игры на уроках русского языка
материал по русскому языку (4 класс) по теме

Учителям начальнах классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Слабое звено»


Схема самой игры взята из известной телевизионной передачи. К доске выходят пять учеников. Каждому из них по цепочке задается три вопроса. Ученик, ответивший на наименьшее количество вопросов, садится. Начинается второй тур. И так продолжается игра, пока не остается двое, которые и разыгрывают первое место. Сама игра длится не более пяти минут. Количество участников может варьироваться. Бывало, играл весь класс целиком. В этой ситуации, чтобы не затягивать время, садились не по одному, а сразу по несколько проигравших учеников. Победителю и финалисту можно поставить положительные оценки. Проигравшим оценки не ставятся. Данную игру можно давать на разных этапах урока. Особенно она эффективна в конце, когда дети утомлены и их работоспособность снижается.
В игре важен характер вопросов. Они должны быть разнообразны, неожиданны. Это обостряет игру, позволяя не самым сильным ученикам добиваться побед.
У меня много примеров, когда победителями становились безнадежные троечники.
Пример игры см. в приложении №1.

Игра «У кого больше очков»


Эта игра рассчитана на целый урок. Может вполне использоваться как самостоятельная работа. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2 и 3 балла. В случае правильного ответа ученики получают соответствующий балл. Если ответ неверный, получают ноль баллов. Вопросы задаются по цепочке. За урок в классе из двадцати пяти учеников каждому учитель успевает задать по 5 вопросов. Перед детьми заранее рисуется балловая шкала. 11-15 баллов – «5», 7 – 10 баллов – «4», 3 – 6 баллов – «3», ниже 3 баллов – «2». Чтобы обеспечить соответствующую для самостоятельной работы дисциплину, достаточно снимать баллы за подсказки. Вопросы на 1 балл – примитивные, на 2 балла – средние, на 3 балла – трудные.
Пример игры см. в приложении №2.

Игра «Лишнее слово»


Эта традиционная игра хороша применительно к любой теме русского языка. Использовать ее можно абсолютно на любом этапе урока. Я чаще всего ее даю в середине урока, когда необходимо переключить внимание детей, дать им отдохнуть после письменного упражнения.
Сама игра рассчитана на пять минут. Детям предлагается несколько слов ( от 3 до 5 ), они должны выбрать лишнее и записать его. Из десяти заданий отличную оценку вполне можно ставить за 8 – 10 правильных ответов.
Пример игры см. в приложении №3.

Игра «Тест»


Тесты – явление в школе модное и постоянно прогрессирующее. За последние годы тест занял твердую позицию среди других заданий, которые предлагаются детям. Я не пытаюсь изменить саму суть теста, единственно, стараюсь максимально приблизить его к устной форме. Дети на слух воспринимают задание и ставят перед определенным номером только буквы ( а, б, в, г). Данный вид работы удобен, так как позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока как закрепление изученного материала.
Пример игры см. в приложении №4.

Игра «Вставить букву»


Эта игра носит скорее разминочный характер. Рассчитана она на две – три минуты. Детям учитель предлагает слова, в которых они должны определить гласную а или о, и или е. Данный вид работы позволяет закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова, а также правописание других корней с чередованием (раст – рос, лаг – лож, Бер – бир, касс – кос, зар – зор и т.д.) и правописание окончаний глаголов и имен существительных.
Эта игра может даваться в начале урока как разминка и проводиться только устно, когда дети тут же дают ответы, а может проводиться как небольшая проверочная работа, когда дети по номерам выписывают буквы, соответствующие определенным словам.
Пример игры см. в приложении №5.

Игра «Определи количество запятых»


Эта игра особенно эффективна при изучении темы «Синтаксис». Суть ее такова: учитель зачитывает предложение, а дети определяют количество запятых и либо устно отвечают, либо записывают в тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Данный вид устной работы рассчитан на пять – семь минут и зависит от количества предложений, запланированных учителем.
Пример игры см. в приложении №6.


