Развитие познавательного интереса у учащихся в свете введения ФГОС
статья (1 класс) по теме

Матанова Наталья Григорьевна

Выспупление на педсовете. Какие методы применяю, чтобы развивать познавательные интересы на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса   у  учащихся  в свете введения ФГОС.

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Кашпир Матанова Н. Г.

(2012-2013 уч. г. )

 Огромную  роль в процессе обучения учащихся  начальной школы  играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.

 Во внеурочной деятельности  часто использую интеллектуально-развивающую разминку для учащихся. Таким способом  привлекаю интерес учащихся к моим занятиям.

В этом учебном году я веду три занятия по внеурочной деятельности:

1. Инфознайка (обучение работе  на компьютере)

2. Юный художник

3. Танцевальный

        Дополнительные задачи для  моих занятий:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности

Таким образом, принципиальной задачей внеурочной деятельности является именно развитие познавательных способностей,  а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Особенности организации учебного процесса.

40 минут длится занятие. На инфознайке нельзя все 40 минут заниматься за компьютером, танцевать без отдыха 40 минут тоже сложно. Нужны перерывы и отдых. Чтобы заполнить их я устраиваю небольшие викторины.

    Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.  На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Подбираю задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Занятия  построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные виды деятельности чередуются  в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Таким образом, я стараюсь развивать познавательные интересы у младших школьников с целью усиления  их  развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Дорисовывание несложных композиций , не изображающих ничего конкретного,  до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

Основной задачей разминок является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора.

  Пауза, проводимая на данных занятиях, будет  развивать  ребенка,  способствовать развитию познавательного интереса.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

 Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Результат:  на моих занятиях 100% посещаемость.

Участие в общешкольных мероприятиях:  конкурсах рисунков, исполнение танцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приёмы развития познавательного интереса у учащихся младших классов

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников.     Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен...

Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"

Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Постаралась описать приемы и методы повышения интереса к новому курсы ОРКСЭ...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе "Основы религиозных культур и светской этики."

Особенности комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики."...

« Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован       «не только на регулятивный, но ...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ....