Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Познавайка» для слабоуспевающих обучающихся 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий
«Познавайка»
для слабоуспевающих обучающихся
3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_poznavayka2014.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______от « 31» 08. 2015г.
Рассмотрено на заседании кафедры «Согласовано»
начального образования зам. Директора по УВР
Протокол №_______ /Зверева Е.А../_______
Руководитель кафедры: «____»___________ 2015г.
/Терехина Н.А. /________
«___» __________ 2015г.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий
«Познавайка»
для слабоуспевающих обучающихся
3 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Терехина Н.А.
2015 год
1. Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Курс индивидуально-групповые занятия составлен в соответствии с образовательной программой школы на 2015-16 учебный год. Утверждено приказом ОУ № 557 от 06.09.014.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности) все попадает в причины.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:
- с состоянием здоровья:
- занятия спортом;
- какими либо видами художественного творчества;
- неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
2. Цель и задачи программы
- ликвидация пробелов знаний у учащихся по предметам: русский язык и математика;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика.
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения: Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
3. Общая характеристика предмета
Принципы работы с неуспевающими учениками
Учитель начальных классов ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1. Физиологические;
2. Психологические;
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).
При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными умениями: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются.
Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми:
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На кружок отводится 1 час в неделю . З4 занятия в год.
4. Ценностные ориентиры
Кружок состоит из дополнительных занятий по математике и русскому языку.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположений.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлѐнности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
- Особенности учащихся класса и процесса обучения
- Настоящая программа учитывает особенности 3 г класса , в котором будет осуществляться учебный процесс.
- При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся
- Особенностями учебно-познавательной деятельности учащихся специального (коррекционного) класса VII вида являются: неустойчивость внимания, замедленность процесса переработки поступающей информации, недостаточная прочность запоминания и объём памяти, низкая познавательная активность, недостаточный уровень развития всех сторон речи, недостаточная техника чтения.
- Поэтому в обучении детей специального (коррекционного) класса VII вида учитель полностью руководствуется целями и задачами изучения предмета, указанными в рабочей программе, а также решает специфические задачи, исходящие из особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся класса.
- 5.Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
Используемая литература
1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2012 -96 с.
2. В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. – М.: 2011. К. Э. Кочурова .
3. Дружим с математикой: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2012 -96 с.
4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика в начальной школе»: Проверочные и контрольные работы. – М.: 2013-304 с.
6.Планируемые результаты
Учащиеся к концу года должны уметь:
- применять правила правописания на изученные орфограммы;
- различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и
глухие согласные звуки;
- воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
- выполнять вычитание, используя таблицу сложения;
- решать задачи в одно, в два действия; - выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100;
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту. |
1. | Русский язык Звуки и буквы Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие | ||
2. | Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | ||
3. | Русский язык. Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов. Индивидуальная работа на тренажере. | ||
4. | Математика Решение задач на нахождение целого и части. | ||
5. | Русский язык. Предложение. | ||
6. | Математика Сложение и вычитание столбиком без перехода через десяток. | ||
7. | Русский язык. Главные члены предложения. | ||
8. | Математика. Сложение и вычитание двузначных чисел. Индивидуальная работа на тренажере. | ||
9. | Русский язык. Второстепенные члены предложения. | ||
10. | Математика. Индивидуальная работа на тренажере. Отработка навыков умножения и деления | ||
11. | Русский язык. Написание заглавной буквы в именах и фамилиях, кличках животных. Вставить пропущенные орфограммы. Работа с текстом. | ||
12. | Математика Решение задач в два действия на нахождение целого. | ||
13. | Русский язык. Сочетания жи - ши. Письмо под диктовку. Индивидуальная работа на тренажере. | ||
14. | Математика. Решение задач на разностное сравнение в одно действие. | ||
15. | Русский язык. Учимся писать безударную гласную в корне слова. Индивидуальная работа на тренажере. | ||
16. | Математика Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | ||
17. | Русский язык. Безударная гласная в корне слова. Учимся писать. | ||
18. | Математика. Решение задач на разностное сравнение в два действия. | ||
19. | Русский язык. Учимся писать безударную гласную в корне слова. Письмо под диктовку. | ||
20. | Математика. Единицы длины. | ||
21. | Русский язык. Синонимы и антонимы. | ||
22. | Математика. Буквенные выражения. | ||
23. | Русский язык. Однокоренные слова. Индивидуальная работа на тренажере. | ||
24. | Математика. Порядок выполнения действий. | ||
25. | Русский язык. Правописание слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными. | ||
26. | Математика. Индивидуальная работа на тренажере. Единицы длины. | ||
27. | Русский язык. Непроизносимые согласные в корне слова. | ||
28. | Математика. Решение задач. Индивидуальная работа на тренажере. | ||
29. | Русский язык. Сочетания ча - ща, чу - -щу. Работа с печатным текстом. | ||
30. | Математика. Решение уравнений. | ||
31. | Русский язык Сочетание –чк-, -чн-. Работа с текстом. Исправление ошибок в тексте. | ||
32. | Математика. Площадь фигуры. Единица площади. | ||
33. | Русский язык. Написание слов с разделительным твердым и мягким знаками. | ||
34. | Чему я научился | ||
ИТОГО: | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку для 4 класса
Данная программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федеральн...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Русский язык" 2 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Русский язык" 2 класс...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 2 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 2 класс...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 4 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 4 класс...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 1 класс...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 4 классе.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 4 классе....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Познавайка» для слабоуспевающих обучающихся 4 класса
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий«Познавайка»для слабоуспевающих обучающихся4 класса...