Хочется подчеркнуть, что все вышеперечисленные виды устной работы вполне действенны и их можно использовать при оценке знаний ребенком. По сути своей они мало чем отличаются от письменных уражнений, но игровая ситуация вокруг данных заданий и практически полное отсутствие письма вселяет в детей уверенность в собственные силы.
В конце концов, если ученик неуспешен в письменных формах работы, это еще не значит, что у него возникнут проблемы в устных. Кроме того, здесь присутствует элемент везения, случайности. Данные задания подчас напоминают спортивную борьбу, в которую все дети разных возрастов с удовольствием включаются и играют. Играют, забывая, что это русский язык, что с ним у них большие проблемы, что будь на месте устных заданий письменные, сидели бы они и скучали, потому как давно утратили веру в собственные силы.
На мой взгляд, главная роль устной работы на уроке русского языка - сближение самого предмета и ребенка. Изначально между русским языком и ребенком, особенно неблагополучным по тем или иным причинам, стоит преграда – письмо, и далеко не все могут легко и беспрепятственно ее преодолеть. Устные упражнения, построенные в виде игры, - реальная возможность протянуть ребенку руку помощи, подружить его с этим страшным русским языком. Снятие страха, напряжения, комплекса неуспеха, который через тетрадки, через диктанты и прочие письменные упражнения охватывает ученика, - вот та задача, о который должен задумываться всякий учитель, идущий на урок. Иначе на месте страха вырастет ненависть к русскому языку, а сам предмет превратится в свод ужасающих немыслимых для нормального человека канонов, которые почему-то надо знать.
Игра – самое приятное занятие для ребенка. Игра вызывает в его психике только положительные эмоции. И если эти положительные эмоции будут тесно переплетены с правилами русского языка, то в глазах ребенка и сам предмет заиграет яркими, светлыми красками, столь важными для полноценной работы на уроке.

Приложение №1

Игра «Слабое звено» по теме «Причастие», 7 класс.

Тур 1
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
7.Сколько Н в «прожаренная рыба»? (две)
8. Сколько Н в «посаженый отец» ? (одна)
9. Сколько Н в «балованный малыш»? ( две )
10. Сколько Н в «названный в честь героя»? (две)
11. Сколько Н в «домотканая ткань»? (одна)
12. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
13.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
14.Сколько может быть лиц у причастия? ( ноль)
15.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)

Тур 2 
1.От какого спряжения образовано причастие «гонящий»? (второго)
2.От какого спряжения образовано причастие «ноющий»? ( первого)
3.Сколько Н в «желанный ребенок»? (две)
4.Сколько Н в «тучи рассеяны ветром»? (одна)
5.Сколько Н в «рассеянная девочка»? (две)
6.НЕ пишется слитно или раздельно в «не знающий усталости турист»? (раздельно)
7. НЕ пишется слитно или раздельно в «трава еще не покошена»? (раздельно)
8. НЕ пишется слитно или раздельно в «неподсудное дело»? (слитно)
9. Сколько родов у кратких причастий? (три)
10.Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам? (во мн.ч.)
12.Причастие «поющий» может быть кратким? (нет)

Тур 3
1. НЕ пишется слитно или раздельно в «совсем немытое стекло»? (слитно)
2. НЕ пишется слитно или раздельно в «далеко не мытое стекло»? (раздельно)
3. НЕ пишется слитно или раздельно в «совершенно некошеный луг»? (слитно)
4. Сколько Н в «линованная тетрадь»? (две)
5. Сколько Н в «недоваренный картофель»? (две)
6. Сколько Н в «срезанная ветка»? (две)
7.Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
8.Может ли быть у причастия суффикс – я - ? (да)
9.Может ли быть у причастия суффикс – ывающ - ? (нет)

Финал
1. Сколько Н в «золоченый перстень»? (одна)
2. Сколько Н в «посеребренное колечко»? (две)
1. У действительных причастий суффикс –вш- или –т- ? (-вш-)
2.У страдательных причастий суффикс –ящ- или –енн- ? (-енн-)
1. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми? (нет)

Приложение № 2


Игра «У кого больше очков» по теме «Повторение изученного в 7 классе», 8 класс

В
арианты вопросов на 1 балл.

1.Местоимение самостоятельная или служебная часть речи?
2.Причастный или деепричастный оборот всегда выделяется запятыми?
3.Изменяется ли наречие по степеням сравнения?
4.Слово «небрежно» относится к какой части речи?
5.У причастий бывает единственное число, а бывает и ….
6.Наречие – самостоятельная или служебная часть речи?

Варианты вопросов на 2 балла.

