Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область Учитель: Костенко Е.Н.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема: « Уметь понять и простить».

 

Будем говорить как создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через понятие прощение.

 Пониманить значения «прощение» в жизни человека и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umet_ponyat_i_prostit_orkse.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область

Учитель: Костенко Е.Н.

Тема: « Уметь понять и простить».

Цель: Создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через понятие прощение.

Задачи.  1. Предметные

- Знакомство с понятием прощение, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- Понимание значения «прощение» в жизни человека и общества.

                2. Метапредметные результаты:

- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- Слушать собеседника, вести диалог;

- Признавать иную точку зрения;

- Осознанно строить речевое высказывание.

                 3. Личностные:

- Формирование этических чувств: доброжелательности, отзывчивости, сердечности, взаимопонимание и сопереживание к чувствам других людей.

Оборудование: учебники, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

        Улыбнитесь друг – другу, пожелайте хорошего настроения.

         Я вам желаю: слушать и слышать друг друга, учителя.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы будем говорить о самом сложном, но очень важном человеческом чувстве.    - Ребята, скажите, а отчего мальчики и девочки  в классе часто ссорятся? ( Ответы )

Вы совершенно правы. Действительно, некоторые люди не умеют  и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Самые мудрые и добрые Люди на нашей планете давно это поняли и решили один день в году 16 ноября посвятить терпимости  между всеми народами нашей Земли. А быть терпимыми, значит, уметь и прощать.

                 Из  словаря

  -  Прощение грехов. Прощение обид. Прощение долга.

  -  Помилование, отмена наказания за какую-нибудь вину, за какой-нибудь проступок.

  -  Просить прощения. Заслужить прощение.

  -  Как вы думаете, связаны чувства любовь и прощение? ( Ответ )

     

Бывают в жизни ситуации, когда простить легко, а иногда очень трудно. Обида живет в человеке, не дает свободно жить и общаться. В душе нет добра, солнца, теплоты. Присутствует только одиночество и злость на себя, на обидчика, на весь мир.

И вот сегодня мы постараемся научиться преодолевать это чувство, понять его.      

4. Основная часть. Погружение в тему.

4.1.  -  А вас, когда-нибудь обижали? А вы кого-нибудь?

           (Учебник стр. 110, 1 и 2 абзац)      

Конечно, ведь все мы люди, а человечеству свойственно ошибаться! Каждый может совершить ошибку. Совершив ошибку, умей ее признать. Прощенье уничтожит злобу и агрессию,  разъедает ненависть, спасает от одиночества. Прости, и твоя душа будет светлее.        Недаром на Руси так много пословиц об этом чувстве.

4.2. Игра «Суета»   (Соберите воедино пословицы, которые разложены у вас на партах)

Была вина, да прощена

Прощают обиду, но не позор.

Понять – значит простить.

Прощай, да не стращай

Тому тяжело , кто помнит зло.

Проверка.   О чем все эти пословицы? Соответствуют ли они нашей теме?

4.3. Анализирование  жизненных  ситуаций

      Страшны и неприятны любые обиды! Но особенно грустно, если вы обидели самых близких     вам людей – членов своей семьи.

1  ситуация

Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок. Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).

Дочка: Мама, а что, шапочка вязаная? Ты её сама, что ли вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная!

Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так старалась! Она так идеально подходит к твоей новой куртке!

Дочка: Если тебе нравится, то носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила шапочку.

                     Проанализируем по плану:

1. Между кем произошла ссора?

2. Кто прав, кто виноват?

3. Какой вы видите выход?

4. Часто ли встречаются такие ситуации?

 

2  и  3 ситуации  ( учебник  с. 111 )

Важно помнить о том, что другой человек имеет право на уважение и гуманное отношение.  ( слайд  Гуманизм )

Очень важно в любой обидной ситуации найти выход. А этому всегда могут помочь ласковый взгляд, улыбка, доброе слово и т.д.

Вот и ещё одно яблочко появляется на нашей яблоньке.

5. Работа над темой.

5.1.  Ребята, перед вами список различных человеческих чувств. Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих тёмных листочках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку. А на приготовленных зелёненьких листочках и цветочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды

Почему именно так разделили? Группе  каких именно слов вы бы хотели следовать?

5.2. Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.

ПРОСТИ

П – понимание

Р – радость

О – открытость, откровенность

С – сострадание, стыд

Т – терпение

И – искренность, избавление

5.3. Притча о прощении.

       Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:

 - Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или    поругаешься с кем-либо.

     В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

      Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. И отец сказал юноше:

 - Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз когда не потеряешь терпения.

      Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам:

 - Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи,ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая и даже больше.

      Давайте жить в любви и согласии, не причиняя друг другу никаких ран, которые не вылечить даже после прощения!!!

5.4.Прощеное воскресение.

В последнее время одна традиция возвращается в нашу жизнь. Это происходит в последний день масленицы.      Может, кто догадался, о чем это?

В этот день издавна на Руси люди шли в церковь и просили у Бога прощение за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали им жить в мире и согласии с людьми и с самим собой.

5.5. Давайте посмотрим, что о прощении говорили известные люди.

       Прочитаем в учебнике стр. 114

Стихотворение  

ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

 И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

Второе яблочко пришла пора прикрепить

6.Рефлексия.

Возьмите клубочек. Каждый из вас будет передавать его другому, и желать что-то доброе, теплое и при этом намотайте несколько оборотов на пальчик. Таким образом, мы постараемся искоренить все обиды в нашем классе. Постарайтесь передать друг - другу больше любви, тепла, заботы.

7.Домашнее задание.

А)  На сердечках, которые вы вырежете дома из цветной бумаги, напишите слова, которые вы хотели бы услышать от тех, кто вас обидел. Принесите  эти сердечки к следующему уроку.

(На доске мелом выведен будет контур сердца, и по этому контуру учащиеся прикрепят сердечки.)

Б) Ответить на вопрос: Как мне построить свою программу по контролированию своего поведения?

В) Изобрази символ прощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика для 4 класса

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика ,автор  учебника " Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики" М.Т.Студеникин ,на 2013-2014 учебный г...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ Светская этика. (4-й класс) Урок по теме: «Зачем в школе нужны особые правила поведения?»

Это 1-ый урок  в системе уроков по теме: Глава 3:  «Какие правила морали особенно важны в школе?» Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей шк...

Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4

Тема Что такое светская этикаЦель  урока:  Формирование  представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать  общее пре...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

рабочая программа по ОРКСЭ (Светская Этика) для 4 класса

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса....

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область

Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....