Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения
статья по чтению (4 класс) по теме
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Главное в педагогике не дать угаснуть Божьему дару, не дать помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника. Способность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. И стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Делается акцент на развитие креативных способностей.
Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова.
Креативность-это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь солнце, строить замки на песке, приветствовать будущее, писал П.Торенс.
Креативность-это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычные умные идеи и доводить их до конца. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
И поэтому нам необходимо помнить, что творческое мышление имеет свои отличительные черты:
- Пластично, так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно.
-Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения.
-Оригинально, оно порождает неожиданные, непривычные решения.
Характеристика креативности:
-Богатство мысли;
-Гибкость мысли;
-Оригинальность;
-Любознательность;
-Фантастичность;
-Умение видеть проблему;
-Беглость.
Сложность проблемы креативного развития обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческого мышления. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
-Природные задатки и индивидуальные особенности;
-Влияние социальной среды;
Зависимость креативности от характера и структуры деятельности.
Творческие способности или творческие и потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество-естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Кроме того, креативность рассматривается не как единый фактор , а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.
Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводят 95% влияния на формирования разных вариаций креативности и только 5%-наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих креативным потенциалом.
Для формирования креативности необходимо:
1. Отсутствие заданного образца;
2. Эмоциональные переживания по поводу художественного образца, создаваемого в процессе совместной деятельности;
3. Развитие межличностных отношений в классе.
На уроках литературного чтения необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных способностей. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
- Замечать любые творческие проявления;
-Создавать условия для развития творческих способностей.
В этой работе можно выделить три этапа:
1. Подготовительный: элементы творчество в обычной исполнительской деятельности;
2.Исследовательский;
3. Самовыражение через различные виды деятельности.
Развитие креативных способностей процесс долгий и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младших школьников к настоящей литературе на уроках литературного чтения, с уроков обучения грамоте.
При знакомстве с любой буквой дети имели возможность выбрать для себя более волнующее задание. Виды заданий:
1.Изготовление макет буквы из цветной бумаги, из природного материала, из пластилина
2.Нарисуй букву;
3. Сочини стихотворение о букве;
4. Подбери скороговорку, чистоговорку и т. д.
Некоторые дети выполняли несколько видов заданий.
В учебнике 1 класса множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок, сказок. После прочтения и анализа я предлагала следующие задания:
-сочинить считалку, загадку и т. д.
-нарисовать иллюстрацию к дразнилке, отгадку к загадке;
-создавали диафильм и т. д.
Необходимо дать ребенку почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство.
Для него станет нормой мотив: «Если я могу это, значит смогу и другое». И если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то вступая в контакт с ними , должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять их.
Уже с первых дней обучения основываясь на искреннем доверии детей к автору можно начать формирование творческих талантливых читателей. Этому способствуют следующие виды творческих заданий.
Задания для 1 класса | Задания для 2-3 классов | Задания для 4 класса |
Иллюстрация к прочитанному произведению | План-схема, раздели и запиши или нарисуй. | Умение составлять: модельный, картинный планы, сравнительные таблицы. |
Участие в коллективном сочинительстве. | Участие в сочинительстве по аналогии, дописывание, досказывание (как повел бы себя герой в другой ситуации) ,умение писать сочинения-миниатюры из 3-4 предложений по заданной теме и жизненным впечатлениям. | Умение написать сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче. |
Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх. | Участие в коллективной творческой работе (« КВН Там на неведомых дорожках»), подготовка и проведение литературных игр, конкурсов, утренников, отчетов. Проектная деятельность. | |
Чтение текста по ролям, рассказывание сказок и историй от лица героев. | Пересказ произведений от лица одного из персонажей, придумывание продолжения произведения, изменения начала или конца произведения, сочинение истории по данному началу. | |
Творческие задания в печатных тетрадях. | ||
Иллюстрирование книг-самоделок, создание собственных страничек в коллективных книгах-самоделках, стремление работать со справочной литературой. |
Эти задания предусмотрены для работы, как по учебнику, так и по рабочим тетрадям. В рабочих тетрадях следующие виды творческих заданий:
-подбери синонимы, определения к словам;
-объясни смысл выражения;
-выбери строки из произведения и нарисуй к ним иллюстрацию;
-напиши сочинение-миниатюру по литературным или жизненным впечатлениям;
-придумай продолжение произведения;
-составь план, сделай вывод и т.д.
Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения.
Разнообразные задания развивающего и творческого характера позволяют учащимся «погружаться» в текст и, вчитываясь в него, познавать особенности художественного слова, обогащать лексику и речь, развивать креативное мышление.
Иллистрирование Рассказывание Драматургия.
Графические рассказ от одного лица чтение по ролям
Словесные творческое продолжение чтение по ролям с
музыкальные дополнение одной из частей устным описанием
рассказ с изменением лица героев
с изменением сюжета инсценировка
Особое место в развитии креативных способностей играют уроки творчества, проектная деятельность где дети в полной мере могут проявить свой скрытый творческий потенциал.
В 1 четверти мы с ребятами работали над проектом по теме «Сказки». Мы перечитывали уже знакомые сказки, рассказывали друг другу еще неизвестные, разбирали, готовили выставку рисунков, поделок, стенгазету, ставили театрализованную постановку и итогом нашей работы был КВН «Там, на неведомых дорожках». Но кроме этого каждый из детей работал над своим проектом. Были представлены следующие проекты:
Конференция «………….»;
Журнал «Киноленты по сказкам»;
Книжка-малышка «Страницы любимых сказок»;
Доклад «Волшебные предметы в сказках»;
Музыкальная зарисовка.
Творческая деятельность на уроках должна находит свое продолжение и во внеклассной работе.
И закончить я хочу словами Президента России Д.А. Медведева «...Интеллектуальная энергия, творческая сила людей - это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
process_glubokih_peremen.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Главное в педагогике не дать угаснуть Божьему дару, не дать помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника. Способность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. И стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Делается акцент на развитие креативных способностей.
Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова.
Креативность-это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь солнце, строить замки на песке, приветствовать будущее, писал П.Торенс.
Креативность-это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычные умные идеи и доводить их до конца. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
И поэтому нам необходимо помнить, что творческое мышление имеет свои отличительные черты:
- Пластично, так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно.
-Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения.
-Оригинально, оно порождает неожиданные, непривычные решения.
Характеристика креативности:
-Богатство мысли;
-Гибкость мысли;
-Оригинальность;
-Любознательность;
-Фантастичность;
-Умение видеть проблему;
-Беглость.
Сложность проблемы креативного развития обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческого мышления. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
-Природные задатки и индивидуальные особенности;
-Влияние социальной среды;
Зависимость креативности от характера и структуры деятельности.
Творческие способности или творческие и потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество-естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Кроме того, креативность рассматривается не как единый фактор , а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.
Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводят 95% влияния на формирования разных вариаций креативности и только 5%-наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих креативным потенциалом.
Для формирования креативности необходимо:
1. Отсутствие заданного образца;
2. Эмоциональные переживания по поводу художественного образца, создаваемого в процессе совместной деятельности;
3. Развитие межличностных отношений в классе.
На уроках литературного чтения необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных способностей. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
- Замечать любые творческие проявления;
-Создавать условия для развития творческих способностей.
В этой работе можно выделить три этапа:
1. Подготовительный: элементы творчество в обычной исполнительской деятельности;
2.Исследовательский;
3. Самовыражение через различные виды деятельности.
Развитие креативных способностей процесс долгий и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младших школьников к настоящей литературе на уроках литературного чтения, с уроков обучения грамоте.
При знакомстве с любой буквой дети имели возможность выбрать для себя более волнующее задание. Виды заданий:
1.Изготовление макет буквы из цветной бумаги, из природного материала, из пластилина
2.Нарисуй букву;
3. Сочини стихотворение о букве;
4. Подбери скороговорку, чистоговорку и т. д.
