Программа по патриотическому воспитанию
методическая разработка на тему
Программа по патриотическому воспитанию для начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по патриотическому воспитанию
учитель начальных классов
Потапенко Алла Владимировна
МБОУ СОШ № 48 г. Владивостока
Программа по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения все гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро вание у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос тойным страницам прошлого.
Патриотизм - это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания.
Патриотизм неотделим от понятий «родина» и «отечество». Сущность его определяется отношением к родине (народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края) и отечеству (существующему общественному строю - социальной, политической, культурной среде).
Отношение человека к родине и отечеству проявляется в сфере чувств, деятельности и мышления. Патриотизм отличает сознательный и действенный характер, связь его с культурой межнациональных отношений. Наукой доказано, что начала патриотических чувств формируются у детей уже младшего школьного возраста. Эти чувства проявляются в осознании детьми
родного края как частицы большой родины, понимании того, как много делается в нашей стране для взрослых и детей, чувстве любви к родному краю, стране, уважении к своему народу, гордости за его боевые и трудовые успехи, культурные достижения, заботливом отношении к людям, бережном отношении к результатам их труда, природе, желании реализовать в творческой деятельности свое отношение к родине.
Цель патриотического воспитания:
формирование основ патриотизма - воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Задачи:
- Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
- Формирование ведущих интегративных качеств личности.
- Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.
- Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Технологии:
- Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
- Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
- Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
- Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
- Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;
- Проектная деятельность.
Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Классные часы;
Беседы, диспуты, викторины;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинг
Содержание программного материала
1 ступень «Мой дом – моя семья»
Задачи:
1. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
2. Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.
Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми.
2 ступень «Моя школа»
Задачи:
1. Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине;
2. Повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей школы и биографиями почётных выпускников;
3. Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения;
4. Усвоение учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом учащегося школы.
На данной ступени работа ведётся по направлению «Моя школа». Содержание работы по направлению включает в себя следующие темы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.
3 ступень «Мой город»
Задачи:
1. Воспитание люби к городу Владивостоку – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: история города Владивостока, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная деятельность Советского района, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи.
Правила поведения в музее, театре. Активное участие в районных и городских творческих конкурсах.
4 ступень «Приморский край – частица России»
Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Приморского края, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
Приморский край – частица России. История Приморья в истории России. Архитектурные и культурные памятники края. Административное деление Приморского края. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли Приморской.
Основные мероприятия по реализации программы
№ | Название мероприятия | Форма | Ступень |
1 | Русь, Россия, Родина моя | Праздник | 1,2,3,4. |
2 | День матери | Праздник | 1,2,3,4 |
3 | Семейный праздник | Праздник | 1 |
4 | Праздник игры и игрушки | Праздник | 1 |
5 | Откуда берутся грязнули? | Игра-путешествие | 1 |
6 | Праздник «Осенины» | Игра-соревнование | 1,2,3,4 |
7 | Приятного аппетита! Этикет за столом. | Игровой тренинг | 1,2,3,4 |
8 | Как украсить дом к Новому году. | Урок творчества | 1,2,3,4. |
9 | Вежливые слова | Беседа, игровой тренинг. | 1,2. |
10 | Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. | Беседа | 1,2. |
11 | Масленица. | Игровая программа. | 1,2,3,4 |
12 | Из бабушкиного сундука. | Праздник-выставка. | 1,2,3,4 |
13 | Красота родной природы | Фотовыставка | 1. |
14 | Папа, мама, я – спортивная семья. | Спортивный праздник. | 1,2,3,4. |
15 | «Самые дорогие слова» | Классный час | 2 |
16 | Режим дня. | Беседа. | 1,2. |
17 | История и традиции школы | Экскурсия. Встреча и беседа со старшеклассниками | 2. |
18 | Составим правила поведения в школе. | Аналитическая беседа | 2. |
19 | Вот моя деревня, вот мой дом родной. | Игра-путешествие. | 2. |
20 | Интересные люди нашего города. | Мини проект. | 2 |
21 | Профессии а нашем районе. | Деловая игра. | 2 |
22 | «Моя семья» | Проект | 2 |
23 | Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | Беседа | 1,2. |
24 | Подарок школе. | Трудовое дело. | 2. |
25 | Воины-интернационалисты. | Экскурсия к памятникам. | 1,2,3,4. |
26 | Приветствие ветеранов ВОВ. | Выступление, подарки. | 2,3,4. |
27 | «Я – гражданин России!» | Беседа. | 2,3,4 |
28 | Береги природу. | Конкурс плакатов, рисунков | 2,3,4 |
29 | Изучаем родную природу. | Поездка на остров Св. Елены | 2,3. |
30 | Учись учиться. | Беседа. | 2. |
31 | День Защитника Отечества. | Праздник, игра-соревнование. | 1,2,3,4. |
32 | Участие в проведении «Дня рождения школы». | Праздник | 1,2,3,4. |
33 | Зов леса. | Спортивно-интеллектуальная игра. | 1,2,3,4. |
34 | «Патриоты России» | Конкурс чтецов | 2,3,4 |
35 | «Кто такой патриот?» | Конкурс рисунков | 2.3,4 |
36 | «Мне о России надо говорить» | Час поэзии | 3 |
37 | Приморский край на карте. | Игра-путешествие по карте. | 3. |
38 | Посещение воинской части «Подарок солдату» | Экскурсия | 2,3 |
39 | «Кем и чем славен мой город?» (художники, поэты, музыканты) | Беседа, экскурсия. | 3 |
40 | Фольклор, традиции, обычаи. | Устный журнал. | 3. |
41 | Традиционные промыслы. | Игра-путешествие, встречи. | 3 |
42 | Краеведческий музей города Владивостока. | Экскурсия. | 3. |
43 | «Улицы моего района» | Проект | 3 |
44 | Настоящий мальчишка, какой он? | Классный час. | 3 |
45 | «Когда все вместе». | Конкурсная семейная программа. | 3 |
46 | Мир природы «На лесной полянке» | Экскурсия-тренинг поведения. | 3. |
47 | Государственные символы России. | Классный час. | 1,2,3,4. |
48 | Народы России. | Игра-путешествие. | 4. |
49 | «Слава Армии Российской!» | Тематический классный час | 3,4 |
50 | Корабли Тихоокеанского флота. | Экскурсия на крейсер. | 3,4 |
51 | История Приморского края в истории России. | Беседа | 4. |
52 | Памятники культуры и архитектуры города Владивостока. | Игра-путешествие. | 4. |
53 | Природа Приморского края. | Интеллектуальная игра, работа с картой. | 4. |
54 | Экскурсия по городу Владивостоку. | Поездка-экскурсия. | 4. |
55 | Народные промыслы России. | Классный час. | 4. |
56 | Экологические проблемы Приморского края. | Беседа. | 4 |
57 | Все работы хороши, выбирай на вкус! | Утренник. | 4. |
58 | Честь имею. | Классный час. | 4. |
59 | Кому нужна моя помощь? | Классный час. | 4. |
60 | Умеем ли не обижаться? | Классный час. | 4. |
61 | История моей семьи в истории Приморского края. | Проектная деятельность. | 4. |
62 | Мероприятия, посвященные государственный праздникам России |
| 1, 2, 3, 4 |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает: система краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом
Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом» разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...
Программа по патриотическому воспитанию
Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным о...
Программа по патриотическому воспитанию младших школьников
В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов. В программ...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...
Программа по патриотическому воспитанию
Программа по патриотическому воспитанию для начальных классов...
Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе
Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому) в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...