Программа по риторике. 2 класс.
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 декабря 2009г.);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (2012 г) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и программы «Школа 2100». Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приказ МОиН РФ №2885 от 27.12.2011, зарегистрирован Минюст России № 23290 от 21 февраля 2012г)
- Авторская программа общеобразовательного предмета «Риторика» («Детская риторика в рассказах и рисунках») под редакцией А. А. Лодыженской.
- Учебный план МОБУ СОШ №12 на 2012/2013 учебный год.
В начальной школе предмет относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов. Согласно действующему в школе учебному плану на изучение курса отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Преподавание риторики как предмета филологического цикла осуществляется за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла (так предусматривается в базисном учебном плане, предлагаемом Образовательной системой «Школа 2100»). Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики во 2 классе – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Планируемые результаты по предмету «Риторика».
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению
Учебно – тематический план.
№ п/п | Темы | Количество часов | В том числе | ||
уроки | практ. | контр. | |||
Общение (18ч) | |||||
1 | Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) | 1 | 1 | ||
2 | Чему учит риторика | 3 | 2 | 1 | |
3 | Как мы говорим | 5 | 3 | 1 | 1 |
4 | Учусь слушать | 5 | 5 | ||
5 | Вежливая просьба | 2 | 1 | 1 | |
6 | Учусь читать и писать | 2 | 2 | ||
Текст. (16 ч) | |||||
7 | Тема и основная мысль | 3 | 3 | ||
8 | Пересказ | 5 | 3 | 2 | |
9 | Рассуждение | 3 | 3 | ||
12 | Описание | 2 | 2 | ||
13 | Невыдуманный рассказ | 2 | 1 | 1 | |
14 | Повторение и общение | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 24 | 8 | 2 |
Содержание предмета «Риторика».
Общение(18 ч.)
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры (16 ч.)
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса
Обучающиеся должны знать /понимать/:
- виды общения
- особенности устной и письменной речи
- окраску голоса
- виды периодических изданий
- ключевые и опорные слова в тексте
- речевые жанры
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать и оценивать общение /корректность речевого поведения. уместность использования различных словесных форм/
- ориентироваться в ситуациях общения
-вступать в различные виды контакта
-уместно использовать словесные и несловесные средства общения
-выразительно читать и говорить при общении
-работать с различными видами периодических изданий
-находить ключевые и опорные слова в тексте
-работать с текстом
Учебно – методическое обеспечение.
Основная литература:
Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2-го класса. В 2-х ч., 2012 г. М.: Баласс. Ладыженская Т.А. и др.
Дополнительная литература:
Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации, 2012 г. М. Баласс. Под ред. Т. А. Ладыженской .
Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской,2012г.М.Баласс. Ладыженская Т.А.и др
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата прохождения | Информаци-онно – техни-ческое обеспечение | Виды и формы контроля | |
По плану | Фактически | |||||
1 | Проверь себя. | 1 | Ил–ции, слайды | стартовый | ||
2 | Наука риторика. Кто-что-кому. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
3 4 | Кому-кто. Адресат - адресант | 2 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
5 | Как мы говорим. Темп. Тон речи. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
6 | То же слово, да не так бы молвить. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
7 | Настроение, чувства и тон говорящего. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
8 | Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
9 | Обобщающий урок. | 1 | Итоговый | |||
10 | Учусь слушать. Мы слушаем – нас слушают | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
11 | Слушали, услышали. Слушаем и стараемся понять. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
12 | Слушаем и выделяем непонятное. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
13 | Слушаем, как говорят. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
14 | Слушаем на уроке. Слушаем целый день. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
15 | Вежливая просьба. Просить – умолять – требовать. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
16 | Прошу вас. Скрытая просьба. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
17 | Учусь читать и писать. О чём говорит шрифт? | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
18 | Рисунки, таблицы, схемы. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
19 20 | Тема и основная мысль. | 2 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
21 | Опорные слова | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
22 | Пересказ. Подробный пересказ. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
23 | Краткий пересказ. План. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
24 | Текст и план. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
25 | Вежливый отказ. Согласие или отказ | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
26 | Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
27 | Типы текстов. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
28 | Рассуждение. Примеры и правило в рассуждении. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
29 | Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
30 | Описание. Признаки предмета | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
31 | Описание в объявлении | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
32 | Загадки-описания. Сочини загадку. | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
33 | Невыдуманный рассказ. Было или придумано? | 1 | Ил–ции, слайды | текущий | ||
34 | Обобщающий урок. | 1 | Итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
рабочая программа по риторике 1 класс
в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по риторике для 3 класса
Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике, 3 класс
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыжен...