Выступление на РМО по теме: "Инновационные технологии во внеурочной деятельности уч-ся"
учебно-методический материал (1 класс) по теме

В докладе представлен материал по теме"Инновационные технологии во внеурочной деятельности уч-ся". Указаны основные образовательные технологии и их составляющие, дана характеристика основных видов внеурочной деятельности уч-ся 1-4 классов в рамках реализации ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно-деятельностный подход, идеи Выготского, Гальперина, Леонтьева. Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные (ИКТ). Использование в образовательном процессе средств ИКТ направлено на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения обучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания; направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития школьников.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Я назову наиболее известные технологии, которые актуальны в современной школе:

  1. Современное традиционное обучение.
  2. Проблемное обучение.
  3. Игровые технологии.
  4. Групповые технологии.
  5. Коллективный способ обучения.
  6. Коллективное творческое дело.
  7. Педагогика сотрудничества.

Этот список вы можете продолжить.

Очень важно, чтобы учитель понимал, что каждая из образовательных  технологий включает в себя:

- целевую направленность

- научные идеи, на которые опирается

- системы действия учителя и ученика

- критерии оценки результата

- результаты

- ограничения в использовании.

Выбрав для себя изучение этой проблемы, я составила следующий план:

План действий

1

Изучение современных образовательных технологий

2

Выбор технологий для начальной школы

3

Учет отрицательных аспектов технологий

4

Апробирование технологий  в своей работе

5

Оценка результативности

6

Обобщение опыта работы

Я сейчас нахожусь на стадии  теоретического изучения этих технологий, ведь опыт работы по новым стандартам у меня небольшой, поэтому я расскажу об опыте инновационной работы моих коллег.  Постараюсь рассказать, какие технологии используются, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят.

         Маленький человек приходит в школу учиться читать, писать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту, а ещё он приходит… за счастьем! Он ждёт встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда. Оправдать ожидания детей позволяет введение внеурочной деятельности в учебный процесс.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазированию, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность, реализуемая в «Духовно-нравственном» направлении.

Сегодня невозможно представить организацию внеурочной  деятельности без использования технических средств:  проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра  и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку.

Большая роль на кружке отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети познакомились с основами театра, кукольным театром. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети, повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране. Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к инсценированию сказки.

Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

 • придаёт занятию эмоциональную окрашенность;

 • психологически облегчает процесс усвоения;

 • возбуждает живой интерес к предмету познания;

 • расширяет общий кругозор;

 • повышается производительность труда учителя.

 Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами дома учатся работать с компьютером.

         

Ещё один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Без внеурочного времени организация метода проектов невозможна.

         Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.

     Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия,  легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами.

Таким образом, инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность:

- повысить уровень профессионализма,

- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,

- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и   применять на практике. В то же время эти технологии…

 - стимулируют у учащихся процесс познания нового,

- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,

- порождают стремление к самостоятельной деятельности,

- формируют устойчивое внимание к предмету.

Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.

Главное – это искры радости познания в глазах детей.

Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках ФГОС учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Светлограда Левыкина Татьяна Владимировна

Слайд 2

Образовательные технологии (ОТ) современное традиционное обучение; проблемное обучение; игровые технологии; групповые технологии; коллективный способ обучения; коллективное творческое дело; педагогика сотрудничества.

Слайд 3

Составляющие ОТ научные идеи ограничения в использовании система действия учителя и ученика результаты целевая направленность критерии оценки результатов

Слайд 4

Внеурочная деятельность духовно-нравственное направление

Слайд 5

общеинтеллектуальное направление

Слайд 6

спортивно-оздоровительное направления социальное общекультурное

Слайд 7

Инновационные технологии стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету.

Слайд 8

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.

Слайд 9

Используемые интернет-ресурсы и литература . Сеть творческих учителей. Социальная сеть работников образования. Н.Ф. Леонов « Новая эффективная дидактика» М. «Спутник плюс» http : // www.sputnikplus.mags.ru/ [ sputnikplus.mags.ru ] В презентацию помещены фотографии с разрешения детей и их родителей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. ТЕМА:«Инновационные образовательные технологии в начальной школе».

Данная работа содержит в себе практическое и теоретическое использование одной из натболее интересных и сложных тем ФГОС, надеюсь, что она станет помощником для молодых коллег и одной из познавательны...

Выступление на педагогическом совете "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности"

Цель: выявить положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеурочной деятельности.Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.Успех – результат т...

Презентация к выступлению на МО учителей английского языка по теме " Внеурочная деятельность и проекты в начальной школе".

Презентация к выступлению на МО учителей английского языка по теме " Внеурочная деятельность и проекты в начальной школе"....

Сценарий выступления на КТД по ПДД (итоговое занятие по внеурочной деятельности)

Цели: -формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного  поведения на дороге;- вырабатывать у учащихся навыки ответственности, дисциплинированности, добиваться п...

Применение проектной технологии во внеурочной деятельности в начальной школе - выступление на городском семинаре.

      После вступительного слова подключаются дети. Они рассказывают о проделанной исследовательской работе по теме "Птицы зимой" и предлагают завучам принять участие в...

Выступление "Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности"

Презентация выступления по теме " Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности"....