Приёмы работы по формированию навыков пересказа прочитанного
статья (4 класс) по теме
Материал из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гуртовая Нина Антоновна, учитель начальных классов
Приёмы работы по формированию навыка пересказа прочитанного.
Развитие речи имеет исключительно важное значение для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальная психология и педагогика полагают, что своеобразие речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено нарушением познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы этих детей.
В речевой и мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются такие нежелательные особенности, как слабая способность к объективизации своих мыслей, часто проявляющееся в неумение регулировать их во время высказывания, недостаточное критическое отношение к своим мыслям и их словесному выражению.
В ходе специального обучения языку обнаруживаются определенные возможности развития учащихся специальной ( коррекционной) школы. Работа над совершенствованием речи - это работа по формированию личности умственно отсталого ребёнка и его познавательной деятельности в целом.
Содержание литературных произведений выступает одним из важных средств воспитания учащихся: помогает им познать мир, оценить окружающие их события и явления, осознать своё место в общественной жизни. Исследователи, работающие в области общей психологии и педагогики, придают существенное значение умению ребенка пересказать прочитанное
В коррекционной школе среди разных видов работ по развитию речи на уроках чтения значительное место занимает пересказ прочитанного текста, который способствует формированию монологической речи. Монологическая речь требует от учащихся сложной психической деятельности, в частности, волевых усилий. Процесс пересказа включает в себя такие взаимосвязанные задачи, как понимание прочитанного, его запоминание и речевое оформление. Пересказывая текст, ученик пользуется образцом языковых средств, конструкциями предложений и другими компонентами.
В программе коррекционной школы уделено определенное внимание вопросу содержания текстов, используемых для чтения. В ней подчеркивается значимость художественных рассказов и сказок повествовательного характера для развития связной речи учащихся. Имеющиеся в учебнике тексты обогащают учащихся новыми знаниями. Большой интерес детей к изучаемому тексту, эмоциональное отношение к нему, сопереживание событий прочитанного - все это способствует лучшему пониманию и усвоению содержания произведений и повышает значимость чтения в глазах учащихся.
Анализ самостоятельных пересказов даёт основания утверждать и то, что дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в одном классе, по-разному справляются с заданием. Не все дети могут самостоятельно понять или передать содержание текстов. Учитывая особенности понимания и воспроизведения рассказов, я условно распределила учеников на четыре группы.
Первую группу составили учащиеся, которые полностью понимают и самостоятельно воспроизводят прочитанное .
Во вторую группу вошли дети, понявшие основной смысл текстов, но самостоятельно не сумевшие их воспроизвести.
К третьей группе я отнесла школьников, не понимающих смысл рассказа и пересказывающих содержание неточно и неполно.
В четвёртой группе оказались учащиеся, не понявшие и не воспроизводящие прочитанный текст.
Наличие этих групп подтверждает неоднородность состава детей, обучающихся в моём классе, и обуславливает необходимость дифференцированного подхода к учащимся.
При работе над текстом я использую вопросы, содержание которых зависит от содержания текста. Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья, пересказывая тексты, как правило, пропускают описания объектов, явлений и т. п., затрудняются составить собственное мнение о героях рассказов, в число задаваемых вопросов включаю такие, которые требуют оценки поступков действующих лиц и описания объекта. Применяю вопросы, требующие раскрытия причинно-следственных и временных связей между событиями.
Необходимо сказать, что содержание текстов оказывает влияние на усвоение детьми воспринимаемого материала. Система вопросов, задаваемых педагогом, помогает большинству учащихся выделить основные моменты в тексте, учесть необходимые детали, отчетливее понять сюжет в целом.
При определении возможностей детей в разных условиях воспроизводить содержание текста выяснилось, что дети не умеют самостоятельно пересказать содержание прочитанного, опираясь на данный им план.
Рисунки учителя в наибольшей мере помогают детям усвоить текст, заинтересовывают их. Количество учащихся, выполняющих пересказ, всегда больше при наличии рисунков, чем при использовании вопросов. Лучшие результаты при пересказе текста, последовательно передающего содержание (сказки).
Для того чтобы помочь школьникам различных групп преодолеть недостатки, характерные для их пересказов, во время индивидуального обучения применяю вопросы, которые подбираю в соответствии с индивидуальными возможностями детей и с особенностями текстов.
Анализ самостоятельных контрольных пересказов показал, что воспроизведение материала стало более совершенным. Например, при контрольных воспроизведениях текста с пропущенным звеном число учеников, понявших основной смысл, в 1,3 раза больше, чем при первом самостоятельном пересказе. Последовательность изложения рассказов стала соблюдаться в 1,2 раза чаще. Число воспроизведений, в которых значительное место занимали привнесения, уменьшилось в 2,5 раза. Значительно улучшились результаты пересказов и остальных текстов (содержащих описания и передающих последовательно развертывающиеся события). Этому способствовала вариативность работы: конкретизация вопросов, разная степень их обобщенности; использовались вопросы, требующие установления временной и причинной последовательности событий, вопросы о мотивах поступков действующих лиц и т. п.
Однако помощь в виде вопросов оказывается недостаточно эффективной для детей второй и четвертой групп, т. е. для тех, которые поняли, но самостоятельно не воспроизвели текст, и тех, которые не поняли и не воспроизвели прочитанное.
Для того чтобы помочь этим учащимся преодолеть трудности при усвоении материала, была организована работа с картинным планом, во время которой, если школьник не мог составить картинный план, я приходила к нему на помощь, использовала такие виды работы, как чтение соответствующего отрывка, дидактические игры, игры-драматизации, рисунки детей, т.е. сочетание наглядных и словесных средств.
Картинный план повышает интерес к прочитанному , делает наглядной последовательность описанных событий, конкретизирует образы действующих лиц и является необходимым на данном этапе обучения. Работа с картинным планом оказывает преимущественное влияние на воспроизведение, логической последовательности событий. Вопросы в наибольшей мере помогают правильнее оценить поступки действующих лиц.
Учащимся второй группы, понявшим основной смысл, но самостоятельно не воспроизводившим текст, в наибольшей мере помогли вопросы, последовательно раскрывающие ход событий и картинный план, т. е. их сочетание. Эти приёмы широко применяются и способствуют последовательному пересказу материала.
Школьникам третьей группы (не понявшим смысл рассказа и пересказавшим его содержание) помогают вопросы и элементы игры-драматизации. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся , я задаю им вопросы, последовательно раскрывающие ход событий, помогающие уяснить наиболее трудные части текста, касающиеся основной мысли прочитанного.
В работе с учениками четвертой группы (не понявшими и не воспроизводившими текст) использую такие приемы работы: картинный план, беседа, чтение отрывков из текста и др. Использую вопросы, раскрывающие временную последовательность событий и причинно-следственную связь. Это помогает учащимся понять основной смысл текста и самостоятельно передать содержание рассказа.
Поскольку некоторым школьникам вопросы недостаточно помогают усвоить текст, использую средства наглядности. В ходе обучения применяю разнообразные приемы и методы: вопросы, иллюстрирование, рисунки, картинный план, элементы игры-драматизации и т. п. Все перечисленные методические приемы сочетались так, чтобы эффективнее использовать возможности каждого школьника.
Большое внимание уделяю формулировке задаваемых вопросов, которые подбираю специально для каждой условно выделенной группы учащихся. Например, вопросы, постепенно раскрывающие происходящие события, помогают последовательно передать содержание текста. Они способствуют и пониманию, и припоминанию пропущенных эпизодов. Более глубокому проникновению в смысл рассказа помогают вопросы, раскрывающие причинно-следственные связи и требующие анализа и оценки поступков действующих лиц.
Разнообразие и вариативность методических приёмов привели к существенным изменениям в протекании речевой деятельности учеников. Она приобрела более осознанный и целенаправленный характер.
Разработанная система обучения пересказу прочитанного текста в начальных классах коррекционной школы - дифференцированное и комбинированное использование разнообразных методов и приёмов в зависимости от общего и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья - даёт определенный положительный результат: помогает лучшему усвоению материала, развитию речевой и мыслительной деятельности школьников.
Наличие в одном и том же классе учащихся, резко различающихся по уровню общего и речевого развития, требует и разных форм коррекционной работы. Дифференцированное применение различных приёмов к отдельным группам школьников способствует более глубокому пониманию ими содержащихся в тексте мыслей, лучшему усвоению знаний, формированию умения работать над текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников
В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...
Приёмы работы над развитием навыка чтения
Повышает уровень чтения первоклассников....
Доклад на тему «Формирование навыков пересказа у обучающихся с ОВЗ»
Доклад на тему«Формирование навыков пересказа у обучающихся с ОВЗ»...
Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»
Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи. Начальная школа призвана об...
Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".
Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...
Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»
quot;Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников" ...
Мастер- класс для педагогов «Методы и приёмы работы по развитию навыков сотрудничества в начальной школе».
В рамках педсовета, в целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию навыков сотрудничества нами был проведен мастер-класс для педагогов: «Методы и приёмы раб...