Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе
учебно-методический материал по теме
С первых дней пребывания в школе ребёнок начинает изучать одну из самых интересных, но очень трудных тем по русскому языку – звуки и буквы. Системное рассмотрение языка на фонетическом уровне основывается на ряде понятий, которые могут быть в доступной форме раскрыты на уроках фонетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskaya_sistema_russkogo_yazyka_.docx | 17.09 КБ |
foneticheskaya_sistema_russkogo_yazyka_.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Фонетическая система русского языка
как предмет изучения в начальной школе.
С первых дней пребывания в школе ребёнок начинает изучать одну из самых интересных, но очень трудных тем по русскому языку – звуки и буквы.
При изучении звуков, мы рассматриваем особенности звуковой системы русского языка. Системное рассмотрение языка на фонетическом уровне основывается на ряде понятий, которые могут быть в доступной форме раскрыты на уроках фонетики. К их числу относится, прежде всего, понятие о противопоставленности звуковых единиц русского языка по смыслоразличительным признакам звонкости – глухости, твёрдости – мягкости.
Различению звонких и глухих согласных в школе уделяется большое внимание с первого класса. Однако не всегда в достаточной мере подчёркивается смыслоразличительная роль противопоставления звуков по этим признакам. В ходе практических упражнений учащиеся должны убедиться в том, что названые звуковые различия играют большую роль в выражении значения русских слов (гора – кора, жар – жарь). Не случайно указание на звонкость – глухость, твёрдость – мягкость согласного считается обязательным при фонетическом разборе.
Дети должны усвоить, что парные согласные в нашем языке являются разными, самостоятельными звуковыми единицами, выполняющими смыслоразличительную роль.
Характер изучаемого материала предполагает соблюдение ещё одного важного методического принципа: последовательность наблюдения от звука к букве. Соблюдение этого принципа обеспечивается общей последовательностью изучения данного раздела - сначала только фонетика, затем фонетика вместе с графикой, и такими методическими приёмами, как использование рисунков и простейших значков транскрипции, и последовательностью фонетического разбора, в котором ученик идёт от произносимого звука к способу его буквенного обозначения.
Фонетический разбор является формой работы, суммирующей все знания и умения, полученные детьми при изучении фонетики и графики. В процессе изучения фонетики учащиеся должны овладеть не только известной суммой теоретических знаний, но и целым рядом практических умений.
Многие из этих умений закладываются в начальной школе. В четвёртом классе они отрабатываются, закрепляются, получают более глубокое теоретическое обоснование.
Перечислю важнейшие из этих умений:
Умение на слух различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
Умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его в изолированном виде (например, звук [й] и другие мягкие согласные).
Умение определять место ударения в слове.
Умение сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и определять, благодаря чему слова различаются на слух.
Умение производить фонетико-графический разбор слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв.
Умения, связанные с произносительной культурой:
отчетливо произносить слова, следя за правильностью произношения;
различать ударные и безударные гласные и правильно (в соответствии с литературной нормой) произносить последние;
Некоторые из перечисленных умений, особенно важные для дальнейшего изучения языка, для усвоения орфографических и орфоэпических правил, должны отрабатываться особенно тщательно, приобретая характер прочного навыка. К числу таких навыков относится определение места ударения, безошибочное определение на слух звонкости-глухости, твердости-мягкости согласного. Особое внимание следует обратить на правильное объяснение соотношения звука и буквы. Необходимо добиваться и постоянного внимания учащихся к звуковой стороне речи, обеспечивающего правильность произношения.
Теме фонетика я уделяю особое внимание, и применяю различные методы работы и приёмы.
- С ребятами ведём тетрадь с записями схем, таблиц, разборов слов.
- Систематически на уроках русского языка я провожу различные игры, тесты. С некоторыми из них хочу вас познакомить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умение на слух различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его в изолированном виде. Умение определять место ударения в слове. Умение сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и определять, благодаря чему слова различаются на слух. Умение производить фонетико – графический разбор слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв.
Умения, связанные с произносительной культурой: отчётливо произносить слова, следя за правильностью произношения; различать ударные и безударные гласные и правильно (в соответствии с литературной нормой) произносить последние.
