Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процеесе
учебно-методический материал по теме

    Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

 Творческая личность умеет искать и находить нестандартные решения  любых проблем. Достигается это организацией собственной деятельности ребят, в процессе которой дети будут решать творческие задачи: обнаруживать незнание, противоречие и искать пути выхода из затруднения. Дети станут изменять, комбинировать, изучать происхождение вещей, явлений и понятий, создавать нечто новое, т.е. станут творцами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   “Развитие креативных способностей младших школьников

        в учебном  процессе “.        

Вот уже за плечами 28 лет работы в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новые педтехнологии.

 В последние годы я работала над темой  “Развитие креативных способностей младших школьников в учебном  процессе “. Выбор этой темы был не случайным. Методы и приемы, предложенные нам в учебниках, в основном направлены на умственное развитие детей. Дети художественного типа с довольно развитым воображением, эмоциональные, импульсивные часто остаются за чертой нашего понимания. Проблема творчества меня волновала давно. В 2007 году приняла участие в районном конкурсе “Лучшая методическая разработка творческих заданий” и заняла II  место. По счастливой случайности мне удалось попасть на курсы  А.Б. Нурмухаметовой по развитию творческого воображения, да и во время учебы в ТГГПУ мне не раз приходилось побеседовать с ней на эту тему. Выбрав тему дипломной работы по этой проблеме я изучила немало литературы и, конечно, изменила стиль работы.

    Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Показателем творческого развития является – креативность.

    Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

 Творческая личность умеет искать и находить нестандартные решения  любых проблем. Достигается это организацией собственной деятельности ребят, в процессе которой дети будут решать творческие задачи: обнаруживать незнание, противоречие и искать пути выхода из затруднения. Дети станут изменять, комбинировать, изучать происхождение вещей, явлений и понятий, создавть нечто новое, т.е. станут творцами.

   Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей:

  • творческим потенциалом,
  • творческой активностью,
  • творчекой направленностью.
  • творчекой индивидуальностью.
  • инициативностью,

способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.

 

   Каковы же условия развития креативных способностей?

 *  Свободная атмосфера в школе, в классе:  без авторитарности, возможности выбора вида деятельности.

 *  Доверия и уважение к ученикам, постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.

 *  Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения. Игровые моменты (методики), решение субъективно- творческих задач.

 *  Внимание к интересам каждого ребенка, его склонностям, здоровью, разностороннему развитию, к его способностям.

 *  Атмосфера общей культуры в школе. Достижение результата лишь в том случае, если учитель не чужд к творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность, формирует ее. В работе определяю главные цели своей и ученической деятельности на весь период обучения. На первый план выдвигаю формирование личности каждого ребенка, вооружения его глубокими и прочными знаниями. В основе успешного усвоения знаний познавательный интерес. Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать интеллектуальный потенциал, повышать творческо-поисковую активность. Стараюсь заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать положительную мотивацию учения.

Для формирования личностных качеств креативности, готовности к нестандартным решениям – необходима система.

В своей работе выделяю три этапа системы:

I  подготовительный – это предпосылки творчества, которые могут перерасти в подлинное творчество.

  На этом  этапе  работы я    использовала различные задания из книги А. Б. Нурмухаметовой  “Играя, развиваем. Развивая обучаем” на развитие логического творческого мышления; воображения на основе ассоциативного мышления (видоизменение ситуации и создание новых ситуаций на базе имеющихся представлений, придумывание сказки по предложенному началу, по концовке, инсценирование сказки); фантазии и представлений на звуках, цвете, вкусе, осязания. (представление в своем воображении  необычных звуков; передача звуков через картины, рисунки; составления картин звучания весеннего ручейка , зеленого леса, родника и др.; придумывание вкуса учебы, сна, купания и т. д.) .                                      

  Многообразные виды творческих работ позволяют учителю добиться повышения грамотности, способствуют развитию устной и письменной речи, общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъективный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.  Творческое начало играет огромную роль, в чем бы оно не проявлялось – в математике или в музыке, в спорте или в труде. Ведь там, где проявляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Важно, чтобы задания, способствующие развитию творчества, давались детям не отслучая к случаю, а находились в определенной системе. Велика и воспитательная роль таких работ. Правильно подобранные тексты, картины являются хорошим средством воспитания у учащихся любви к природе, способствуют расширению их кругозора.

