Я - учитель, воспитатель, наставник
статья по теме
Предварительный просмотр:
Если учитель соединяет в себе
любовь к предмету и ученику --
он совершенный учитель.
Л. Н. Толстой.
В 1987 году я закончила Чернское педагогическое училище и была направлена в Киреевскую школу интернат для детей сирот детей, оставшихся без попечения родителей. И вот уже 26 лет работаю в данном учреждении. Профессия, выбранная мной раз и навсегда, складывается из очень близких понятий: учитель - педагог - наставник - воспитатель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая. В. А. Сухомлинский писал, что "человек, который встречается с учениками только на уроке - по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые - не знает детской души" , а кто не знает детской души и кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем.
Я считаю что настоящий учитель должен влюбиться в свою профессию, влюбиться в детей, в дело их воспитания. Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно.
Конечно, путь познания тернист и труден, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего - то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно ,как говорит замечательный педагог В. Ф. Шаталов, "находиться в состоянии успеха".
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная задача - вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую методы нового обучения.
Работу с детьми начинаю с изучения личных дел, с рекомендаций школьного консилиума. Изучив результаты диагностики, составляю "портрет" каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы зависит от специфики текста. Но есть позиции общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но необходимого опыта , высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одного из них я не называю ошибочным. все детские версии обсуждаются не в жёсткой оценочной ситуации ( правильно - неправильно) , а в равноправном диалог е. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть" услышанными", высказываются по затронутой теме, работают над собой- каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам инсценировать произведения. Здесь - полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своим наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно " открывать" новые знания. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию - быть одновременно и учителем и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Для раскрытия творческих способностей детей я применяю различные формы и методы: беседы, игры, конкурсы, олимпиады, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия. Всех учеников вовлекаю в творческую работу. Предлагаю составить ребусы, сочинить сказку, викторину.
Всё это позволяет мне формировать положительную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности. В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход учителя (воспитателя) в обучении младших школьников на тематических клубных часах.Направление деятельности - творческая.
В последние годы широкое распространение получает индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальный подход в работе воспитателя организуется с целью развития способностей, склонностей и даровани...
Я - учитель, воспитатель, наставник
Статья в школьную газету....
Классный час по теме "Сергий Радонежский - учитель, воспитатель и просветитель Земли Русской".
Данное мероприятие проводилось в рамках городского семинара по духовному краеведению на базе МБОУ СОШ № 16 г. Королева 19 ноября 2013 года. На основе понятий "Добро", "Зло", "Добродетель", изучаемых п...
Статья на тему: "Учитель-воспитатель, наставник и друг".
Эта статья предназначена для родителей будущих первоклассников, воспитателей и учителей....
Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)
laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...
Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната
Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....
"Сборник советов начинающим учителям (от наставника)"
10 советов от наставника молодому специалисту...