«Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества»
статья по теме
Применение элементов технологии сотрудничества положительно повлияет на формирование у детей вычислительных навыков табличного умножения и деления. Это позволяет утверждать, что обучение младших школьников в сотрудничестве не только возможно, но и эффективно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanieushkol-nikovvyichislitel-nyiyixnavyikovvusloviyaxsotrudnichestva.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
«Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества»
Сообщение на ШМО
учителей 2 классов
Учитель: Бендик
Лилия Васильевна
Февраль 2012 год
Одной из важнейших задач начального обучения математике по-прежнему остаётся формирование у младших школьников вычислительных навыков. В табличных случаях они должны быть доведены до автоматизма. С этой целью разработано множество методических приёмов заучивания табличных случаев сложения и вычитания, умножения и соответствующих случаев деления (от простейших приёмов до компьютерных игр). Несмотря на это формирование данного навыка вызывает немало сложностей и оказывается трудным для многих учащихся.
Одним из путей решения указанной проблемы может стать формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества. Согласно исследованиям Галины Анатольевны Цукерман, при совместной учебной деятельности возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания, растёт познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меньше времени тратится на формирование знаний и умений. Кроме того, появляется возможность индивидуализировать обучение, учитывая при формировании групп взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы и пр., что способствует успешности обучения.
Приведу пример изучения таблицы умножения в условиях сотрудничества. Как показывает опыт, наибольшие трудности младшие школьники испытывают при усвоении таблиц с числами 7, 8 и 9. Приведу описание групповой работы учащихся на примере уроков, посвященных работе с таблицами с числом 7. На их изучение в соответствии с планированием отводится где - то 5 часов.
На первом уроке необходимо составить таблицу с числом 7. Ребятам предлагаются следующие выражения: 7 • 4, 7 • 6, 7 • 2, 7 • 5, 7 • 7,
7 • 3, 7 • 9, 7 • 10, 7 • 8, 7 • 1, 7 • 0. И дается задание. В котором необходимо данные выражения выписать в три столбика так, чтобы в каждом были выражения, похожие по какому-то признаку. Задание выполняется в группах по три человека, записи делаются на специально выданных листах. После обсуждения в мини-группах выполняется фронтальная проверка. Рассматриваются и обсуждаются все предложенные варианты. Для дальнейшей работы выбираются следующее разбиение:
7 •10 7•4 7•7
7•1 7•6 7•9
7•0 7•2 7•8
7•5
7•3
В результате обсуждения (при помощи учителя) учащиеся дают такие обоснования: значения выражений в первом столбике находятся с помощью правил, во втором столбике - по уже известным таблицам, а в третьем столбике - неизвестны, но
их можно найти.
Далее каждой группе предлагается найти значения всех выражений, объяснить, как произведены вычисления, и записать их на тех же листах. При проверке данной работы от группы выступает один человек по выбору учителя. Для проверки значений выражений в первом и втором столбиках вызываются учащиеся, менее успешные в усвоении математики. Объяснения по нахождению значений выражений третьего столбика дают более «сильные» ученики.
Таким образом, на данном этапе урока была проведена подготовительная работа к составлению таблиц с числом 7: дети повторили смысл умножения, особые случаи умножения с числами 0, 1 и 10 и случаи умножения с числом 7, изученные ранее, а также переместительное свойство умножения.
Далее учащимся предлагается самостоятельно записать выражения последнего столбика в тетрадь в порядке возрастания их значений и превратить в верные равенства, а затем выполнить взаимопроверку. Таким образом, составляется часть таблицы умножения с числом 7 (новые случаи) по постоянному первому множителю. При подведении итога этого этапа работы выясняется, почему новая таблица содержит только три равенства.
После этого группам предлагается игра, в ходе которой один ученик выполнял роль учителя, другие -учащихся. «Учитель» предлагает «учащимся» найти значения трёх-четырёх произведений с числом 7. Выигрывает тот «ученик», который даёт больше правильных ответов по памяти. Затем участники группы меняются ролями. Игра повторяется три раза, чтобы каждый ребёнок побывал в роли учителя.
Следующий этап урока посвящается составлению трёх оставшихся столбиков таблиц. Задание снова обсуждается в группах, столбики таблиц записываются в тетрадях.