1.Сколько степеней сравнения у наречия?
2.Приведите пример наречия в превосходной степени.
3.Сколько Н в слове «путано»?
4.Как пишется наречие «бок о бок»?
5.Сколько Н в слове «малонаезженный»?
6.Приведите пример деепричастия с суффиксом -а-?

Варианты вопросов на 3 балла.

1.Какая приставка в местоимениях пишется через дефис?
2.Найдите в данном предложении все местоимения.
«Мы заметили, что все эти пещеры разной глубины».
3.Найдите в данном предложении все служебные части речи
«Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне».
4.Среди данных слов найдите наречие, у которого нет варианта по числу: на карачки, на дыбы, на цыпочки.
5.Среди данных наречий найдите то, которое пишется слитно: наотмашь, с панталыку, на авось.
6. Приведите пример предложения, в котором есть и причастный, и деепричастный оборот.

Приложение №3


Игра «Лишнее слово» по теме «И – Ы после Ц», 5 класс

1. циклон, лекция, цыплята, цифры
2. циркуль, куницын, белолицый, птицы
3. цинга, цыган, цитрус, цитата
4. на цыпочках, цикорий, циклон, цирк
5. полиция, циновка, цыкнуть, цитировать
6. коллекцию, комплекция, куцые, вентиляции
7. цифры, шепот, пшенка, жонглер
8. сестрицын, птицын, лисицын, цыган
9. цыплята, циновка, цыганский, на цыпочки
10. милиция, акация, белолицые, дикция

Приложение №4


Игра «Тест» по теме «Правописание Н – НН в прилагательных», 6 класс

1. В этом прилагательном пишется Н:
а) багряный рассвет
б) стеклянный завод
в) безветренная погода
г) истинная правда

2. В этом прилагательном пишется НН:
а) юный друг
б) песчаный карьер
в) глубинные бомбы
г) гостиная комната

3. Это слово не является исключением:
а) деревянный
б) серебряный
в) оловянный
г) стеклянный

4. Это прилагательное не имеет суффикса -ян- :
а) масляный
б) ветреный
в) конопляный
г) полотняный

5. Одна из НН относится к корню в слове:
а) клюквенный
б) вагонное
в) лекционная
г) старинное

6. В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожаный мяч
б) гостиный двор
в) лимонный сок
г) румяная девочка

7. В этом прилагательном нет суффикса –енн-:
а) бессмысленная работа
б) действенное предложение
в) естественные условия
г) безымянный герой

8. В этом прилагательном пишется НН:
а) картинная галерея
б) утиная охота
в) гусиные перья
г) лебединая песня


9. От этого слова можно образовать прилагательное с помощью суффикса –ан-:
а) кусок
б) песок
в) часок
г) мосток

10) В этом прилагательном нет суффикса:
а) серебряный
б) юный
в) ценный
г) багряный

Приложение №5


Игра «Вставить букву» по теме «Личные окончания глаголов», 4 класс
Какая буква стоит в окончании: ЕИ?
Увид.шь, застел.шь, побре.шься, догон.шь, прочита.те, расскаж.шь, игра.те, полож.шь, дерга.шь, держ.шься, пролета.шь, завис.те, отреж.шь, выстро.шь, смастер.те, откаж.шь, дыш.те, выигра.шь, измен.шь, потерп.шь, отлом.шь, расскро.шь, пример.те.

Приложение №6


Игра «Определи количество запятых» по теме «Сложноподчиненное предложение», 9 класс.

1)Ей сегодня примечталось, что совсем-совсем недолго ждать зимы седой осталось. (1)
2) Рано утром, когда и сапожник, и маляр, и булочник еще спали, охотник встал и стал собирать свои нехитрые вещи. (4)
3) Когда ветер стих и когда дождь прекратился, наступила полная тишина. (1)
4) Папа, когда обнаружил дневник Вовочки, увидел там кол по математике и полез за ремнем, который хранился в нижнем ящике стола. (3)
5)Бортпроводник сказала, что, хотя самолет и приземлился, с мест вставать нельзя. (3)
6) Женщина, стоя у плиты, все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя ее слова были привычными, защемило сердце. (5)
7) Когда мяч все-таки попал в окно, наша соседка, к которой и залетел мяч, громко закричала, завизжала и стала грозиться милицией, мужем, скалкой и самим Господом Богом. (6)
8) Когда человек утомлен и хочет спать, ему кажется, что то же самое состояние переживает природа. (2)
9) Было слышно, как по саду, еле передвигая своими больными ногами, шагал садовник и как скрипела его старая тачка. (3)
10) Ночью, когда все легли спать, Вовочка, который не спал, а только притворялся спящим, тихонько пробрался на кухню, открыл холодильник, облизнулся и стал потихоньку поедать одну за другой любимые мамины сосиски, которые исчезали во рту Вовочки с удивительной скоростью. ( 8)

2. Вставьте гласные. Выпишите слово, которое отличается от других по правилу, которое вы применили.

Расст...лается, распор...жается, предпол...гает, заж...гает, прор...стает.

3. Вставьте пропущенные приставки:

(про- пра- ) . . . родина, . . . рисовка, . . . работка;

(пре- при- ) бес . . . страстный . . . вратник, не . . . одолимая . . . града;

(пре- при- ) . . . зреть опасность, . . . зреть сиротку;

(обез- обес- ) . . . . цвеченный, . . . . главленный, . . . .жиренный.

4. Впишите соединительную гласную в сложные слова. Определите, какое из данных слов лишнее?

Земл...трясение, ави...билет, пят...книжие, мете...сводка, акр...батика. 

5. Вставьте Ъ или Ь знак. Подберите к данному слову такое слово, с которым оно чаще всего встречается.

Отдать на (вымирание, с...едение, счаст...е, лишения) – на съедение . 

С распростертыми (руками, об...ятиями, крыл...ями, волосами).

Неот...емлемое (волнение, пред...явление, право, подобие).

От...явленный (ворюга, глупец, д...явол, негодяй) . 

6. Напишите слитно или через дефис сложные существительные.

(Контр) адмирал , (сверх) проводник , (психо) терапевт, (экс) чемпион.

7. Образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -ск- и подберите точное определение к данным существительным.

Комик – комич н ая, комиче ск ая (опера, сцена); комическая опера, комичная сцена.

Лирик - ( отрывок, тон ).

Трагик - ( стиль, взгляд ).

Поэт - ( пейзаж, замысел ).

Драма - ( случай, жест ).

8. Вставьте пропущенные н – нн в прилагательные. Определите, какое из слов лишнее в каждой строке?

Дискусио...ый, телевизио...ый, авиацио...ый, телефо...ый.

Гуси...ая, сви...ая, ути...ая, кури...ая.

Песч...ый, серебря...ый, румя...ый, полотня...ый.

9 . Вставьте пропущенные н – нн в прилагательные и причастия.

Нечая...ая радость, нереше...ая задача, некипяче...ая вода, негаше...ая известь, незагруже...ая машина, непогаше...ый костёр.

10. Напишите слитно, раздельно или через дефис прилагательные.

(Западно) европейские страны , (пыльно) серебристая пальма ,

(старо) славянский язык , (сказочно) богатый американец ,

(эстрадно) цирковое училище .

11. На каком языке говорят в разных странах?

В Германии – на немец к ом, Испании – испан ск ом...

Во Франции , Финляндии , Словакии , Швеции , Канаде. 

12 . Образуйте сравнительную степень от данных прилагательных, если это возможно. Крутой – круче, милый – милее, деревянный – нет...

Могучий , плоский , плохой , гадкий , снежный , кроткий .

13. Замените данные выражения прилагательными с частицей не.

Сейф, который не горит – несгораемый.

Времена, которое никто не помнит .

Время, которое нельзя забыть .

14. Замените словосочетания сложным словом – существительным или прилагательным. Пожать руку – рукопожатие, добрая душа – добродушный.

Доброе сердце , милое сердце , биение сердца , болеет сердцем за всё.

15. Напишите числительные словами.

В 1593 году тюльпаны попали в Голландию из Турции.

К 168 видам диких тюльпанов сейчас добавилось ещё 485 культурных сортов. 

16. Правильно напишите сложное числительное. Например: 2 – властие (двоевластие); 2 - годник (второгодник); 2 - рогий (двурогий).

1 - майский , 1 – летний , 3 – классник , 3 – угольник .

17. Напишите правильно не с глалолами :

. . волить, . . вольничать, . . долюбить , . . долюбливать , . . дооценить.

