Игры на уроках русского языка
материал по теме

Нелин Надежда Александровна

Игры на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Слабое звено»

Схема самой игры взята из известной телевизионной передачи. К доске выходят пять учеников. Каждому из них по цепочке задается три вопроса. Ученик, ответивший на наименьшее количество вопросов, садится. Начинается второй тур. И так продолжается игра, пока не остается двое, которые и разыгрывают первое место. Сама игра длится не более пяти минут. Количество участников может варьироваться. Бывало, играл весь класс целиком. В этой ситуации, чтобы не затягивать время, садились не по одному, а сразу по несколько проигравших учеников. Победителю и финалисту можно поставить положительные оценки. Проигравшим оценки не ставятся. Данную игру можно давать на разных этапах урока. Особенно она эффективна в конце, когда дети утомлены и их работоспособность снижается. В игре важен характер вопросов. Они должны быть разнообразны, неожиданны. Это обостряет игру, позволяя не самым сильным ученикам добиваться побед.

Игра «У кого больше очков»

Эта игра рассчитана на целый урок. Может вполне использоваться как самостоятельная работа. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2 и 3 балла. В случае правильного ответа ученики получают соответствующий балл. Если ответ неверный, получают ноль баллов. Вопросы задаются по цепочке. За урок в классе из двадцати пяти учеников каждому учитель успевает задать по 5 вопросов. Перед детьми заранее рисуется балловая шкала. 11-15 баллов – «5», 7 – 10 баллов – «4», 3 – 6 баллов – «3», ниже 3 баллов – «2». Чтобы обеспечить соответствующую для самостоятельной работы дисциплину, достаточно снимать баллы за подсказки. Вопросы на 1 балл – примитивные, на 2 балла – средние, на 3 балла – трудные.

Игра «Лишнее слово»

Эта традиционная игра хороша применительно к любой теме русского языка. Использовать ее можно абсолютно на любом этапе урока.  Сама игра рассчитана на пять минут. Детям предлагается несколько слов ( от 3 до 5 ), они должны выбрать лишнее и записать его. Из десяти заданий отличную оценку вполне можно ставить за 8 – 10 правильных ответов.

Игра «Определи количество запятых».

Эта игра особенно эффективна при изучении темы «Синтаксис». Суть ее такова: учитель зачитывает предложение, а дети определяют количество запятых и либо устно отвечают, либо записывают в тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Данный вид устной работы рассчитан на пять – семь минут и зависит от количества предложений, запланированных учителем.

Крестики-нолики

При работе по парам интересно использовать правила всем знакомой игры «Крестики-нолики». Ребятам раздаются листочки бумаги, расчерчивается таблица, но вместо крестиков и ноликов в квадратики предлагается вписывать слова с изучаемыми орфограммами. Если изучается тема «Чередование гласных в корне слова», то игроки с заданиями первого варианта вписывают слова с чередующимися гласными и с буквой и, а игроки с заданиями второго варианта – с буквой е. Если изучается тема «О и ё после шипящих», то, соответственно, вписываются слова с буквами о и ё после шипящих и т.д. По окончании игры выявляются победители, затем те, кто сыграл вничью. Некоторые из слов записываются в тетрадь и комментируются.

Обмен

Игра «Обмен» также предполагает работу по парам, но в данном случае пары создаются и распадаются в течение игры произвольно. Каждому учащемуся выдается карточка, на которой написано несколько слов с пропущенными буквами. Ему предстоит вставить пропущенные буквы и объяснить условия выбора. Лучше, если во всех словах будет вставляться одна и та же буква и необходимо будет вспомнить одно и то же правило. Слабым учащимся можно предложить более легкие для написания слова, а сильным – потруднее, чтобы быть уверенным, что все справятся с заданием. Во время выполнения задания учитель подходит к некоторым учащимся и оказывает им помощь. Разрешается пользоваться учебниками, словарями, схемами. Выполнив задание, ученик отыскивает взглядом товарища, который также закончил работу, и подходит в нему. Происходит обмен карточками. Вновь полученные карточки изучаются, учащиеся объясняют друг другу, какие буквы надо вставить в слова и почему. Если ответ неверный, то владелец карточки указывает на ошибку и объясняет правило. В спорных случаях возможно обращение к учителю. Затем слова записываются в тетрадь, орфограммы выделяются, ученик ищет следующего партнера, чтобы продолжить игру.

Игра заканчивается по сигналу учителя. Подсчитывается количество слов, выявляются победители. Пока класс выполняет следующее задание, учитель просматривает тетради победивших и в случае обнаружения ошибок корректирует результаты. Ошибки анализируются, слова записываются.

Итоги можно подвести и другим способом: собрать тетради и оценить каждую работу исходя из количества правильно написанных слов, а оценки выставить в журнал. Подобная форма работы используется и при изучении пунктуации, тогда ребятам предлагается расставить знаки препинания и объяснить пунктограмму. В качестве варианта вместе с заданиями «Вставьте пропущенные буквы» или «Расставьте знаки препинания» дается дополнительное: найти «третье лишнее» и объяснить, почему именно это слово или предложение является третьим лишним. Карточки в таком случае заполняются соответствующим дидактическим материалом.

Преимущество данной модели урока в том, что она, с одной стороны, стимулирует учащихся к выполнению как можно большего количества заданий, а с другой стороны – позволяет каждому работать в своем темпе. К тому же все участники игры выступают не только в роли обучаемых, но и обучающих, что повышает их самооценку. Возможность во время урока передвигаться по классу снимает напряженность.

По мере того как учащиеся усваивают правила и привыкают к выполнению подобных заданий, проведение их занимает все меньше времени на уроке и приносит все больший результат. Учитель же постепенно накапливает необходимый дидактический материал, и в дальнейшем подготовка к проведению игр почти не занимает времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра....

Презентация "Игра на уроках русского языка"

Игра "Мы знакомые слова" способствует выработке навыка грамотного письма словарных слов, развивает мышление, память; пробуждает интерес к занятиям по русскому языку. Игру можно использовать на каждом ...

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

игры на уроках русского языка

Учителям начальнах классов...

"Карусель" Обучающая игра на уроках русского языка и риторики.

"Мы играем не потому, что бываем детьми,но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть." К.Гросс. Я считаю, что  игра всегда была и будет одним из самым эффективных приёмов обу...