Мастер - класс по теме "Как я работаю над звуко-буквенным анализом в 1 классе"
методическая разработка по теме
Дан подробный ход действия над звуко-буквенным анализом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_obucheniyu_gramote_1_klass.docx | 334.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер –класс
Тема опыта: Личностно-ориентированный подход в обучении.
Как я работаю над звуко – буквенным анализом в 1 классе.
Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить.
Хочу поделиться работой над звуко - буквенным анализом..
Основными задачами обучения грамоте являются: формирование у детей навыков осознанного, выразительного чтения, навыков письма.
При обучении детей грамоте звуковым аналитико-синтаксическим методом первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками.
Именно активная звуковая работа позволяет предупредить графические ошибки детей, связанные с пропуском и перестановкой букв. Кроме того, развитый фонематический слух – это основа для развития у детей орфографической зоркости.
Важнейшей составной частью всей работы на уроках обучения грамоте является слого – звуковой анализ произносимых слов, который осуществляется с опорой на схемы, выступающие в качестве моделей этих схем. Схема – модель помогает наиболее ясно представить звуковую структуру слова. Работа по звуко-буквенному анализу слова – это основа обучения грамоте. Так как звуко-буквенный анализ предполагает обозначение буквой слышимого звука, выделенного из звукового потока, строится на четком представлении ребенком звуковой структуры слова.
При проведении анализа схемы-модели помогают детям определить в произнесенном слове количество слогов, установить в слове ударение, выявить количество звуков в слогах и в слове в целом, выяснить характер связей между звуками, разграничить единые комплексы СГ и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемый на данном уроке звук.
Слова для звуко – буквенного анализа подбираю по принципу от простого к сложному.
Практика их применения различна. Я на протяжении всего обучения грамоте использую схему, то есть предлагают первоклассникам проводить анализ слова, глядя на его модель, Использование этих схем благоприятно сказывается на формировании навыка первоначального чтения и письма. В работе над слого-звуковым составом слова ученики 1 класса использовали имеющиеся модели схем, которые были заготовлены заранее.
Как учитель я поставила перед собой задачу:
- Исследовать стратегию развития орфографической грамотности учащихся при помощи слого-звукового анализа слова и применить полученные результаты в ходе уроков по данной теме.
Для того чтобы проводить подобную работу, необходимо знать шаги, которые делает ребенок, организуя свой успешный опыт. Мною были разработаны вопросы для выявления стратегии слого-звукового анализа слова.
Вопросы для выявления стратегии слого-звукового анализа слова.
- как вы думаете, с чего мы начнем работу? (произносим слово несколько раз)
- Выделяем первый звук , характеризуем. Выбираем цвет.
- выделяем второй звук, характеризуем, обозначаем определенным цветом. И т д
-Дальше, что будем делать? ( разделим на слоги, поставим ударение)
- в конце подсчитать количество букв и звуков.
Задача моего мастер -класса начальных классов состоит в том, чтобы рационально используя время урока, научить всех обучающихся с разной дошкольной подготовкой, анализировать, синтезировать программный материал, развивать речь и активный словарь учащихся.
К.Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите
ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету».
При использовании материала «Азбуки» и дополнительной наглядности важно, чтобы этот материал был доступен детям, отражал знакомое и близкое, опирался на жизненный личный опыт детей (хотя у шестилеток он ещё мал).
1. Художественно-образные иллюстрации (о спорте, игры дома и в школе).
2. Сюжетные картинки (иллюстрации сказок).
3. Ситуативные картинки (краткое описание ситуации, эпизода).
4. Предметные картинки.
Они чрезвычайно полезны для речевого развития и обогащения словаря детей и поэтому должны проводиться в течение всего периода обучения грамоте.
Далее показываю каждый этап своей работы над слого- звуковым анализом слова.
Учитель на доске располагает предметные картинки. Задача детей самостоятельно составить схему данных слов. ( 2 работают у доски, остальные на своих партах)
Далее дети с опорой на схему делят слова на слоги.
Выделяют ударный слог, ставят ударение.
Далее дают характеристику каждому звуку.
Звук г-согласный, парный, твердый, звонкий.
Звук р –согласный, звонкий, твердый.
Звук у – гласная, ударная, твердая.
Звук ш - согласный, парный, твердый, глухой.
Звук а – гласная, безударная, твердая.
Далее определяют, сколько в слове букв и звуков.
Чтобы правильно дать характеристику звукам, мне помогает «лента букв», которая сделана своими руками.
Следующим этапом является работа с учебником. Чтение слогов, текста. Определяют место нахождения букв.
Учебная деятельность нацеливает ребенка учиться – учить себя, то есть одна из самых важных задач учения заключается в развитии каждым своих умений, способностей.
Систематические упражнения со звучащим словом, с помощью которых проходит постоянная тренировка в выделении и характеристике всех звуков слова, крайне нужны для обучения не только чтению, но и письму.
К каким же изменениям, полученным в процессе работы по созданию и анализу стратегий, мы пришли с учениками?
- Повысилась самооценка личности (появилась вера в себя).
- Изменилась мотивация (нравится составлять схемы).
- Обдумывают каждый этап своей работы.
- Развилась способность к анализу собственной деятельности.
- Повысилось качество знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по теме: "Звук и буква И. Звуко-буквенный анализ слов".(По сказке К.И.Чуковского "Тараканище".)Для 2 класса(ФФНР).
Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани...
Методический материал для 4 класса по русскому языку: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) анализа".
Карточки для работы в 4 классе по теме: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) разбора"....
Итоговая контрольная работа по окружающеми миру в 4 классе (спецификация, структура, варианты работ) по ФГОС. УМК любой.
Итоговая контрольная работа по окружающему миру подходит любому УМК.Назначение итоговой работы- выявить и оценить уровень подготовки учащихся 4 класса по окружающему миру,выявить сформированност...
Мастер класс "Звуко-буквенный анализ слова"
Данный мастер-класс используется для родителей будущих первоклассников...
Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.
Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с овз....
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...
Технологическая карта урока "Литературное чтение" - 4 класс. "М. Зощенко. Елка. Работа с текстом и анализ произведения. Проверочная работа по теме «Страна детства" (УМК: «Школа России» Климанова Л.Ф , Горецкий В.Г)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений. систематизация знаний о произв...