Содержание нравственного воспитания младших школьников
методическая разработка по теме
Нравственные аспекты воспитания на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание нравственного воспитания
младших школьников
Выступление на методическом совете.
Учитель Карп Татьяна Владимировна
МОУ «Волосовская НОШ»
Нравственное воспитание является процессом, направленным на формирование личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, такие, как долг, честь, совесть, достоинство превратить во внутренние стимулы личности каждого учащегося. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит как в учебном процессе, так и во внеурочное время. На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. В учебном процессе младшие школьники приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе учащиеся знакомятся с нравственными понятиями, но объем знаний с каждым годом увеличивается, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. В 1-ом классе учитель вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Учитель, чтобы развить нравственное сознание школьников, помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из художественной литературы).
Нравственное воспитание – формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.
Содержанием нравственного воспитания через отношения выступают такие качества личности как:
отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;
отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность .
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными, поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Учитель использует разные формы работы: словесные (рассказ учителя, этическая беседа); практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); наглядные (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.)].
Этические беседы способствуют приобретению школьниками нравственных знаний, выработке у них этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у учащихся твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.
На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Совместная работа школьников рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности.
Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достояни].
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе нравственного воспитания учащиеся должны не только понимать нравственные нормы, но у них должны сложиться правила нравственного поведения и сформироваться:
способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
нравственный смысла учения;
основы морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
эстетические потребности, ценности и чувства;
способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности .
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.
Успешность нравственного воспитания школьников во многом определяется работой, которую организует и проводит учитель. Слово учителя – это самый главный инструмент нравственного воспитания школьников. Он дает нравственную оценку поступкам, разбирая поведение реальных людей и персонажей произведений, изучаемых по школьной программе. Нравственному воспитанию школьников отвечает не только содержание предмета, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и сама личность учителя. Нравственное воспитание школьников в коллективе наиболее эффективно тогда, когда каждый ученик занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой. Это помогает развиться чувству собственного достоинства и сформировать адекватную самооценку. Такое нравственное воспитание школьников без специального внешнего побуждения заставляет ребенка соответствовать нравственным представлениям, принятым в обществе.
Таким образом, нравственное воспитание младших школьников, осуществляемое в школе, обеспечивает формирование любви к Родине, бережное отношение к природе, творческое отношение к труду, а результатом его является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Нравственное воспитание школьников"
Программа направлена на формирование таких качеств личности у детей с интеллектуальными возможностями здоровья как: осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали, кул...
Деятельностный подход в воспитании нравственности младших школьников.
Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно прот...
Задачи и содержание патриотического воспитания школьников
Сложность патриотического воспитания современных школьников обусловлена следующими факторами...
Социально-значимая деятельность как содержание воспитания младших школьников.
На основе анализа рекомендованной литературы провести сравнение особенностей воспитания в традиционной и инновационной системах....
Формирование нравственности у школьников.Основные методы нравственного воспитания
Раскрывается проблема нравственного воспитания. Кратко рассматриваются основные методы нравственного воспитания: метод убеждения, метод коррекции поведения, метод игровых ситуаций, метод стимулировани...
Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...