Роль информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся.
статья (1 класс) по теме
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы
МБОУ «Гимназия имени И. С. Никитина» Прончева О. А. (учитель начальных классов).
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов.
Использование информационных технологий является основным направлением модернизации образования. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. В этом огромную роль играет изучение курса информатики, который входит в предметную область математики в соответствии с новым общеобразовательным стандартом. Этот курс и вносит значимый вклад в развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.
У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность;
• привлекать большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
• вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
• дать первоначальное представление о компьютере;
• научить школьника находить, отбирать и использовать информацию для решения поставленных перед ним задач.
Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
- максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
- широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
- раскрытия творческого потенциала обучающихся;
- освоения обучающимися современных информационных технологий.
Известно, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии на любом уроке. Использование мультимедийных презентаций может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а, главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.
Грамотное использование компьютера решает проблему дефицита подвижной наглядности с помощью различных программ.
Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности.
Возможности использования новых информационных технологий, зачастую не находят взаимопонимания в учительской среде. Одни не владеют новыми информационными технологиями и не представляют необъятных возможностей в плане рационализации учебной деятельности и стимулирования познавательной активности детей, другие ссылаются на отрицательное влияние компьютера, на здоровье ребенка и т.д. Однако мультимедийные презентации создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе.
Таким образом, применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению.
"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Большинство учащихся имеют базовые навыки владения компьютером. Им очень нравится выполнять различные дидактические упражнения на разных уроках, используя электронные приложения к учебникам. Так же выполнение этих упражнений можно предлагать как домашнее задание. Такой вид работы позволяет проверить знания каждого учащегося на уроке, поскольку это не занимает много времени.
Владение компьютером, на наш взгляд, может значительно упростить работу над проектами. Итог проекта – продукт, созданный участниками проекта. Таким продуктом может быть презентация, позволяющая обобщить и систематизировать полученные знания, подкрепить их яркой наглядностью, также презентация становиться хорошей основой для защиты проекта (публичного выступления). Создание презентации сводит к минимуму участие родителей в подготовке проекта.
В связи с этим современному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы ученики постепенно овладевали компьютерной грамотностью. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе. Не все программы можно назвать удачными, но будем надеяться, что в будущем ошибки будут исправлены.
Работа с компьютером способствует формированию следующих универсальных учебных действий.
Личностные: создание условий для самопознания и самореализации; создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.; наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.
Регулятивные: умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.; умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Познавательные: умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например, планирование собственной деятельности по разработке презентации, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием; умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе; умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
Коммуникативные: владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта; умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например, работа над совместным проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников
Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...
Доклад на тему : "Роль информационных технологий в учебно- воспитательном процессе в начальной школе.
Доклад на педагогическом совете....
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья о роли информационных технологий в преподавании русского языка в начальных классах....
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Выступление на педсовете по теме: «Использование информационных технологий в развитии метапредметных навыков учащихся»
Повышению эффективности уроков физической культуры значительно способствует использование информационных технологий. Информационные технологии на уроках физической культуры позволяют значительно расши...
Отчет по теме самообразования «Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся на уроках английского языка»
Отчет по теме самообразования учителя английского языка...