"Познавайка"
рабочая программа (3 класс) на тему
программа кружка в соответствии требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavayka_3_kl.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МОБУ «Шойбулакская руководитель МО: ________ (Скворцова Е.Ю.) средняя общеобразовательная школа» ________ (Калягина Т.Н.) «____» сентября 2013 г. __________ (Солнцева С.Ю. ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ПОЗНАВАЙКА» учителя начальных классов МОБУ «Шойбулакская средняя общеобразовательная школа» Фёдоровой Ольги Аркадьевны 3 КЛАСС 2013- 2014 учебный год |
Пояснительная записка
Программа кружка «Познавайка » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 3 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
- Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
- Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
- Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
- В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
- Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
- Результатами проектной деятельности являются творческая самопрезентация; изготовление поделок, рисунков с последующей выставкой работ.
В результате освоения содержания курса кружка «Познавайка» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
Тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю (34 часа).
Содержание
Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Правила поведения в природе. Географическая карта и план.
Тематическое планирование
№ разд | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Природа вокруг нас. Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы. | 2 ч. | Наблюдать объекты и явления природы Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
2. | Времена года. Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). | 5 ч. | Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Вести дневник наблюдений. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе Выбирать вид деятельности | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные
|
3. | Природа живая и неживая. Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | 18 ч. | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_ ности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Называть и узнавать виды изученных лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения. Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил. | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
4. | Единство живой и неживой природы. Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края. | 2 ч. | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества. Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. |
5. | Человек – часть природы. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. | 3 ч. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. |
6. | Наша страна на карте и глобусе. Правила поведения в природе. Географическая карта и план. | 2 ч. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок) | Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
|
7. | Итоговое занятие. | 2 ч. | Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной) | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
|
Календарное планирование
Дата | № занятия | Кол-во часов | Тема занятия |
1 | 1 | Экологическая тропинка. Вводное занятие. | |
2 | 1 | «Я и мир вокруг меня». Выполнение рисунков. | |
3 | 1 | Вода в моём доме и в природе. | |
4 | 1 | «Загадочный мир веществ». Практическая работа. | |
5 | 1 | Путешествие в страну Сезонию. | |
6 | 1 | «Осенние краски природы» Экскурсия. | |
7 | 1 | Что изучает экология? | |
8 | 1 | «Кто живет в пруду?». Проектная деятельность: изготовление поделок. | |
9 | 1 | «Нам нужен чистый воздух». Проектная деятельность: изготовление плакатов. | |
10 | 1 | «Воздух и здоровье человека» | |
11 | 1 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | |
12 | 1 | «В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений. | |
13 | 1 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | |
14 | 1 | «Чудо-растение». Проектная деятельность. | |
15,16 | 2 | «Что вырастет из семечка?». Проектная деятельность. | |
17 | 1 | Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники». | |
18 | 1 | «Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов. | |
19 | 1 | Рисунки и рассказы о домашних питомцах. | |
20 | 1 | «В мире животных». Презентация. | |
21 | 1 | «Все друг другу мы нужны». Сказка. Выполнение зарисовок к тексту. | |
22 | 1 | Викторина «Знатоки природы». | |
23 | 1 | «Путешествие капельки». Беседа о круговороте веществ. | |
24 | 1 | Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история». | |
25 | 1 | Экологический светофор | |
26,27 | 2 | «Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты. | |
28 | 1 | «Весна в нашем селе» Экскурсия. | |
29 | 1 | «Что вокруг школы?» Ориентирование на местности. | |
30 | 1 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. | |
31 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | ||
32 | 1 | Зеленая аптека. Лекарственные растения. Проектная деятельность. | |
33 | 1 | Мини- конференция по итогам собственных исследований | |
34 | 1 | Подведение итогов. |
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты | Учебные действия | Универсальные учебные действия |
Природа вокруг нас. Обучающиеся должны знать: Определение «природа». Основные типы веществ. Называть явления природы Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности веществ и явлений природы | Наблюдать объекты и явления природы Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Времена года Обучающиеся должны знать: Основные признаки времен года Обучающиеся должны уметь: Описывать и узнавать по описанию времена года | Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Вести дневник наблюдений. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе Выбирать вид деятельности | |
Природа живая и неживая Обучающиеся должны знать: Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными Обучающиеся должны уметь: Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_ ности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Называть и узнавать виды изученных лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения. Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил. | |
Единство живой и неживой природы Обучающиеся должны знать: О круговороте веществ в природе Обучающиеся должны уметь: Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества. Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения | |
Человек – часть природы Обучающиеся должны знать: О пагубном влиянии человека на природу Обучающиеся должны уметь: Бережно относится к природным объектам | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания | |
Наша страна на карте и глобусе Обучающиеся должны знать: Основные условные обозначения Обучающиеся должны уметь: Составлять план местности | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок) |
Литература:
Головкин Б . Н. О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .
Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .
Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006
Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение./ Ярославль: «Академия развития», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка "Познавайка", 3 класс. Тема: "Весёлые вопросы"
Планирование занятия соответствует структуре урока РУ проблемно-диалогической технологии. В процессе совместной работы учащихся и учителя выявляются особенности построения весёлых вопросов, их виды и ...
Познавайка
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в воз...
Конспект коррекционно - развивающего занятия по курсу "Познавайка"
Конспект внеурочного занятия в 1 классе...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Познавайка» для слабоуспевающих обучающихся 3 класса
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Познавайка»для слабоуспевающих обучающихся3 класса...
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Познавайка»
Цели и задачи:Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с ...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Познавайка» для слабоуспевающих обучающихся 4 класса
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий«Познавайка»для слабоуспевающих обучающихся4 класса...