Использование тестов на уроках в начальной школе
статья по теме
Тест - как одна из форм контроля и оценки знаний , умений и навыков, которая может и должна исползоваться в начальной школе в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_testov_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №136
Воробьева Наталья Юрьевна
Использование тестов на уроках в начальной школе
Важное звено учебного процесса – это контроль знаний, умений и навыков. От его правильной организации зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что дает возможность преподавателю управлять учебным процессом. Совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей быстро и эффективно проверить результаты обучения, в начальной школе являются тестовые задания.
Что же такое тест?
Тест – это задание с вариантами ответов, среди которых , как правило, даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма; требуется либо вычеркнуть лишнее, либо отметить правильный ответ соответствующим значком. Тестируемый должен те только найти правильный ответ, но и отметить его в соответствии с заданной формой.
Каковы основные функции теста в образовательном процессе?
Образовательная функция: закрепление и систематизация знаний, практических умений и навыков .Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в различных ситуациях (стандартных и нестандартных) , выбирать рациональные способы решения учебной задачи, овладевать методами получения информации .В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринимать его целостную структуру.
Воспитательная функция: формирование положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умения ставить и достигать определенных целей, навыков самоконтроля и самооценки.
Развивающие функции: развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей , логики, эмоциональной сферы и таких качеств личности , как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.
Контролирующая функция: возможность учителю получать информацию о достижениях своих учеников, определять их динамику, степень усвоения ими программного материала.
Учителю тесты помогают проанализировать свою педагогическую деятельность: оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки.
Какие виды тестов используются в начальной школе?
- Тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений и правил (в форме списывания слова, словосочетания, фразы , предложения.
Пример:
Впиши правильный ответ:
- Имя существительное – это __________________________________.
- Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для _________________.
- Тесты-дополнения, в которых предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.
Пример:
1.Вставь нужное слово:
Предлоги со словами пишутся ________________, а приставки _______________.
2.Дополни предложение словом из словаря:
Бабушка набросила на плечи теплый ______________.
- Тесты альтернативные, где необходимо установить истинность или ложность предлагаемых утверждений (да – нет, правильно – неправильно)
Пример:
Обведи правильный ответ:
1.Суффикс служит для образования новых родственных слов.
Да Нет
- Тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов.
Пример:
1.Обведи № верного утверждения:
А)Глагол – это часть слова.
Б).Глагол – это часть речи.
В)Глагол – это часть предложения.
2.Выбери правильный ответ и обведи кружком.
Окончание служит для:
А)образования новых родственных слов.
Б)связи слов в предложении
В)узнавания родственных слов
- Тесты, в которых требуется установить соответствие (смысловое соединение элементов двух списков, где какому либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке).
Пример:
Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:
бегун что делал?
улыбался какой?
цветок кто?
милый что сделал?
заснул что?
высокая какая?
- Тесты, ведущие к созданию различных схем, графиков и т.д.
Каким должен быть тест?
- В тесте должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время его проведения.
- Процесс тестирования должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов и т.д.)
- Задания должны читаться легко; они не должны повторять формулировок, данных в учебнике, слово в слово, или содержать двусмысленность.
- Тестовые задания, предполагающие выбор ответов, должны содержать не более 3 – 5 вариантов ответов, подобранных так, чтобы в них были учтены наиболее характерные для данного случая ошибки.
- Постановка вопроса и предполагаемые варианты ответов должны максимально исключить возможность угадывания.
- Количество заданий 10 – 12.
Проблемы.
Ряд школьных предметов непригоден для тестового контроля. Это предметы общественно-гуманитарного и эстетического циклов. Их специфика в том, что на этих уроках детей учат чувствовать, сопоставлять, анализировать, делать самостоятельные выводы.
Как оценивать тест?
Для обработки тестов можно пользоваться пятибальной системой оценки (табл.1)
Количество правильных ответов при выполнении заданий 1 - 12 | Отметка |
12 | 5 «отлично» |
10-11 | 4 «хорошо» |
7-9 | 3 «удовлетворительно» |
6 и менее | 2 «неудовлетворительно» |
Тест действительно является очень удобной формой проверки, но НЕ ЕДИНСТВЕННОЙ. Ученик должен уметь дать устный развернутый ответ, доказать и отстоять свою точку зрения. От учителя зависит, как будут подготовлены дети к различным формам контроля знаний, умений и навыков.
Литература:
- Л.Л.Николау «Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов»,Начальная школа. - №10 , 2008 с.46-49
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Тесты по русскому языку и чтению в преиод обучения грамоте» М., Баласс, 2005
- Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, и др. «Тесты: Начальная школа» Учебно-методическое пособие М., Дрофа, 2002
- О.Л.Базарова и др. «Использование дидактических тестов в ксловиях развивающего обучения», Начальная школа, №3, 2001
- Н.Ф.Виноградова и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу», М.:Дрофа, 2000
- А.Н.майоров «Теория и практика создания тестов для систеы образования», Ь., «Народное образование»,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из научно-внедренческого вестника"Балашихинская гимназия №3 на пути создания "Нашей новой школы"."Составляем проверочный тест на уроке в начальной школе"
Статья из научно-внедренческого вестника...
Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов
P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; } В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)
СОДЕРЖАНИЕ Введение ...