"Возможности формирования информационной культуры средствами проектно-исследовательской деятельности"
статья (1 класс) по теме

Захарова Анна Модестовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zakharovaam.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

А.М.Захарова

Марийский государственный университет, г.Йошкар-Ола

Возможности формирования информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Научный руководитель

Кондратенко Е.В., канд.пед.наук, профессор

Принципиальная особенность новых стандартов - требования к метапредметным результатам образования.

Среди универсальных учебных действий (УУД) в документах ФГОС НОО названы познавательные (общеучебные и логические) действия, такие как: поиск информации, знаково-символическое моделирование, структурирование информации, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации.

Новые образовательные стандарты включают в себя вполне конкретные требования к формированию информационной грамотности младших школьников[2]. Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работать с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например при работе над проектами.

Содержание же термина "информационная культура" гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.

Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:

1) информационная грамотность...

2)осознанную мотивацию личности на удовлетворение своих информационных потребностей...

3) определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.

Развитие познавательной самостоятельности школьника и формирование его информационной культуры - взаимосвязанные процессы, так как проявлять самостоятельность в общении с информационной средой может лишь определенным образом подготовленный человек.

В рамках экспериментального исследования, имеющего своей целью формирование навыков информационной культуры средствами проектно-исследовательской деятельности младших школьников, мы использовали следующую технологическую цепочку:

-Информационный поиск (Искусство ведения беседы, получение информации с помощью вопросов, умение слушать и слышать, умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме).

-Предметно-аналитическая деятельность (Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче, составление суждений и умозаключений, искусство ведения спора: аргументы и контраргументы)

- Перекодировка информации (Умение вести записи и зарисовки в ходе экскурсии, беседы, рассказа)

- Хранение информации (Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией, рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого его использования.)

В начальных классах у школьника имеется не так уж много шансов проявить информационно-поисковую самостоятельность: классно-урочная система в значительной степени ограничивает возможность организации индивидуальной и групповой работы учащихся с любыми источниками информации, кроме учебника. Эти шансы возрастают в случае, когда на помощь учителю приходит метод проектной деятельности.

Сегодня во всем мире метод проектов, несмотря на его более чем столетнюю историю, переживает второе рождение, так как способность человека самостоятельно учиться и решать многочисленные практические задачи в условиях быстро меняющегося постиндустриального общества становится особенно востребована.[4]

В начальных классах игровые проекты постепенно уступают место учебно-познавательным: информационным, исследовательским. Для учебно-познавательных проектов характерна четкая, спланированная структура действий. Информационный проект изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, на тщательный анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Исследовательский проект приближен по структуре к логике научного исследования, то есть строится на основе некого предположения (гипотезы), продуманных методов деятельности, заранее оговоренных требований к оформлению результатов. Итогом исследовательского проекта, помимо анализа и обобщения фактов, явились собственные рассуждения и выводы младших школьников по поводу найденной информации, заключение о правомерности высказанной ранее гипотезы.

Презентация итогов учебно-познавательного проекта может осуществляться в виде электронных материалов, выставки, самодельных рукописных изданий, в виде устных сообщений.

В ходе данного исследования темы проектов были связаны с формированием у младших школьников здорового образа жизни, а также навыков их безопасного поведения на улице и в быту: «Ходи по улице с умом», «Быть самостоятельным», «Витамины», «Вредные привычки».

Через проектную деятельность ребята пополнили свои знания о родной стране, ее истории и традициях: «Государственная символика», «Золотое кольцо России», «Детство и война» и т.п. Наиболее активно и заинтересованно дети участвовали в проектах краеведческого характера: «Символика Республики Марий Эл», «Район, в котором я живу», «Улицы моего поселка», "Герои-земляки" и др.

Проектно-исследовательская деятельность способствовала повышению качеству образовательного процесса. Учащиеся искали дополнительные источники информации, самостоятельно работали с их содержанием, обменивались информацией, анализируя найденный материал, учились оценивать качество информации, выбирали в ней главное и наиболее интересное, тренировались в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе компьютера).

Нами было выявлено, что при правильной организации проектно-исследовательской деятельности у младших школьников формируются следующие УУД:

-личностные (самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности);

-познавательные (потребность в дополнительной информации, наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно - следственных связях, создавать свои информационные объекты (сообщения, сочинения, графические работы);

-коммуникативные (планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, получать информацию из наблюдений при общении);

-регулятивные (определять возможные источники информации и способы ее поиска, организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям).

Таким образом, формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности способствует комплексному развитию личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий младших школьников, воспитывая социально ориентированную личность - гражданина России.

Библиография:

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г.асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М.:Просвещение, 2008. - 151с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа /Сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010.-40с.
  3. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452
  4. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: учеб. пособие /Т.Е.Соколова. - Мурманск: МОИПКРО, 2004. - 27с.
  5. Соколова, Т.Е. Комплексное использование источников информации на уроках в начальной школе /т.Е.Соколова. - Самара: Учебная литература: Федоров, 2007. - 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих ...

Проектная деятельность младших школьников как средство формирования информационной культуры

Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область,  где  бы  он не  применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла - художеств...

Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".

В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов  по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...

Лэпбук как эффективное средство формирования информационной культуры младших школьников

В условиях реализации ФГОС учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют требованиям и целям  современного Российского образования - «научить учиться самому». Пере...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира» составлена в соответствие с требованиями Федерал...