 Примерные виды творческих работ, используемых мною на уроках русского языка :

1. Творческие игры.

а) Игра в «определение»

Детям раздаются карточки со словами: снег, белка, ромашка и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы поняли,что имеет говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками.

б) «Вырази мысль другими словами».

в) «Укрась слова».

   ( За одну минуту вспомни объекты желтого цвета, черного цвета, горячие, интересные, прекрасные, хорошие объекты) .

   г) На конструирование фраз по начальным буквам слов.

     С________    о_______     и______     с_________.

    д) Палиндром ( перевертень, перевертыш) -  слово или текст читается одинаково от начала к концу и от конца к началу.

1).    Растение (боб).

2).   Глаз (око).

3).   Шум, производимый при ходьбе, беге. (топот).

4).    Имя девочки (Анна, Алла, Ада).

5).    Наводнение (потоп).

д) Анаграммы.

Анаграмма – это перестановка букв в слове или фразе, образующее другое слово или фразу.

Сила (лиса),  соль (лось), банка (кабан), колос (сокол) и т. д.

е) «Из нарицательных в собственные».

Мир (Рим), веки (Киев), икра (Каир) и т. д.

2. Виды работ частично творческого характера.

Собрать слова, которые кроются под следующими номерами.

А

В

Е

И

К

Л

М

Н

У

О

П

Р

С

Ц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 Расшифровав код, вы прочтете фамилии героев нашего района.

5, 9, 12, 1, 13, 1, 8, 10, 2. (Курасанов).

5, 10, 8, 3, 2. (Конев).

6, 1, 12, 4, 10, 8, 10, 2. (Ларионов).

14, 1, 11, 6, 4, 8. (Цаплин)

3. Виды работ с творческой основой.  ( составь устный рассказ на тему из данных предложений, по картине , по впечатлениям и наблюдениям и т. д.)

4.Творческое списывание. ( Например, списывание с подбором синонимов к прилагательному ________ ).

5. Редактирование текста.

6. Творческий диктант

а) по картине;

б) по опорным словам.

7. Творческие пересказы и изложения.

  II – это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом,через различные виды деятельности.

Самовыражение – это сочинение, даже самое, казалось бы простое: школьник рассказывает о радостных днях каникул или описывает картину природы. В сочинении всегда выражается личность пишущего: это может быть тонкое эстетическое восприятие прекрасного, может быть любовь к человеку или четвероногому другу, восхищение добрым поступком, непрятие зла и неправды.  Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о прочитанных книгах или просмотренных кинофильмах.

 

Творческие сочинения разнообразны по виду и характеру заданий:

  • сочинение по картине,
  • сочинение на основе фотомонтажа;
  • сочинение миниатюра;
  • сочинение -интервью;
  • сочинение по пословице, включение пословиц в сочинение,
  • сочинение загадок;
  • сочинение сказок,
  • сочинение стихотворений,
  • письмо литертурному герою, другу, и т.д.

   Потребность выдумывать, сочинять – особенность моих воспитанников. Творческие сочинения учащиеся пишут не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на уроках естествознания, пытаясь объяснить процессы происходящие в природе, роль какого-то объекта, его значение. На уроках литературного чтения ввели в практику проведение минуток поэзии. Стихи должны всколыхнуть чувства, задеть душу ребенка. Важно поддержать эмоциональный настрой. Это возможно, когда в классе идет живая беседа. Именно в процессе беседы рождаются мысли, возникает желание поделиться чувствами, переживаниями. Дети активно включаются в работу, обобщают, оценивают, делают выводы, делятся мыслями, рассуждают. Все это результат подготовки ребенка к уроку. Дети стремятся сами подготовить творческое домашнее задание, по принципу – какое нравится, по своему желанию, интересу. Радует разнообразие заданий, интерес к изучаемому, желание защитить свое задание. Детям нравится быть в роли автора. Ребята развиваются в поисковой деятельности. Много работают с дополнительной литературой: подбирают материал об авторе, готовят сообщения, творчески оформляют работы, составляют кроссворды, вопросы по теме, рисуют, пишут отзывы. Это желание и потребность ребят в творческой деятельности достигается благодаря предоставленной свободе для самовыражения. Интересные рассуждения детей при анализе произведений, их эмоциональность, самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно сопереживают героям.