18. Вместо глаголов неопределённой формы поставьте глаголы в форме настоящего времени.

И (бунтовать) , и (клокотать) , (хлестать) , (свистеть) , и (реветь) .

Дым (стелиться) над рейдом, (бороться) с волнами.

19 . Правильно напишите наречия. Объясните данные фразеологизмы.

Обращаться (за) панибрата, разбить (в) дребезги, держать (в) проголодь, сделать что-то (в) отместку, попасть кому-то (на) зубок .

20. От данных корней с помощью приставок образуйте наречия.

Например: с помощью приставок не-, в- по- и корня «пад» - невпопад.

Приставки в-, не- и корень «запа» - наречие .

Приставки не-, в- и корень «даль» - наречие .

Приставки ис-, под- и корень «тих» - наречие . 

21. Впишите пропущенные не – ни. Поставьте их слитно или раздельно.

Нельзя было ( . . ) почувствовать великолепия природы: ( . . ) чем ( . .) нарушаемая тишина, ( . . ) тронутость, ( . . ) кем ( . . ) пуганный зверь. Правда, ( . . ) увидишь здесь ( . . ) когда багряных красок, но ( . . ) может ( . . ) запомниться тебе ( . . ) уловимые для ( . . ) опытного глаза тона осеннего пейзажа.

22. Из данных в беспорядке слов составьте предложение.

Гул, в, самых, долгого, шёл, течение, слухов, тяжёлый, невероятных, столице, всей, времени, по.

23. Замените глаголы причастиями, расставьте запятые.

«А ведь эта ржавая земля (перемешать) со щебнем и есть Земля Обетованная. Пепел (пасть) на пустыню становится сизым. Целый день только ковриги гор (усеять) круглыми голышами».

24. Вставьте пропущенные глаголы, сохранив смысл.

«Вы, когда на спину переворачиваетесь, сразу начинаете так , что уже совершенно невозможно. Вместо того, чтобы отвернуться к стене и ещё часа на два, он, как на пружине, приподнялся и посмотрел на Андрея. Стоило маленькому ушастому доценту войти в аудиторию, как Никиту начинало смертельно в сон. Он ничего не мог с собой поделать, носом и в черноту. Сидевший перед ним мужик глаза и в оцепенение.

25. Подберите к каждому слову первого ряда нужное определение из второго ряда.

1 ряд. Наряд, заработок, возраст, поклон, вопрос, вкус .

2 ряд. Тонкий, лёгкий, изящный, деликатный, изысканный, нежный . 

•  Подберите к каждому глаголу (1 ряд) нужное по смыслу слово (2 ряд).

Не забудьте проверить: полученное выражение станет фразеологизмом.

(1 ряд) Сбить, сбиться, выбить, забить, набить, отбиться .

(2 ряд) От рук, с толку, голову, с ног, руку, из колеи .

27 . Расставьте знаки препинания в простом предложении.

« И всё зто огромная и пышная вершина клёна светлая гряда аллеи подвенечная белизна яблонь синева неба всё поражало своей густотой зеленью и новизной. Дойдя до этого места Митя комкал письмо и уткнувшись лицом в мокрую солому бешено стискивая зубы захлёбывался от рыданий».

28 . Расставьте знаки препинания в сложном предложении.

«Вы идёте ничего не предполагая поднимаете глаза и вдруг на миг вам становится ясно с миром с правилами мира произошли небывалые перемены. Трамвай только что скрывшийся с ваших глаз снова несётся перед вами сечёт по краю бульвара как нож по торту. Соломенная шляпка повисшая на голубой ленте через чью-то руку вы сию минуту видели её она привлекла ваше внимание но вы не удосужились оглянуться возвращается к вам проплывает поперёк глаз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра....

Презентация "Игра на уроках русского языка"

Игра "Мы знакомые слова" способствует выработке навыка грамотного письма словарных слов, развивает мышление, память; пробуждает интерес к занятиям по русскому языку. Игру можно использовать на каждом ...

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

"Карусель" Обучающая игра на уроках русского языка и риторики.

"Мы играем не потому, что бываем детьми,но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть." К.Гросс. Я считаю, что  игра всегда была и будет одним из самым эффективных приёмов обу...

Игра, как средство развития ребёнка. Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе.

Презентация "Игра, как средство развития ребёнка.Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе"....