«Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе»
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 522.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку. Есть великая “формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому ещё неизвестные ”. ( К.Э.Циолковский)
Перед школой всегда стоит цель : создать условия для формирования личности, способной к творчеству. Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности.
Креативные способности учащихся Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.
Основные цели развитие системности, диалектичности мышления; развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; обучение целенаправленному использованию эвристических методов для выполнения творческих заданий.
Актуальность проблемы Проблема развития креативных способностей не нова для психолого-педагогических исследований. Она до сих пор актуальна. Не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться там, где он может принести максимальную пользу.
Создать условия для развития личности ребенка. Источниками развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе ; творческая деятельность, в процессе которой ребенок реализует свои возможности, т.к. она не нацелена на освоение уже известных знаний . Способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового . Задачи:
Компоненты креативных способностей школьников: творческое мышление; творческое воображение; применение методов организации творческой деятельности.
наглядность; художественное слово; технические средства; игра. Методы творчества
МОЗГОВОЙ ШТУРМ – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения; перепутанные логические цепочки (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности); методы контрольных вопросов и другие.
Игровой метод При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока.
Метод дихотомии в игре «Да-нет» Дихотомия - метод деления пополам , используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен различными типами игры «Да – Нет». Узнай объект по описанию. 1) Перечисляются признаки объекта: сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета. 2) Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда предметов: животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея); животное, которое "видит" носом (дельфин); животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть" кожей (дождевые черви); животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка); животное не различающее цвета, у которого орган осязания находится на усах (кошка)…
«Минутки» творчества Применяю на уроках «минутки» творчества. При изучении темы «Про воду», «Про воздух» предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха. - Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я… А я - Воздух, я расскажу о себе следующее… При изучении темы «Город и поселок» даю детям такое задание: «Если бы ты был главой нашего поселка, чтобы ты рассказал нам о нем? » при этом использую презентацию, выполненную учеником, где рассказывается о достопримечательностях поселка. При изучении темы «Звери – млекопитающие» давала такое задание: «Представь, что ты животное (ребёнок выбирает животного сам). Рассказ начни так: «Я – бурый медведь…» (к рассказу прилагается рисунок животного, который нарисовал сам ребёнок и прикрепил у себя на груди)».
Уроки – сказки Сказки – спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания «Придумай сказочную историю о своем любимом животном» и т.д.
Для создания опыта творческой деятельности учащимся давала следующие задания по преобразованию, объектов, ситуаций, явлений; созданию нового : “ Вездеход на Луне” (ИЗО); “ Задача об укладке кирпичей” (Математика); “ Придумай этикетку для бутылочки с ядом” (Окружающий мир) “ Придумай сказку (историю) о……..”(Русский язык, чтение); “ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”; “ Придумай телефон для глухих” (Технология) и др.
(отрезок) (угол) (ДРОБЬ) (РОМБ) На моих занятиях не просто использую готовые ребусы, но ещё дети сами пробуют зашифровать слова, создать свои ребусы…
Составляем синквейны (это пятистрочный стих) по правилам: Алгоритм составления синквейна : На первой строчке – написать выбранное существительное. На второй строке - придумать к этому существительному два прилагательных, описывающие основную мысль. На третьей – придумать три глагола, описывающие действия в рамках темы. На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме. На пятой строке – сделать обобщающий вывод. Например: Атмосфера Холодная, грязная Движется, защищает, меняется. Воздушная оболочка Земли. Пространство.
Система творчества , под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентирована на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе . Основным условием творчества учащихся на моих уроках является создание «УСПЕХА».
Наши достижения Ежегодно учащиеся моего класса принимают активное участие в различных конкурсах районного и городского уровня, в предметных олимпиадах в конференции «Первые шаги в науку», на которых занимают призовые места. . Участие детей в олимпиадах школьного тура. Анализируя Показатели, сделаю вывод о росте достижений учащихся в предметных олимпиадах школьного тура. Ежегодно учащиеся моего класса принимали участие в международных конкурсах « Кенгуру» по математике и « Русский медвежонок» по русскому языку. Имеются призовые места на школьном уровне. В этом году среди моих выпускников 11 классов были медалисты ( одна золотая медаль и три серебряных). Для маленькой школы с численностью чуть более 150 человек-это успех. Эти дети творили уже со 2 класса. Они зажигали остальных и не давали расслабляться мне
1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. 2. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г. 3 . Кулевич С.В.,Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах.Издательство «Учитель»,2001г. 4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с. 5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с. 6. http :// www.trizminsk.org /e/ prs /232044.htm#023 и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В своём педагогическом проекте я исследую социально-педагогические условия развития креативности через использование различных методов и приемов обучения, направленных на развитие ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/16/picture-236352-1657953004.jpg)
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572865-1422192387.jpg)
Педагогический опыт по теме "Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-619299-1428233227.jpg)
Курсовая работа на тему: Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников.
Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/09/picture-733512-1452360714.jpg)
Конкурсная работа "Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе"
В работе проведено исследование о развитии творческих способностей младших школьников. Представлены различные тематические серии групп творческих заданий, фрагменты уроков, рассмотрена система критери...