III – исследовательский.

Одним из условий, способствующих становлению креативного потенциала личности является подбор заданий, насыщенных исследовательскими элементами и направленных на обеспечение творческого поиска.

 На смену человеку – исполнителю должен прийти человек-творец. Человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. На этом этапе мы использовали исследовательско-творческие проекты.

 В четвертом классе учащиеся умеют задавать вопросы, давать определение понятиям, наблюдать классифицировать, делать выводы, доказывать защищать свои идеи.

    Еще работая по данной теме, я поняла, что следующей темой моей работы будет проектно-исследовательская работа. С третьего класса мы начали составлять проекты. Первым проектом у нас был “Телеканал Старика-годовика”. Этот проект интегрированный, долгосрочный (состоит из блоков: осень, зима, весна, лето), комлексный ( познавательный, творческий, игровой, информационно-поисковый, природоохранный, здоровьесберегающий), совмещает урочную и внеурочную работу. Ребята над проектом работали увлеченно, с интересом, так как учащиеся разделились на творческие группы по интересам:

  • “Разведка осенниих примет”;
  • “Портрет осени”;
  • “Прогноз погоды” ( об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет);
  • “Диалоги о животных” ( о сезонных изменениях в жизни животных);
  • “Здоровье” ( об укреплении здоровья в разное время года и способах оказания первой  медицинской помощи).

     Следующими проектами были: “Лекарственные растения нашей местности”, “Зимующие птицы”, “Жалобная книга природы”, “Правила поведения в природе”, “Мое родное село”. В основном эти проекты выполнялись во внеурочное время, так как первоначально осваивать данную технологию легче применительно во внеклассной работе. Но уже учимся составлять мини-проекты на уроках.

 Творческая деятельность на уроках находит свое продолжение и во внеклассной работе. Дети принимают активное участие в проведении праздников, классных часов. Умеют организовывать и провести конкурсы, викторины, игры.

 Креативный уровень психической организации личности предусматривает раскрытие внутренних ресурсов самоздоровления, повышения сознательного творческого потенциала и высвобождение активной самостоятельной творческой деятельности. Жизнь человека должна быть наполнена творчеством, созиданием, непрерывным трудом по сасовершенствованию. Творчество как норма жизни и здоровье как норма жизни находятся в неразрывном единстве.

Здоровьетворение можно рассматривать как составную часть, необходимое условие и способ включения человека в процесс творения собственной жизни. Таким образом,  креативность человека как творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе здоровьетворения  ( в самом смысле этого слова  - сотворение, созидание здоровья заложена креативная природа человека) – деятельности, мотивированной духовными потребностями личности в самосозидании и созидании вокруг себя экологически-здоровой, природной, социальной среды.

  В педагогическом контексте процесс творчества носит обоюдный характер: учитель”творит” здровье детей и обогащает свой творческий потенциал, учит тому как “творить” свое здоровье; способствует “самотворению” и детей – они совершенствуют творческие способности, формируюти развивают культуру здоровья и здоровьетворения. Проблема состоит в отборе форм и методов работы с детьми, определении возможных путей вовлечения их в процесс самосозиданияи созидания экологически здоровой среды обитания.

  Одной из таких методик, на мой взгляд, является выполнение коллективного информационно-творческого проекта “Если хочешь быть здоров”.

   Проблема здоровья детей во всех смыслах – физическом, социальном, нравственном – занимает главное место в моей работе с детьми.

В формированиии основ здорового образа жизни трудно обойтись без помощи родителей.

  Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычайно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить, что развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, все понимающего учителя, его творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...

«Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе»

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству.  Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть с...

Учебно-методическое пособие "Развитие креативных способностей младших школьников"

Учебно-методическое пособие «Развитие креативных способностей младших школьников» входит в учебно-методический комплект одноимённой программы, предназначенный для учащихся начальной школы. По своему с...

Конкурсная работа "Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе"

В работе проведено исследование о развитии творческих способностей младших школьников. Представлены различные тематические серии групп творческих заданий, фрагменты уроков, рассмотрена система критери...