РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья на тему
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.
Создаваемые проекты могут быть разнообразными:
исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа — в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. Если учитель приступает к реализации таких проектов, ему следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Учителю необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для школы (города, области и т.д.), будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом.
Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами могут быть различными : индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты. Чтобы возбудить у учащихся активную познавательную деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить проблему в проекте, значимую для себя и окружающих.
Когда проблема всего проекта будет сформулирована, переходите к определению гипотез её решения. После этого учитель разбивает класс на группы, учитывая интересы детей, и даёт задание каждой группе исследовать одну из гипотез.
В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации- библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д.
Приведем пример разработки проекта с использованием информационных технологий во внеклассной деятельности в школе.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» главной особенностью государственных стандартов обучения является введение регионального компонента. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении, т.к. проведённые беседы, опросы учащихся показывают, что они мало знакомы с историей, символикой, культурой, природой родного края. Возникла идея создания проекта «Мой город». Были определены цели работы над проектом :
- собрать как можно больше сведений о родном городе;
- воспитать любовь к родному городу, краю;
- профориентационное воспитание учащихся.
Определены сроки работы над проектом — 3 месяца.
Учащимися были выдвинуты основные направления проектной деятельности. Ими стали:
- Знакомство с растительным и животным миром.
- Знакомство с жизнью знаменитых людей города.
- Знакомство с культурно - историческими памятниками города.
- Знакомство с предприятиями города.
Были созданы четыре группы учащихся,учитывая их личные интересы. Определены пути проведения своих исследований : беседы, интервью, видео и фото - репортажи, опросы, поиск информации в сети Интернет, а также выбрана формы представления результатов. Разрабатывая I направление (знакомство с растительным и животным миром), ребята в группах, собранный материал оформляли в рефераты и гербарии. Итогом работы по II направлению (знакомство с жизнью знаменитых людей города) стали фоторепортажи, видеозаписи, доклады. Знакомясь с культурно-историческими памятниками города, группы, путешествуя по улицам, паркам, скверам нашего города, подумывали маршруты новых экскурсий. О предприятиях города учащиеся узнали, проводя беседы, интервью, опросы родителей, знакомых и оформили результаты в доклады, буклеты.
Работа по каждому направлению завершалась созданием авторской групповой компьютерной презентацией в среде Power Point.
На завершающем этапе сопоставлялись первоначальные цели и результаты исследования, обсуждались результаты проектной деятельности и какие познавательные и нравственные находки были приобретены. Итогом всей работы стала детская компьютерная энциклопедия: «Мой город», куда вошли все собранные материалы о Москве. Теперь учащиеся школы могут получить точную наглядную увлекательную информацию о своём городе.
С целью контроля и оценки полученных знаний составлена тестовая работа по этой теме. Проведение таких работ в компьютерном классе не только экономит время, но и способствует объективному точному оцениванию знаний учащихся.
Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых информационных технологий в начальной школе
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учеб...
Использование современных информационных технологий в начальной школе
Информационные технологии помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный матери...
«Использование современных информационных технологий в начальной школе»
В статье освещаются основные современные информационные технологии, которые можно использовать в начальной школе....
Презентация проекта «Использование современных информационных технологий в начальной школе»
Материал содержит презентацию к проекту «Использование современных информационных технологий в начальной школе»...
Использование новых информационных технологий в начальных классах.
Главная задача использования ИКТ в начальных классах. Использование ИКТ на уроках, во внеклассной работе, в проектной деятельности....
Использование новых информационных технологий в начальной школе
Статья по технологии (4 класс)...
Использование новых информационных технологий в начальной школе
Применение НИТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.Использование НИТ позволяет проводить уроки - на высоком ...