Тема"Обучение игре "Квадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом"
методическая разработка по физкультуре (3 класс) по теме
Тема: " Обучение игре "Кквадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом" ( из опыта работы учителя физической культуры)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:«Обучение игре «Квадрат» для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом» (из опыта работы учителя физической культуры МАОУСШ № 5 с углубленным изучением химии и биологии г. Старая Русса)
- Актуальность.
Главной задачей «Областной целевой программы развития образования на 2014-2020 г.г.» является обеспечение достигнутого и качественного образования.
И как один из ожидаемых результатов: увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое спортивное совершенствование, повышение физической подготовленности детей и снижение заболеваемости.
В характеристике состояния и прогнозе развития системы образования области было отмечено, что необходимо увеличить двигательную активность учащихся.
В настоящее время существует множество программ, целью которых является развитие двигательных навыков детей. Добиться этого, в первую очередь, можно через обучения подвижным играм. Известно, что в физическом воспитании детей и подростков подвижным играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий ид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия. Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся.
Работая по общеобразовательной программе, в которой подвижным играм отводится 12 часов в год, встала проблема, которая заключалась в том, что овладению навыком работы с мячом этого времени не достаточно.
В связи с этим назрела потребность в пересмотре подхода к изучению раздела «Подвижные игры», с целью обучения детей разнообразным играм (как это и есть в общеобразовательной программе для начальной школы), а именно на изучение игры для овладения навыком работы с мячом.
Так было замечено, что начиная со 2 класса 80% детей, практически не могли вести мяч, 97% - испытывали затруднения при ведении мяча левой рукой, 52 % - учащихся не могли попасть цель.
Была рассмотрена идея факультативного курса и вынесение занятий на вторую половину дня, во внеурочное время.
Цель программы: развитие двигательной сферы детского организма, раннее знакомство со спортивными играми по упрощенным правилам, обучения навыку владения мячом.
Программа рассчитана на да года. Включает в себя 64 часа (занятия проходят 1 раз в неделю).
В разработанной нами программе сочетаются теоретические и практические занятия. Материал распределен по двум блокам, по принципу от простого к сложному.
Практические занятия включают в себя такие темя, как:
- Ловля мяча;
- Передачи мяча;
- Броски в цель;
- Броски в кольцо;
- Удары по мячу;
- Двухсторонняя игра «Квадрат»;
- Способы ухода от удара
- Игра на внимание с мячом (игра «Мяч с четырех сторон», «Выбивала») и др.
- Тактика капитана и др.
Теоретический блок содержит 10 занятий по темам:
- Игры – как средство обучения физической культуры;
- Классификация игр;
- Навык владения мячом. Что в него входит?;
- Знакомство с правилами игры «Квадрат»;
- Расстановка игроков на поле и др.
Теоретический блок содержит 10 занятий. Нами разработано тематическое планирование курса, утвержденное педагогическим советом школы.
Занятия включают себя и соревнования между командами, учащихся 3-4 классов, что помогает выявить лучших игроков и, соответственно, создать из них команду.
- Теоретические предпосылки.
Теоретическую основу нашей разработки составили представление о сущности понятия игра.
Г.В. Плеханов первым высказал мысль, что жизни человечества любой труд старше игры (2,56).
В развитие теории и практики использования игр в народном образовании внесли свой крупный вклад такие выдающиеся мыслители, как Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Д. Ушинский. Они подчеркивали важность широкого сочетания обучения с игрой (2, 59).
П.Ф. Лесгафт один из первых дал теоретическое обоснование игр, как средства физического воспитания.
Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, владения мячом и других упражнений (2, 57).
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития, его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания, инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.
Многообразие двигательных действий, ходящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).
В младшем школьном возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых изменений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места взаимодействия с партнером, командой и соперником) необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В последнее время все большую популярность приобретают разнообразные подготовительные игры, упрощенное содержание которых делает доступным для детей раннее знакомство с такими спортивными играми, как баскетбол, волейбол, футбол и т.д.
- Сущность опыта, новизна.
В процессе своей трудовой деятельности я заметила, что детям младшего школьного возраста с трудом дается овладение мячом и использование этого навыка в подвижных играх.
Об этом говорили результаты соревнований между параллелями классов начальной школы.
Так же дети, переходя в среднее звено, при изучении темы «Спортивные игры» испытывали затруднения в ведении мяча, бросках, передачах, ловле мяча.
Проанализировав комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов ( авторы В.И. Лях, к.п.н. А.А. Зданевич) которой подвижным играм отводится недостаточно часов (при двух часах в неделю), мы увидели, что мало времени на уроках отводится броскам мяча, ловле и передаче, ведению мяча на месте, в ходьбе и беге, ударам и остановке мяча ногами. (Причем дети должны научиться выполнять этого обеими руками и ногами) (1).
Поэтому перед нами встала проблема увеличения часов на изучение темы: «Подвижные игры» в 3-4 классах и конкретно игры «Квадрат», т.к. она является подготовкой к изучению темы «Спортивные игры» в среднем и старшем звене. Идея состояла в разработке факультативного курса «Обучение игре «Квадрат» и вынесение этих занятий во внеурочную деятельность, 1 раз в неделю.
Мы гипотетически предположили, что увеличение часов через факультативный курс приведет к повышению качества овладения мячом детей младшего школьного возраста.
Мы понимаем, что результат может быть достигнут только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм и владению мячом.
Основное требование к такой системе – постепенность в усложнении изучаемых образцов.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения.
Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Наша задача заключалась в том, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов.
- Результативность.
Результатом данной инновации можно считать повышение качества обучения детей младшего школьного возраста навыку владения мячом.
Процент учащихся, которые испытывали затруднения в ведении мяча уменьшился с 80 % до 30%; 75% детей стали метко попадать цель мячом (ранее 52%). Занятия в рамках факультатива стали массовыми. Количество детей увеличилось с 15 до 45 человек.
Ученики первой ступени, переходя в среднее звено, показывают хорошую подготовленность при изучении разделе «Спортивные игры».
Команды подростков занимают призовые места в городских соревнованиях по баскетболу на протяжении 6 лет.
Из сего сказанного можно сделать вывод, что работа по программе факультативного курса «Обучение игре «Квадрат» целесообразна и результативна.
- Практическая значимость.
Опыт работы по обучению игре «Квадрат» младших школьников с целью формирования навыка овладения мячом может быть полезен учителем физической культуры, которые работают с детьми младшего школьного возраста, учителем сельских школ, для детей, занимающихся группах продленного дня, т.к. занятия по этой программе вызывают большой интерес у детей, являются массовыми и подготовительными для обучения физической культуре в среднем и старшем звене
Литература
- д.п.н. В.. Лях, к.п.н. А.А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания.
- Л.И. Гурович., Г.П. Ианова, Спортивные и подвжные игры. Издательство «Физкультура и спорт», 1977 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие – М. Народное образование, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
В статье говорится о работе педагога по формированию долговременной памяти...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста как путь формирования положительной мотивации к обучению
(выступление на методическом объединении учителей)...

Статья «Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД»
Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность....

Дополнительная общеразвивающая программа « РИТМИКА» художественной направленности 1 года обучения для детей младшего школьного возраста
Ритмика - это передача музыки через движения, выполнение простых танцевальных движений под музыку. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребят....

Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формировани...

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»
В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»
Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...