Использование тестов на уроках в начальной школе
статья по теме

Воробьева Наталья Юрьевна

Тест  -  как одна из форм контроля и оценки знаний , умений и навыков, которая может и должна исползоваться в начальной школе в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_testov_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №136

г.Санкт-Петербург

Воробьева Наталья Юрьевна

Использование тестов на уроках в начальной школе

     Важное звено учебного процесса – это контроль знаний, умений и навыков. От его правильной организации зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что дает возможность преподавателю управлять учебным процессом. Совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей быстро и эффективно проверить  результаты обучения,  в начальной школе являются тестовые задания.

     Что же такое тест?

     Тест – это задание с вариантами ответов, среди которых , как правило, даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма; требуется либо вычеркнуть лишнее, либо отметить правильный ответ соответствующим значком. Тестируемый  должен те только найти правильный ответ, но и отметить его в соответствии с заданной формой.

 

      Каковы основные функции теста в образовательном процессе?

     Образовательная функция: закрепление и систематизация знаний, практических умений и навыков .Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в различных ситуациях (стандартных и нестандартных) , выбирать рациональные способы решения учебной задачи, овладевать методами получения информации .В ходе выполнения тестовых заданий  устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринимать его целостную структуру.

     Воспитательная функция: формирование положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умения ставить и достигать определенных целей, навыков самоконтроля и самооценки.

     Развивающие функции: развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей , логики,  эмоциональной сферы и таких качеств личности , как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

     Контролирующая функция: возможность учителю получать информацию о достижениях своих учеников, определять их динамику, степень усвоения ими программного материала.

     Учителю  тесты  помогают проанализировать свою педагогическую деятельность: оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки.

     Какие виды тестов используются в начальной школе?

  • Тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках  определений и правил (в форме списывания слова, словосочетания, фразы , предложения.

Пример:

Впиши правильный ответ:

  1. Имя существительное – это __________________________________.
  2. Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для _________________.

  • Тесты-дополнения,  в которых предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.

Пример:

1.Вставь нужное слово:

Предлоги со словами пишутся ________________, а  приставки _______________.

             2.Дополни предложение словом из словаря:

             Бабушка набросила на плечи теплый ______________.

  • Тесты альтернативные, где необходимо установить истинность или ложность предлагаемых утверждений (да – нет, правильно – неправильно)

Пример:

Обведи правильный ответ:

1.Суффикс служит для образования новых родственных слов.

Да                Нет

  • Тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов.

Пример:

1.Обведи № верного утверждения:

А)Глагол – это часть слова.

Б).Глагол – это часть речи.

В)Глагол – это часть предложения.

2.Выбери правильный ответ и обведи кружком.

Окончание служит для:

А)образования новых родственных слов.

Б)связи слов в предложении

В)узнавания родственных слов

  • Тесты, в которых требуется установить соответствие (смысловое соединение элементов двух списков, где какому либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти  ответ в другой колонке).

Пример:

Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:

бегун                                         что делал?

улыбался                                   какой?

цветок                                        кто?

милый                                        что сделал?

заснул                                        что?

высокая                                      какая?

  • Тесты, ведущие к созданию различных схем, графиков и т.д.

     Каким должен быть тест?

  1. В тесте должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время его проведения.
  2. Процесс тестирования должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов и т.д.)
  3. Задания должны читаться легко; они не  должны повторять формулировок, данных в учебнике, слово в слово, или содержать двусмысленность.
  4. Тестовые задания, предполагающие выбор ответов, должны содержать не более 3 – 5  вариантов ответов, подобранных так, чтобы в них были учтены наиболее характерные для данного случая ошибки.
  5. Постановка вопроса и предполагаемые варианты ответов должны максимально исключить возможность угадывания.
  6. Количество заданий 10 – 12.

    Проблемы.

     Ряд школьных предметов непригоден для тестового контроля. Это предметы общественно-гуманитарного и эстетического циклов. Их специфика в том, что на этих уроках детей учат чувствовать, сопоставлять, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Как оценивать тест?

     Для обработки тестов можно пользоваться пятибальной системой оценки (табл.1)

Количество правильных ответов при выполнении заданий 1 - 12

Отметка

12

5  «отлично»

10-11

4  «хорошо»

7-9

3  «удовлетворительно»

6 и менее

2 «неудовлетворительно»

 

     Тест действительно является очень удобной формой проверки, но НЕ ЕДИНСТВЕННОЙ. Ученик должен уметь дать устный  развернутый ответ, доказать и отстоять свою точку зрения. От учителя зависит, как будут подготовлены дети к различным формам контроля знаний, умений и навыков.

Литература:

  • Л.Л.Николау «Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов»,Начальная школа. - №10 , 2008 с.46-49
  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Тесты по русскому языку и чтению в преиод обучения грамоте» М., Баласс, 2005
  • Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, и др. «Тесты: Начальная школа» Учебно-методическое пособие М., Дрофа, 2002
  • О.Л.Базарова и др. «Использование дидактических тестов в ксловиях развивающего обучения», Начальная школа, №3, 2001
  • Н.Ф.Виноградова и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу», М.:Дрофа, 2000
  • А.Н.майоров «Теория и практика создания тестов для систеы образования», Ь., «Народное образование»,2000

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...