когда получается, когда не страшно,  когда интересно.

Очень важен настрой преподавателя на качественное проведение урока и то, как чётко он продумает своё педагогическое поведение.

Современный урок - это ещё и современный учитель!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование Современного урока В рамках реализации ФГОС НОО

Слайд 2

«Образование- это то, что останется, когда всё выученное забудется» Макс фон Лауэ

Слайд 3

Этапы моделирования урока : Проектирование (обдумывание) урока. О пределение темы, целей, типа и формы урока. Отбор учебного материала (его содержание, объём, связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). Выбор наиболее эффективных методов и приёмов обучения в данном классе, разнообразных видов деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Выбор наглядных пособий и средств обучения. Определение форм ы контроля за учебной деятельностью. Продумывание форм подведения итогов урока. Описание урока (составление технологической карты)

Слайд 4

1 .Уроки «открытия» нового знания(ОНЗ) 2 .Уроки отработки умений и рефлексии 3 .Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности) 4 .Уроки развивающего контроля 5 . Уроки –исследования ( уроки творчества)

Слайд 5

Структура урока ОНЗ: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слайд 6

Алгоритм конструирования урока ОНЗ: 1. Выделить и сформулировать новое знание. 2. Смоделировать способ открытия нового знания. 3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые знания и способы их повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и знаний. 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления. 10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11. Провести анализ урока по конспекту. 12. Внести при необходимости коррективы в карту урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Структура современного урока (ФГОС)

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал....

семинар -практикум Современный урок (ФГОС)

семинар -практикум о структуре современного урока в рамках ФГОС...

Технология проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока ФГОС.

Данная статья опубликована в материалах межрегионального научно-практического семинара по теме "Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образова...

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...