После составления таблиц проводится игра-эстафета. Каждой группе выдаётся карточка, на которой записаны следующие выражения:
14 : 7 14:2 7 • 4
21 : 7 21 : 3 8•7
28 : 7 28 : 4 7•6
35 : 7 35 : 5 2•7
42 : 7 42:6 7•5
49 : 7 49:7 7•9
56 : 7 56 : 8 3•7
63 : 7 63 : 9 7•7
По сигналу учителя первый ученик группы находит и записывает значение первого выражения и передаёт карточку следующему ученику. Тот, проверив работу товарища, находит значение следующего выражения, передаёт карточку дальше и т.д. Побеждает та команда (группа), которая раньше и с наименьшим числом ошибок выполнит задание. Таким образом, каждый ученик группы не только несколько раз сам находит ответы, но и проверяет своих товарищей.
На заключительном этапе урока детям можно предложить арифметический диктант. Читая выражения, учащиеся, работая самостоятельно, записывают в тетрадях только ответы: 7 • 3, 7 • 7, 7 • 5, 7 • 8, 7 • 4,
7 • 9, 14 : 7, 56 : 8, 63 : 7, 28 : 4, 49 : 7. После проверки этой работы выясняется, что в каждой группе общее число ошибок не превышает 2-3.
На следующих уроках проводится формирование вычислительных навыков в случаях умножения и деления с числом 7. На этих уроках наряду с индивидуальными упражнениями регулярно предлагаются задания для выполнения в парах. Например:
1.Пользуясь таблицей в тетради, проверьте друг друга. Поменяйтесь ролями. Кто больше дал правильных ответов без
помощи таблицы?
2.Числа, которые можно,
• увеличьте в 7 раз: 7, 5, 0, 2, 6, 1, 9,4,3;
•уменьшите в 7 раз: 35, 16, 43, 56, 63, 14, 27.
В каких случаях вам не удалось выполнить задание? Почему?
3.Заполните «окошки» так, чтобы запись стала верной:
56 : 7 - □ > 3 63: □ + 7•5 = 42
□ -□ :□ <□ -□ 19 – 7• 2>5•□
4.Откройте таблицу умножения и деления с числом 7, прочитайте по очереди равенства разными способами. Проверяйте друг друга.
5.Закройте таблицу. Запишите как можно больше равенств на умножение и деление с числом 7 {за 1 минуту). Проверьте друг друга. Кто написал больше верных равенств?
6.Какими могут быть стороны прямоугольника, выраженные однозначными числами, если его площадь равна 21 см2, 42 см2, 49 см2?
7.Парные и командные дидактические игры-соревнования «Рыбалка», «Кто больше соберёт грибов?», «Эстафета» и т.д.
8.Парные и командные дидактические игры «Математическое домино», «Математическое лото», «Разрезные картинки», «Шифровка» и т.д.
Работа по составлению таблиц умножения с числами 8 и 9 строится аналогично. После изучения таблиц с числами 8 и 9 в работе можно использовать сборные карточки, составленные в нескольких вариантах и содержащие случаи умножения и деления с разными числами. Каждому учащемуся в паре предлагается свой вариант, например:
1-й вариант
7 • 8 48: 8 8•7 63 :9 9•8
16:8 72:8 7•7 6•7 6•9
8• 4 5•8 9•9 40 : 5 49 : 7
24 : 8 36:9 3•8 32:4 42:6
2-й вариант
8• 6 72:8 2• 8 8• 8 5•7
24:8 7• 8 8 • 5 7•9 6•9
48:6 9• 9 64:8 81:9 14:7
4• 8 7• 7 32:4 9•3 8•9
Несколько минут урока необходимо отвести совместной работе, в процессе которой один учащийся вслух называет значения выражений своей карточки, а другой выполняет роль контролёра. Затем дети меняются ролями. После совместной работы каждый записывает значения выражений своего варианта. На более поздних этапах формирования вычислительного навыка для письменного выполнения в индивидуальной форме можно использовать карточку с вариантом товарища.
После рассмотрения умножения с числом 9 также предлагается поработать в парах и записать случаи умножения числа 9 на все однозначные числа (от 2 до 9), а затем, рассмотрев полученную таблицу, постараться в процессе совместной работы найти в ней закономерности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение элементов технологии сотрудничества положительно повлияет на формирование у детей вычислительных навыков табличного умножения и деления. Это позволяет утверждать, что обучение младших школьников в сотрудничестве не только возможно, но и эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»
Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...
Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества.
Выступление на заседании МО учителей начальных классов...
«Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества»
Применение элементов технологии сотрудничества положительно повлияет на формирование у детей вычислительных навыков табличного умножения и деления. Это позволяет утверждать, что обучение младших шко...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»
АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...
Педагогические условия и методы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения текстов
В научно-художественных, научно-познавательных текстах, в отличие от художественных, иной предмет познания - не образы, а понятия. Соответственно меняется и цель чтения таких произведений.Это усвоение...
Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира".
Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира"....