Программа по патриотическому воспитанию
рабочая программа по теме
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа "Патриотическое воспитание"
Краеведческий материал
Пояснительная записка
Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Основные цели программы:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
Задачи программы:
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.
В процессе преподавания курса рекомендуется проводить уроки-лекции, уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии республики Татарстан, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
работать в семейных архивах;
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Содержание программы
1-й класс
Наш город – (5 ч.)
Главная улица нашего города (рисунки).
Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии).
Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).
Название моего города (легенды).
Прогулка-экскурсия в магазины микрорайона (экскурсии).
Моя семья – (6 ч.)
Орден в моем доме (поисковое задание).
Мои родные (устный рассказ, рисунки).
Ты – родитель (игра).
Мое имя и фамилия (в летописи семьи).
Игры бабушек, дедушек (разучивание).
Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).
Наша школа – (7 ч.)
Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).
Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).
Мой сосед по парте (урок – игра).
Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).
Школьная библиотека (экскурсия).
Наши обязанности (игра).
Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).
Природа и мы – (6 ч.)
Природа моего города (посещение парков).
Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).
Серый волк (татарская народная игра).
Дары леса (экскурсия в лес).
2-й класс
Наш город – (8 ч.)
О чем говорят названия улиц (поисковое задание).
Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки).
Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини-доклады).
Казань – моя гордость (литературно-музыкальный вечер).
Основные достопримечательности города: памятники, парки и др. Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу).
Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).
Моя семья – (9 ч.)
Мой дом – моя крепость (игровая ситуация).
У меня дома в свободное время (устный рассказ).
Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов).
Песни родителей, бабушек (прослушивание).
Распределение обязанностей в семье (рисунки).
Кто в семье главный? (диспут).
Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание).
Роль матери в воспитании детей (конференция мам).
Наша школа – (8 ч.)
Правила поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ).
Школьная и классная символика (конкурс рисунков).
Мои любимые книги (выставка книг).
Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).
Я – директор школы (ролевая игра).
Профессии работников школы: директор, учитель, уборщица и т.д. (конкурс рисунков).
Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).
Природа и мы – (8ч.)
Ядовитые растения края (беседа).
Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).
В подводное царство (экскурсия на родник).
Птицы нашего края (конкурс рисунков).
Однодневный поход «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).
Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры).
Природа и наше здоровье (выставка фотографий).
Исчезающие виды птиц нашей республики (составление «Красной книги»).
3-й класс
Наш город – (9 ч.)
Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии).
Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа).
Новые стройки города (выставка фотографий).
Знай, люби и гордись своим краем (урок-практикум).
Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу).
Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование).
На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане (беседа).
Знаменитые земляки (поисковое задание).
Моя семья – (10 ч.)
Кто живет в моем доме (выставка фотографий).
У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).
Семейная символика (конкурс рисунков).
Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).
У семейного очага (семейная игра).
Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).
Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).
Наша школа – (9 ч.)
Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).
Библиотека школьная, районная, городская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).
Я работаю в библиотеке (ролевая игра).
Праздник «Навруз» (выступление).
Что растет на территории школы (тесты).
Все о школе (викторина).
Природа и мы – (8 ч.)
Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).
Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).
Крупные реки и города Татарстана (заочное путешествие).
Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).
Природа родного края (урок-практикум).
Тайны осеннего леса (выставка фотографий).
4-й класс
Наш город – (9 ч.)
Моя малая родина (сочинение).
Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренники, праздники).
Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам, мечетям).
Мы – хозяева своей страны (рисунки).
Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения).
Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики (экскурсия в библиотеку, сочинение).
Булгары – древние предки татар (беседа).
Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).
Моя семья – (8 ч.)
История одной фотографии (сочинение).
Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).
Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет).
Профессии моих родителей (поисковое задание).
Семейный бюджет (составление и решение задач).
Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители).
Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)
Наша школа – (9 ч.)
Учителя нашей школы (встречи).
Праздник «Малый Сабантуй» (игра).
Бюджет школы (составление и решение задач по теме).
Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей).
Мой любимый классный руководитель (конкурс рисунков).
История моей школы (сочинение).
Школа – нам, мы – школе (составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).
Природа и мы – (8 ч.)
Экскурсия в «Зеленое хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).
Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).
Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
Я строю дом в лесу (творческая игра).
Местные полезные ископаемые (сбор образцов).
Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом
Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом» разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...
Программа по патриотическому воспитанию
Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным о...
Программа по патриотическому воспитанию младших школьников
В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов. В программ...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...
Программа по патриотическому воспитанию
Программа по патриотическому воспитанию для начальных классов...
Программа по патриотическому воспитанию
Программа по патриотическому воспитанию для начальных классов...