Выступление на РМО по теме: "Инновационные технологии во внеурочной деятельности уч-ся"
учебно-методический материал (1 класс) по теме
В докладе представлен материал по теме"Инновационные технологии во внеурочной деятельности уч-ся". Указаны основные образовательные технологии и их составляющие, дана характеристика основных видов внеурочной деятельности уч-ся 1-4 классов в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно-деятельностный подход, идеи Выготского, Гальперина, Леонтьева. Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные (ИКТ). Использование в образовательном процессе средств ИКТ направлено на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения обучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания; направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития школьников.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Я назову наиболее известные технологии, которые актуальны в современной школе:
- Современное традиционное обучение.
- Проблемное обучение.
- Игровые технологии.
- Групповые технологии.
- Коллективный способ обучения.
- Коллективное творческое дело.
- Педагогика сотрудничества.
Этот список вы можете продолжить.
Очень важно, чтобы учитель понимал, что каждая из образовательных технологий включает в себя:
- целевую направленность
- научные идеи, на которые опирается
- системы действия учителя и ученика
- критерии оценки результата
- результаты
- ограничения в использовании.
Выбрав для себя изучение этой проблемы, я составила следующий план:
№ | План действий |
1 | Изучение современных образовательных технологий |
2 | Выбор технологий для начальной школы |
3 | Учет отрицательных аспектов технологий |
4 | Апробирование технологий в своей работе |
5 | Оценка результативности |
6 | Обобщение опыта работы |
Я сейчас нахожусь на стадии теоретического изучения этих технологий, ведь опыт работы по новым стандартам у меня небольшой, поэтому я расскажу об опыте инновационной работы моих коллег. Постараюсь рассказать, какие технологии используются, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят.
Маленький человек приходит в школу учиться читать, писать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту, а ещё он приходит… за счастьем! Он ждёт встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда. Оправдать ожидания детей позволяет введение внеурочной деятельности в учебный процесс.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазированию, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность, реализуемая в «Духовно-нравственном» направлении.
Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования технических средств: проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку.
Большая роль на кружке отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети познакомились с основами театра, кукольным театром. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети, повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране. Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к инсценированию сказки.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:
• придаёт занятию эмоциональную окрашенность;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор;
• повышается производительность труда учителя.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами дома учатся работать с компьютером.
Ещё один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.
Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Без внеурочного времени организация метода проектов невозможна.
Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами. Таким образом, инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность: - повысить уровень профессионализма, - обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика, - выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, - с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом. Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии… - стимулируют у учащихся процесс познания нового, - формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, - порождают стремление к самостоятельной деятельности, - формируют устойчивое внимание к предмету. |
Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.
Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.
Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательные технологии (ОТ) современное традиционное обучение; проблемное обучение; игровые технологии; групповые технологии; коллективный способ обучения; коллективное творческое дело; педагогика сотрудничества.
Составляющие ОТ научные идеи ограничения в использовании система действия учителя и ученика результаты целевая направленность критерии оценки результатов
Внеурочная деятельность духовно-нравственное направление
общеинтеллектуальное направление
спортивно-оздоровительное направления социальное общекультурное
Инновационные технологии стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету.
Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.
Используемые интернет-ресурсы и литература . Сеть творческих учителей. Социальная сеть работников образования. Н.Ф. Леонов « Новая эффективная дидактика» М. «Спутник плюс» http : // www.sputnikplus.mags.ru/ [ sputnikplus.mags.ru ] В презентацию помещены фотографии с разрешения детей и их родителей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. ТЕМА:«Инновационные образовательные технологии в начальной школе».
Данная работа содержит в себе практическое и теоретическое использование одной из натболее интересных и сложных тем ФГОС, надеюсь, что она станет помощником для молодых коллег и одной из познавательны...
Выступление на педагогическом совете "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности"
Цель: выявить положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеурочной деятельности.Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.Успех – результат т...
Выступление на педсовете с темой: «Формирование УУД во внеурочной деятельности»
Предназначение УУД для учеников началных классов...
Презентация к выступлению на МО учителей английского языка по теме " Внеурочная деятельность и проекты в начальной школе".
Презентация к выступлению на МО учителей английского языка по теме " Внеурочная деятельность и проекты в начальной школе"....
Сценарий выступления на КТД по ПДД (итоговое занятие по внеурочной деятельности)
Цели: -формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге;- вырабатывать у учащихся навыки ответственности, дисциплинированности, добиваться п...
Применение проектной технологии во внеурочной деятельности в начальной школе - выступление на городском семинаре.
После вступительного слова подключаются дети. Они рассказывают о проделанной исследовательской работе по теме "Птицы зимой" и предлагают завучам принять участие в...
Выступление "Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности"
Презентация выступления по теме " Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности"....