Работа с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания
статья по теме
Школе и семье трудно друг без друга успешно осуществлять воспитание молодого поколения. Только совместные усилия учителей и родителей дают возможности улучшить как учебно-воспитательную работу в школе, так и воспитание школьников в семье. Поэтому важна работа учителя с родителями, особенно, с теми, чьи дети ходят в начальную школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Белоярская средняя общеобразовательная школа
С.Белый Яр Алтайского района Республики Хакасия
Работа с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания
подготовила
учитель начальных классов
Додонкова Екатерина Святославовна
С. Белый Яр, 2013г.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. . .»
Л. А. Кассиль
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Именно сейчас назрела необходимость перестройки школьного воспитания. Поэтому и была разработана «Концепция духовно-нравственного воспитания школьников».
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации были выбраны источники нравственности. Одним из таких традиционных источников является семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов.
Священник Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «вся духовно-нравственная работа вне семьи, нужна и значит очень много, но никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Вне семьи и мимо семьи духовно-нравственное воспитание не будет иметь влияния»
Школе и семье трудно друг без друга успешно осуществлять воспитание молодого поколения. Только совместные усилия учителей и родителей дают возможности улучшить как учебно-воспитательную работу в школе, так и воспитание школьников в семье. Поэтому важна работа учителя с родителями, особенно, с теми, чьи дети ходят в начальную школу. В основу всей работы с родителями, несомненно, должен быть положен системный подход. Логика системного подхода на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы. Можно выделить восемь направлений системы работы с родителями.
Основные направления работы
- Изучение семей
- Информирование
- Просвещение
- Консультирование
- Обучение
- Совместная деятельность
- Партнерские сотруднические отношения
- Обмен опытом по духовно-нравственному воспитанию
- Принятие обоюдного решения о выборе «индивидуального воспитательного маршрута ребёнка» по духовно-нравственному развитию
Начиная с азов в начальной школе мы, учителя, пытаемся пользоваться опытом и поддержкой родителей учащихся. На этом этапе мы рассматриваем нашего ученика с различных сторон его развития и пытаемся уделить внимание тем проблемам, которые проявляются через воспитание в семье. И здесь наша с вами работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности. Я предлагаю вам следующие формы работы с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания.
Формы работы с родителями
- Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
процесса духовно-нравственного воспитания в семье
- Ведение социального паспорта класса
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы
- Лекторий для родителей на духовно-нравственные темы
- Дни открытых дверей
- Проведение совместных учебных мероприятий
- Совместное участие вместе с детьми в выставках и конкурсах
- Индивидуальные беседы на тему нравственности
- Создание в классе «телефона доверия «Учитель-родитель, родитель-родитель»
- Обмен родительским опытом в классе «А как у вас? Учимся вместе»
- Создание буклетов, памяток, брошюр на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников»
- Электронная почта «Искусство воспитывать»
- Создание сайта для родителей «Школа семейной духовной культуры»;
- Привлечение родителей к участию в Интернет-форумах на тему духовно-нравственного воспитания
- Интернет-переписка в режиме онлайн
- Проведение совместных с детьми праздников
- Совместные походы, экскурсии
- Работа с Родительским комитетом
Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 6-10 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными? Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.
Использованные Интернет-ресурсы
- http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=29&id_article=356
- http://www.prodlenka.org/klassnomu-rukovoditeliu-publikatcii/vzaimosviaz-semi-i-shkoly-v-vospitanii-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
- http://www.openclass.ru/node/245431
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе.
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
"Дорога к доброте" разработка занятия по направлению духовно-нравственного воспитания
внеурочная деятельность по направлению духовно-нравственного воспитания учащихся...
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....
Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Современная работа с родителями в направлении духовно-нравственного развития личности
Выступление на районном семинаре...