Система оценивания
материал по теме

Москвитина Татьяна Васильевна

Система оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

       Система  оценки  достижения  планируемых  результатов  освоения

 основной образовательной программы начального общего образования  

 

  Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Планируемые результаты начального общего образования  являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны и образовательным процессом  и системой оценки с другой. По сути дела они являются своеобразным мостиком, соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс. 

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.  

Система   оценивания   предполагает:

  1. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
  2.     Использование критериальной системы оценивания;
  3.     Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

·        субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;

        интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения;

        оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;

        разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

 

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

В основе  системы оценки планируемых  результатов лежит интеграция следующих образовательных  технологий:

-          технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения,

-          технологий, основанных на создании учебных ситуаций,

-          технологий, основанных на реализации проектной деятельности,

-          информационных и коммуникационных технологий обучения.    

Формы и методы оценки.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего   вывода, оценки и т.п.

Предметные диагностические работы составляются из конкретных заданий по отдельному предмету для отслеживания уровня познавательных действий обучающегося. . 

Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

ФГОС вводит диагностику результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.  

Предлагается уровневый подход: решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). 

 

Оценивание является постоянным процессом.  

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

 

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

        целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

        самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

        результаты учебных проектов,

        результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

 

Все используемые средства, формы и методы должны обеспечить главное – комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

 

Чтобы не допустить перегрузки обучающихся и максимально исключить ошибки учителей, необходимы чёткие границы и рамки применения новой системы оценки:

1)     постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному: «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).

2)     понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

3)     использование двух средств:

        обучение самих учеников способам самостоятельного оценивания и фиксации своих результатов лишь при выборочном контроле учителя;

        внедрение новых форм отчёта учителя одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу.

4)     ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика.

5)     обеспечение личной психологической безопасности ученика  У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

Полученные результаты используются для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов

 Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

"Система оценивания достижений планируемых результатов"

Доклад и презентация на педсовет. ФГОС...

Система оценивания, ФГОС (презентация)

Презентация знакомит с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения....

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...