я – [ й ’ а ] 3. после ъ и ь: ё – [ й ’ о ] [ л ’ й ’ от ] ю – [ й ’ у ] 4.я -а е – [ й ’ э ] ё - о 1 . в начале слова: ю -у [ й ’ эл ] ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ: 2 .после гласных: [ з ’ эл ’ и н ’] [ бай ’ эц ]
ИГРА «ЗАГАДКИ ФОНЕТИКИ» 3 испытания по русскому языку А И Е О А А Е Е И И О О
Отборочный тур Какая буква русского алфавита употребляется реже других? Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? Какие согласные всегда звонкие? Какие согласные всегда глухие? ( ч , щ , х , ц , ш ) Как обозначается мягкость согласного на письме? В каком случае в сочетании согласных с ч, щ пишется ь? (Ф.) (В начале слова.) (Сонорные: л, н, м, р, й.) (Ь, я, ё, ю, е, и.) (В середине слова)
Первое испытание КРАСНЫЕ ВОПРОСЫ (нельзя ни разу ошибиться) 1. Сколько раз встречаем звук [з] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе! 2. Назовите слова, в которых один звук обозначался бы двумя буквами, а одна буква обозначала бы два звука. 3. Как изменить слово кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
Второе испытание ЖЕЛТЫЕ ВОПРОСЫ (допустима одна ошибка ) 1. Прочитайте предложение: Документ подписан директором. Сколько раз встречается звук [т] в предложении? 2. В каком слове все согласные мягкие: шинель, теория , тире, ценишь! 3. Сколько звуков в словах июль, ненастный! 4. Вспомните слово, в котором три подряд одинаковые буквы.
Третье испытание ЗЕЛЕНЫЕ ВОПРОСЫ (допустимы две ошибки) 1. Запишите слова, данные в транскрипции ,орфографически. 2. Расставьте ударение в словах: свекла, алфавит, процент, звонит. 3. Прочитайте предложение: Всякому мила своя сторона . Сколько мягких согласных в этом предложении? 4. Отгадайте метаграмму: С ч летаю над волною, С л не дам волкам покою, С м рубашка-безрукавка, С з скачу в лесу по травке. С г меня крепи к детали Из железа или стали.
Звуки Гласные Согласные ударные безударные Твердые Мягкие Звонкие Глухие Ь Ъ ударные безударные Твердые Мягкие Звонкие Глухие ЗВУКИ
Коварные звуки Я [ Й ’ А ] Е [ Й ’ Э ] Ё [ Й ’ О ] Ю [ Й ’ У ] В начале слова После гласного После Ъ или Ь
Звуки и буквы Посчитайте количество букв и звуков. Мель, дым, солнце, синий, якорь, тростник, улыбаться
Транскрипция Исправь ошибки. Граматэ / учица / всигда / пригадица // Дэлу / врема,патэхэ /час// Павтарэнэ /мат/ учэна //
Страна ФОНЕТИКА
20 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. Какие глухие согласные не имеют пары по звонкости? [ х ] , [ ц ] Подчеркните глухие согласные.
Решите фонетические задачи
К количеству сонорных звуков в слове ловкая прибавьте количество мягких согласных звуков в слове снежинки . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове медведица .
[ Л ОФКА Й' А] 2 [С Н' ИЖЫН К' И] 2 [М'ИДВ'ЭД'И Ц А] 1 (2+2) – 1 = 3
К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала .
[А Б А ЗН АЧ'И Л А] 4 [ Щ' УР'И Ц А] 2 [ ФСК Р'И Ч' АЛА] 4 (4+6) – 4 = 2
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: муж торг ноль суд ель
муж [шум] торг [крот] ноль [л'он] суд [тус] ель [л'эй']
Назовите общие звуки в словах свой и овсяный. [сво й' ][ афс'аны й ' ]
Какие слова из списка имеют ровно 2 общих звука со словом сбор ? Гриб, узор, кора, коза, рост, лоб, база.
[збор] [гр'ип] [у зор ] [ка р а] [ка з а] [ ро ст] [л о п] [ б а з а]
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ЗЛЫХ ОШИБОК
Жила-была на неб е мал е нькая звездочка. «Мама, когда я выр а сту?» - спрашивала она. Но мама не отвечала, а только прик а салась своим луч о м к дочке. От прик о сновения звездочка заг о ралась, но она не могла предпол о жить, что так звезды р а стут. Н е бесная жительница любила ра с сматривать мир людей. На ра с свете она пр и ближалась к краю туч и и см о трела на бе с конечные поля и леса. Земля наб и рала скорость и с тихим ш о рохом вращалась. Но иногда тяж ё лые свинцовые тучи закрывали землю. Нал е тали ц и клоны. Звездочке очень хотелось с делать что - то хорошее для людей.
Придумайте и напишите продолжение истории в 3-5 предложениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются технологии включения элементов музыкального фольклора в учебные предметы сельской начальной школы....
Фонетическая система русского языка в начальной школе
В данной презентации представлена фонетическая игра для учащихся начальной школы, которую можно провести на уроках русского языка...
Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".
Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и...
Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "
Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...
Каталог Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для использования при изучении основных содержательных линий предмета "Технология" в начальной школе
В данном материале представлен Каталог Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для использования при изучении основных содержательных линий предмета "Технология" в начальной ш...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» направлена на организацию раннего изучения предмета "Физика" на пропедевтическом уровне...
Рабочая программа по предмету "Математика" в начальной школе "Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа по предмету "Математика" в начальной школе "Система Л.В. Занкова» с КТП...