Некоторые дети выполняли несколько видов заданий.
В учебнике 1 класса множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок, сказок. После прочтения и анализа я предлагала следующие задания:
-сочинить считалку, загадку и т. д.
-нарисовать иллюстрацию к дразнилке, отгадку к загадке;
-создавали диафильм и т. д.
Необходимо дать ребенку почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство.
Для него станет нормой мотив: «Если я могу это, значит смогу и другое». И если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то вступая в контакт с ними , должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять их.
Уже с первых дней обучения основываясь на искреннем доверии детей к автору можно начать формирование творческих талантливых читателей. Этому способствуют следующие виды творческих заданий.
Задания для 1 класса | Задания для 2-3 классов | Задания для 4 класса |
Иллюстрация к прочитанному произведению | План-схема, раздели и запиши или нарисуй. | Умение составлять: модельный, картинный планы, сравнительные таблицы. |
Участие в коллективном сочинительстве. | Участие в сочинительстве по аналогии, дописывание, досказывание (как повел бы себя герой в другой ситуации) ,умение писать сочинения-миниатюры из 3-4 предложений по заданной теме и жизненным впечатлениям. | Умение написать сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче. |
Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх. | Участие в коллективной творческой работе (« КВН Там на неведомых дорожках»), подготовка и проведение литературных игр, конкурсов, утренников, отчетов. Проектная деятельность. | |
Чтение текста по ролям, рассказывание сказок и историй от лица героев. | Пересказ произведений от лица одного из персонажей, придумывание продолжения произведения, изменения начала или конца произведения, сочинение истории по данному началу. | |
Творческие задания в печатных тетрадях. | ||
Иллюстрирование книг-самоделок, создание собственных страничек в коллективных книгах-самоделках, стремление работать со справочной литературой. |
Эти задания предусмотрены для работы, как по учебнику, так и по рабочим тетрадям. В рабочих тетрадях следующие виды творческих заданий:
-подбери синонимы, определения к словам;
-объясни смысл выражения;
-выбери строки из произведения и нарисуй к ним иллюстрацию;
-напиши сочинение-миниатюру по литературным или жизненным впечатлениям;
-придумай продолжение произведения;
-составь план, сделай вывод и т.д.
Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения.
Разнообразные задания развивающего и творческого характера позволяют учащимся «погружаться» в текст и, вчитываясь в него, познавать особенности художественного слова, обогащать лексику и речь, развивать креативное мышление.
Иллистрирование Рассказывание Драматургия.
Графические рассказ от одного лица чтение по ролям
Словесные творческое продолжение чтение по ролям с
музыкальные дополнение одной из частей устным описанием
рассказ с изменением лица героев
с изменением сюжета инсценировка
Особое место в развитии креативных способностей играют уроки творчества, проектная деятельность где дети в полной мере могут проявить свой скрытый творческий потенциал.
В 1 четверти мы с ребятами работали над проектом по теме «Сказки». Мы перечитывали уже знакомые сказки, рассказывали друг другу еще неизвестные, разбирали, готовили выставку рисунков, поделок, стенгазету, ставили театрализованную постановку и итогом нашей работы был КВН «Там, на неведомых дорожках». Но кроме этого каждый из детей работал над своим проектом. Были представлены следующие проекты:
Конференция «………….»;
Журнал «Киноленты по сказкам»;
Книжка-малышка «Страницы любимых сказок»;
Доклад «Волшебные предметы в сказках»;
Музыкальная зарисовка.
Творческая деятельность на уроках должна находит свое продолжение и во внеклассной работе.
И закончить я хочу словами Президента России Д.А. Медведева «...Интеллектуальная энергия, творческая сила людей - это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Творческий отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения"...
Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.
Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»
Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (открытие в себе автора)
В данной статье представлен опыт моей работы по открытию в каждом учащемся авторского таланта в соответствии со степенью самостоятельности и активности. В процессе работы происходит преодоление затруд...
Комментарии
Развитие креативных способностей младших школьников на уроках ли