«Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества»
статья по теме

Бендик Лилия Васильевна

Применение элементов технологии сотрудничества положи­тельно повлияет на формирование у детей вычислительных навыков таб­личного умножения и деления. Это позволяет утверждать, что обучение младших школьников в сотрудни­честве не только возможно, но и эф­фективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»

«Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества»

Сообщение на ШМО

учителей 2 классов

Учитель: Бендик

Лилия Васильевна

Февраль 2012 год

Одной из важнейших задач начального обучения математике по-прежнему остаётся формирование у младших школьников вычислительных навыков. В табличных случаях они должны быть доведены до автоматизма. С этой целью разработано множество методических приёмов заучивания табличных случаев сложения и вычитания, умножения и соответствующих случаев деления (от простейших приёмов до компьютерных игр). Несмотря на это формирование данного навыка вызывает немало сложностей и оказывается трудным для многих учащихся.

Одним из путей решения указанной проблемы может стать формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества. Согласно исследованиям Галины Анатольевны Цукерман, при совместной учебной деятельности возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания, растёт познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меньше времени тратится на формирование знаний и умений. Кроме того, появляется возможность индивидуализировать обучение, учитывая при формировании групп взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы и пр., что способствует успешности обучения.

Приведу пример изучения таблицы умножения в условиях сотрудничества. Как показывает опыт, наибольшие трудности младшие школьники испытывают при усвоении таблиц с числами 7, 8 и 9. Приведу описание групповой работы учащихся на примере уроков, посвященных работе с таблицами с числом 7. На их изучение в соответствии с планированием отводится где - то 5 часов.

На первом уроке необходимо составить таблицу с числом 7. Ребятам предлагаются следующие выражения: 7 • 4, 7 • 6, 7 • 2, 7 • 5, 7 • 7,

7 • 3, 7 • 9, 7 • 10, 7 • 8, 7 • 1, 7 • 0. И дается задание. В котором необходимо данные выражения выписать в три столбика так, чтобы в каждом были выражения, похожие по какому-то признаку. Задание выполняется в группах по три человека, записи делаются на специально выданных листах. После обсуждения в мини-группах выполняется фронтальная проверка. Рассматриваются и обсуждаются все предложенные варианты. Для дальнейшей работы выбираются следующее разбиение:

7        10        74        77

7•1        7•6        7•9

70        7•2        7•8

7•5

7•3

В результате обсуждения (при помощи учителя) учащиеся дают такие обоснования: значения выражений в первом   столбике   находятся   с   помощью правил, во втором столбике - по   уже   известным   таблицам,   а   в третьем столбике - неизвестны, но
их можно найти.

Далее каждой группе  предлагается найти значения всех выражений, объяснить, как произведены вычисления, и записать их на тех же листах. При проверке данной работы от группы выступает один человек по выбору учителя. Для проверки значений выражений в первом и втором столбиках  вызываются учащиеся, менее успешные в усвоении математики. Объяснения по нахождению значений выражений третьего столбика дают более «сильные» ученики.

Таким образом, на данном этапе урока была проведена подготовительная работа к составлению таблиц с числом 7: дети повторили смысл умножения, особые случаи умножения с числами 0, 1 и 10 и случаи умножения с числом 7, изученные ранее, а также переместительное свойство умножения.

Далее учащимся предлагается самостоятельно записать выражения последнего столбика в тетрадь в порядке возрастания их значений и превратить в верные равенства, а затем выполнить взаимопроверку. Таким образом, составляется часть таблицы умножения с числом 7 (новые случаи) по постоянному первому множителю. При подведении итога этого этапа работы выясняется, почему новая таблица содержит только три равенства.

После этого группам предлагается игра, в ходе которой один ученик выполнял роль учителя, другие -учащихся. «Учитель» предлагает «учащимся» найти значения трёх-четырёх произведений с числом 7. Выигрывает тот «ученик», который даёт больше правильных ответов по памяти. Затем участники группы меняются ролями. Игра повторяется три раза, чтобы каждый ребёнок побывал в роли учителя.

Следующий этап урока посвящается составлению трёх оставшихся столбиков таблиц. Задание снова обсуждается в группах, столбики таблиц записываются в тетрадях.

