"Возможности формирования информационной культуры средствами проектно-исследовательской деятельности"
статья (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
А.М.Захарова
Марийский государственный университет, г.Йошкар-Ола
Возможности формирования информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
Научный руководитель
Кондратенко Е.В., канд.пед.наук, профессор
Принципиальная особенность новых стандартов - требования к метапредметным результатам образования.
Среди универсальных учебных действий (УУД) в документах ФГОС НОО названы познавательные (общеучебные и логические) действия, такие как: поиск информации, знаково-символическое моделирование, структурирование информации, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации.
Новые образовательные стандарты включают в себя вполне конкретные требования к формированию информационной грамотности младших школьников[2]. Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работать с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например при работе над проектами.
Содержание же термина "информационная культура" гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.
Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:
1) информационная грамотность...
2)осознанную мотивацию личности на удовлетворение своих информационных потребностей...
3) определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.
Развитие познавательной самостоятельности школьника и формирование его информационной культуры - взаимосвязанные процессы, так как проявлять самостоятельность в общении с информационной средой может лишь определенным образом подготовленный человек.
В рамках экспериментального исследования, имеющего своей целью формирование навыков информационной культуры средствами проектно-исследовательской деятельности младших школьников, мы использовали следующую технологическую цепочку:
-Информационный поиск (Искусство ведения беседы, получение информации с помощью вопросов, умение слушать и слышать, умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме).
-Предметно-аналитическая деятельность (Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче, составление суждений и умозаключений, искусство ведения спора: аргументы и контраргументы)
- Перекодировка информации (Умение вести записи и зарисовки в ходе экскурсии, беседы, рассказа)
- Хранение информации (Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией, рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого его использования.)
В начальных классах у школьника имеется не так уж много шансов проявить информационно-поисковую самостоятельность: классно-урочная система в значительной степени ограничивает возможность организации индивидуальной и групповой работы учащихся с любыми источниками информации, кроме учебника. Эти шансы возрастают в случае, когда на помощь учителю приходит метод проектной деятельности.
Сегодня во всем мире метод проектов, несмотря на его более чем столетнюю историю, переживает второе рождение, так как способность человека самостоятельно учиться и решать многочисленные практические задачи в условиях быстро меняющегося постиндустриального общества становится особенно востребована.[4]
В начальных классах игровые проекты постепенно уступают место учебно-познавательным: информационным, исследовательским. Для учебно-познавательных проектов характерна четкая, спланированная структура действий. Информационный проект изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, на тщательный анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Исследовательский проект приближен по структуре к логике научного исследования, то есть строится на основе некого предположения (гипотезы), продуманных методов деятельности, заранее оговоренных требований к оформлению результатов. Итогом исследовательского проекта, помимо анализа и обобщения фактов, явились собственные рассуждения и выводы младших школьников по поводу найденной информации, заключение о правомерности высказанной ранее гипотезы.
Презентация итогов учебно-познавательного проекта может осуществляться в виде электронных материалов, выставки, самодельных рукописных изданий, в виде устных сообщений.
В ходе данного исследования темы проектов были связаны с формированием у младших школьников здорового образа жизни, а также навыков их безопасного поведения на улице и в быту: «Ходи по улице с умом», «Быть самостоятельным», «Витамины», «Вредные привычки».
Через проектную деятельность ребята пополнили свои знания о родной стране, ее истории и традициях: «Государственная символика», «Золотое кольцо России», «Детство и война» и т.п. Наиболее активно и заинтересованно дети участвовали в проектах краеведческого характера: «Символика Республики Марий Эл», «Район, в котором я живу», «Улицы моего поселка», "Герои-земляки" и др.
Проектно-исследовательская деятельность способствовала повышению качеству образовательного процесса. Учащиеся искали дополнительные источники информации, самостоятельно работали с их содержанием, обменивались информацией, анализируя найденный материал, учились оценивать качество информации, выбирали в ней главное и наиболее интересное, тренировались в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе компьютера).
Нами было выявлено, что при правильной организации проектно-исследовательской деятельности у младших школьников формируются следующие УУД:
-личностные (самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности);
-познавательные (потребность в дополнительной информации, наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно - следственных связях, создавать свои информационные объекты (сообщения, сочинения, графические работы);
-коммуникативные (планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, получать информацию из наблюдений при общении);
-регулятивные (определять возможные источники информации и способы ее поиска, организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям).
Таким образом, формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности способствует комплексному развитию личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий младших школьников, воспитывая социально ориентированную личность - гражданина России.
Библиография:
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г.асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М.:Просвещение, 2008. - 151с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа /Сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010.-40с.
- Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452
- Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: учеб. пособие /Т.Е.Соколова. - Мурманск: МОИПКРО, 2004. - 27с.
- Соколова, Т.Е. Комплексное использование источников информации на уроках в начальной школе /т.Е.Соколова. - Самара: Учебная литература: Федоров, 2007. - 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования информационной культуры и организации самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Статья о значении и способах формирования информационной культуры младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-47201-1384442765.jpg)
Роль информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-8849-1387119531.jpg)
"Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности"
Методические рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-123475-1388733447.jpg)
Проектная деятельность младших школьников как средство формирования информационной культуры
Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла - художеств...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-140292-1357841463.jpg)
Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".
В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-868961-1482254510.jpg)
Лэпбук как эффективное средство формирования информационной культуры младших школьников
В условиях реализации ФГОС учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют требованиям и целям современного Российского образования - «научить учиться самому». Пере...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира» составлена в соответствие с требованиями Федерал...