Доклад на тему "Дифференцированный подход на уроках русского языка"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий
для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и
умел учиться.
В своей работе я столкнулась с тем, дети, поступившие в 1 класс, с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. На уроках предлагая детям одно задания, некоторые ребята справлялись с этим заданием очень быстро, другие значительно медленнее. Один и тот же текст одни дети понимали с первого прочтения и без сложностей отвечали на вопросы, другим детям нужно было повторное чтение текста. А некоторым – нужно было прочитать текст 3-4 раза, чтобы разобраться с предлагаемыми вопросами.
Чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучения.
Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференцированный подход - средство для развития личности ученика, способствующее успешному усвоению каждым учеником учебной программы, динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы учащихся
Использование дифференцированного подхода в обучении предполагает знание психологических особенностей детей, уровня работоспособности, уровня обучаемости.
1. Психологические особенности.
Учитель должен знать, что темперамент влияет на динамику мыслительных и волевых процессов.
Холерики – сильные, энергичные, но неуравновешенные дети, способны на агрессивные поступки, так как быстро раздражаются. Если они теряют веру в свои способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке. Таким детям нужно давать работу, которая их увлечет, даст пищу уму и будет посильна. Работа по образцу не для них. Скучно!
Флегматики – способные. Всегда ровные, настойчивые и упорные. Они труженики. Усидчивые и терпеливые, но безынициативные и выполняют требования учителя «от» и «до». Им нужно давать задания для развития творческого воображения, сообразительности и инициативы. Сочинить концовку текста, продолжить предложения.
Сангвиники – активные, инициативные, но до тех пор, пока им интересно. Исчезает интерес – рассеивается внимание, появляется безразличие к дальнейшему ходу урока. Они неусидчивы, нетерпеливы. Задания для них должны быть интересны, полезны, мотивированы и с определенной степенью сложности. Игра «Следопыт», согласительно-отрицательный диктант, графический и др.
Меланхолики – замкнутые, нерешительные, тяжело переживают неудачи. Однако в спокойной, привычной для них обстановке могут справиться с заданием любой сложности. Нежелательны задания для них, ограниченные во времени. Хороша для них самостоятельная работа, по карточкам.
2. Уровень работоспособности каждый учитель может определить
самостоятельно. Например, дать работу, состоящую из нескольких заданий, рассчитанную на определенное время. Оценить ее, обратив внимание на количество выполненных заданий и качество.
3. Уровень обучаемости связан с тем, насколько быстро ученики усвоили материал. Этот уровень можно определить так: в начале урока учитель объясняет тему («Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»), спрашивает, все ли понятно. Обычно всем понятно. После этого проводит проверочную работу. Выясняется, что большинство детей не усвоили тему. На следующем уроке учитель, сообщив результаты проверочной работы, еще раз предлагает послушать этот же материал и снова дает повторное проверочное задание. На третьем уроке вновь анализируются результаты и проводится проверочная работа. Теперь почти все справились с заданием, а тем, кто не справились, необходима индивидуальная работа, многократное повторение.
Таким образом, мы выяснили и психологические особенности школьников, и их уровень работоспособности, и уровень обучаемости. Теперь можно класс поделить на три группы (высокий уровень, средний и низкий) и, учитывая это, можно строить урок, используя дифференциацию.
Как это сделать?
- ставим перед всем классом одну и ту же познавательную задачу: например, научиться писать буквы безударных гласных в корне слова
- после объяснения материала выясняем, есть ли вопросы у сильных учеников. Если нет, то дает им задание творческого характера. Оно может быть записано заранее на доске или на карточках.
- для учащихся среднего и низкого уровня проводим повторное объяснение на конкретных примерах из какого-либо упражнения. Если детям среднего уровня все понятно, то им дается самостоятельное задание.
- для детей низкого уровня в это время еще объясняем, используя опорные схемы, таблицы, параграф учебника и даем практическое задание. Так как этих детей не так уж много в классе, можно их «по цепочке» опросить у доски, по 1-2 слова на каждого человека.
Учащихся своего класса я не делила на детей на «слабых» и «сильных», а отнесла их к трём условным группам..
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи. (Перевощиков Н., Ахметова Н.)
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно. (Желабаева А., Биктимиров Д, Сараев И)
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. (Савлук Д., Мечетина А., Милая М.)
1 группа: дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Дети этой группы отличаются неустойчивой работоспособностью, несамостоятельностью, низким уровнем развития мышления, памяти, внимания. Им необходим контроль, проверка заданий, дополнительные объяснения, образец выполнения заданий.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно, но иногда требующие пояснений, помощи со стороны учителя. Эти учащиеся достаточно хорошо организованы, отличаются средней работоспособностью. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, отличаются высокой мотивацией в обучении. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Работают быстро, самостоятельно разбирают задания, успевают помочь соседу, выполняют больше заданий. У них хорошо развиты мышление, память, речь, внимание. Высокая мотивации в обучении, способны самостоятельно регулировать свои действия.
Работа с учащимися на уроках каждой из трех групп я строю так:
Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3- ей группы, предлагаются в качестве добровольных.
Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работ, повышает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке нередко проводится тоже по группам. А посильные индивидуальные задания каждому ученику (в зависимости от того, в какой группе он работает) помогают слабому чувствовать свою нужность: он тоже выполняет посильную часть общей работы.
Чаще всего дифференцированный подход я использую на уроках закрепления и повторения ранее изученного материала, дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления
Одним из примеров дифференцированного подхода является работа на уроке русского языка.
Содержание учебников и рабочих тетрадей позволяет организовать дифференцированное обучение.
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Примеры.
1.Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме «Безударные гласные» дети выполняли такие задания:
1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,
л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,
весенний, домовой, дом,
лесок, лес, сосны, вода,
сосенки, водный.
2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.
б-гун - Алгоритм.
х-дить- 1. Прочитай слово.
сл-ды- 2. Поставь ударение.
в-да - 3. Выдели корень.
б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
в-лна - проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова. прол-тать-
д-ждливый-
в-сенний-
гр-зовой-
тр-винка-
стр-ла-
Задания на такой карточке раздавались всем детям. Было предложено выполнить тот уровень, с которым они считают, что справятся.
Безударные гласные в корне слова
Уровень 1.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый.
Уровень 2.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.
Уровень 3.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Придумай предложение со словами из этой группы.
Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.
Части речи
Уровень 1.
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
Уровень 2.
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Уровень 3.
Выпишите слова по частям речи.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Задание. Даны слова:
Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.
2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.
3 группа. Распредели слова на две группы.
Положительные аспекты дифференцированного подхода в обучении:
1) исключение "уравниловки" и "усреднения" детей;
2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
3) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
5) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
6) выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
МБОУ «Основная общеобразовательная школа с. Смородинка Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
«Дифференцированный подход
на уроках русского языка»
Подготовила:
Зеленская Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"
Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"
Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Педагогический проект на тему: "Дифференцированный подход на уроках русского языка в начальной школе"
Педагогический проект представляет дифференцированные задания по русскому языку в начальной школе....
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка".
Тема. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Цель: формировать представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся. ...
Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости
Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....
Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе"
Современный человек живёт в эпоху постоянного увеличения объемов информации, в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, т...