После составления таблиц проводится игра-эстафета. Каждой группе выдаётся карточка, на которой  записаны следующие выражения:

14 : 7        14:2        7 • 4

21 : 7        21 : 3        8•7

28 : 7        28 : 4        7•6

35 : 7        35 : 5        2•7

42 : 7        42:6        7•5

49 : 7        49:7        7•9

56 : 7        56 : 8        3•7

63 : 7        63 : 9        7•7

По сигналу учителя первый ученик группы находит и записывает значение первого выражения и передаёт  карточку следующему ученику. Тот, проверив работу товарища, находит значение следующего выражения, передаёт карточку дальше и т.д. Побеждает та команда (группа), которая раньше и с наименьшим числом ошибок выполнит задание. Таким образом, каждый ученик группы не только несколько раз сам находит ответы, но и проверяет своих товарищей.

На заключительном этапе урока  детям можно предложить    арифметический диктант. Читая выражения, учащиеся, работая самостоятельно, записывают в тетрадях только ответы: 7 • 3, 7 • 7, 7 •  5, 7 •  8, 7 • 4,

7 • 9, 14 : 7, 56 : 8, 63 : 7, 28 : 4, 49 : 7. После проверки этой работы выясняется, что в каждой группе общее число ошибок не превышает 2-3.

На следующих уроках проводится формирование вычислительных навыков в случаях умножения и деления с числом 7. На этих уроках наряду с индивидуальными упражнениями регулярно предлагаются задания для выполнения в парах. Например:

1.Пользуясь таблицей в тетради, проверьте друг друга. Поменяйтесь ролями. Кто больше дал правильных ответов без
помощи таблицы?

2.Числа, которые можно,

• увеличьте в 7 раз: 7, 5, 0, 2, 6, 1, 9,4,3;

•уменьшите в 7 раз: 35, 16, 43, 56, 63, 14, 27.

В каких случаях вам не удалось выполнить задание?  Почему?

3.Заполните   «окошки»  так,   чтобы запись стала верной:

56 : 7 -   > 3                   63: □ + 7•5 = 42

-: <-        19 – 7• 2>5•

4.Откройте таблицу умножения и деления с числом 7, прочитайте по очереди равенства разными способами. Проверяйте друг друга.

5.Закройте таблицу.  Запишите как можно больше равенств на умножение и деление с числом 7 {за 1 минуту). Проверьте друг друга. Кто написал больше верных равенств?

6.Какими могут быть стороны прямоугольника,  выраженные однозначными числами, если его площадь равна 21 см2, 42 см2, 49 см2?

7.Парные и командные дидактические игры-соревнования    «Рыбалка»,    «Кто больше соберёт грибов?»,  «Эстафета» и т.д.

8.Парные и командные дидактические игры «Математическое домино», «Математическое лото», «Разрезные картинки», «Шифровка» и т.д.

Работа по составлению таблиц умножения с числами 8 и 9 строится аналогично. После изучения таблиц с числами 8 и 9 в работе можно использовать сборные карточки, составленные в нескольких вариантах и содержащие случаи умножения и деления с разными числами. Каждому учащемуся в паре предлагается свой вариант, например:

1-й вариант

7 • 8                  48: 8                8•7                63 :9        98

16:8                    72:8                 7•7      6•7                 69

8• 4                     5•8                   9•9                40 : 5        49 : 7

24 : 8                   36:9                 3•8                32:4         42:6

2-й вариант

8• 6                    72:8                2• 8            88        57

24:8                    7• 8                  8 • 5            7•9                  6•9

48:6                    9• 9                  64:8            81:9        14:7

48                      77                    32:4             93        89

Несколько минут урока необходимо отвести совместной работе, в процессе которой один учащийся вслух называет значения выражений своей карточки, а другой выполняет роль контролёра. Затем дети меняются ролями. После совместной работы каждый записывает значения выражений своего варианта. На более поздних этапах формирования вычислительного навыка для письменного выполнения в индивидуальной форме можно  использовать карточку с вариантом товарища.

После рассмотрения умножения с числом 9 также предлагается поработать в парах и записать случаи умножения числа 9 на все однозначные числа (от 2 до 9), а затем, рассмотрев полученную таблицу, постараться в процессе совместной работы найти в ней закономерности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение элементов технологии сотрудничества положительно повлияет на формирование у детей вычислительных навыков табличного умножения и деления. Это позволяет утверждать, что обучение младших школьников в сотрудничестве не только возможно, но и эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»

 Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...

Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества.

Выступление на заседании МО учителей начальных классов...

«Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества»

Применение элементов технологии сотрудничества положи­тельно повлияет на формирование у детей вычислительных навыков таб­личного умножения и деления. Это позволяет утверждать, что обучение младших шко...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...

Педагогические условия и методы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения текстов

В научно-художественных, научно-познавательных текстах, в отличие от художественных, иной предмет познания - не образы, а понятия. Соответственно меняется и цель чтения таких произведений.Это усвоение...

Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира".

Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира"....