Методическая разработка по теме : "Дети с ограниченными возможностями здоровья. Работа с родителями".
методическая разработка (1 класс) по теме
Статья на тему: "Дети с ограниченными возможностями здоровья". Работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_detey_s_ogranichennymi_vozm.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационные формы помощи родителям
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.
Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:
– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы педагогом используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).
В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций
Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам
деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье
для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») |
6 | Наглядность | «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – оформление ширмы «Азбука здоровья»; – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление папки «Мелкая моторика» |
Октябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» |
«Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) | |
4 | «Родительский университет» | Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы |
6 | Наглядность | – дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»; – оформление папки «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Ноябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания» |
4 | «Родительский университет» | Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей» |
6 | Наглядность | – оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»; – дополнение в папку «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Декабрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Беседа: «Немного о режиме» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр; |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Азбука общения с малышом» обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем» |
4 | «Родительский университет» | Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году) |
6 | Наглядность | – Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка» – оформление стенда «Зимушка – зима» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Январь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба» |
2 | «Игра – это серьезно» | Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей |
4 | «Родительский университет» | Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин) |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой) |
6 | Наглядность | – оформление ширмы «Игры для здоровья»; – дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Февраль
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким» |
2 | «Игра – это серьезно» | Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение) |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки») |
6 | Наглядность | – изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»; – дополнение в папку «Игры для здоровья»; – оформление фотовыставки «Мой папа – солдат» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» |
3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Март
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья» |
2 | «Игра – это серьезно» | Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом |
4 | «Родительский университет» | Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы) |
6 | Наглядность | – оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные» – оформление стенда «Весна» – обновление папки «Составляющие здоровья»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» |
Апрель
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье» |
2 | «Игра – это серьезно» | Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Взрослые и дети» |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания) |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги |
6 | Наглядность | – выставка детских книг, дидактических пособий, игр; – дополнение в папку «Все о здоровье»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Май
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей) |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры) |
3 | «Научите меня говорить правильно» | «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей) |
4 | «Родительский университет» | «Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семейный кукольный театр: «Три медведя» |
6 | Наглядность | – оформление стенда «Здравствуй, лето!»; – дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»; – обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры); – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето – выставка детских работ |
4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....
Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.
В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....
Методические материалы по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Данные методические материалы предназначены для педагогов, которые работают в С(К)К....
Статья на тему "Дети с ограниченными возможностями здоровья"
Статья предназначена для учителей....
Методическая разработка Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?
Обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, под...
Методическая разработка Конспект занятия по программе «Чудесная экопластика» для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Бабочка-снежинка»
Возраст обучающихся: 7-10 летУровень обучения: стартовыйЦели: расширить знания и представления детей о бумажной пластике; формировать новые приёмы пластической трансформации листа бумаги; развивать чу...
Методическая разработка занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «По дорогам сказки»
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного занятия физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 1 классе....