Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества.
статья по математике (2 класс) по теме
Выступление на заседании МО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_mladshih_shkolnikov_vychislitelnyh_navykov_v_usloviyah.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ
СОТРУДНИЧЕСТВА
Одной из важнейших задач начального обучения математике по-прежнему остается формирование у младших школьников вычислительных навыков. В табличных случаях они должны быть доведены до автоматизма. С этой целью разработано множество методических приемов заучивания табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления (от простейших приемов до компьютерных игр). Несмотря на это формирование данного навыка вызывает немало сложностей и оказывается трудным для многих обучающихся.
Одним из путей решения указанной проблемы может стать формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества. Согласно исследованиям Г.А.Цукерман, при совместной учебной деятельности возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания, растет познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся, меньше времени тратится на формирование знаний и умений. Кроме того, появляется возможность индивидуализировать обучение, учитывая при формировании групп взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы и пр., что способствует успешности обучения.
Как показывает опыт, наибольшие трудности младшие школьники испытывают при усвоении таблиц с числами 7, 8, 9, которые и были выбраны для проверки сформулированного предположения. Опишем один из способов групповой работы обучающихся на примере уроков, посвященных работе с таблицами с числом 7.
Целью первого урока было составление таблиц с числом 7. Обучающимся были предложены следующие выражения:
7х4, 7х6, 7х2, 7х5, 7х7, 7х3, 7х9, 7х10,7х8, 7х1, 7х0.
Их необходимо было выписать в три столбика так, чтобы в каждом были выражения, похожие по какому-то признаку. Задание выполнялось в группах по три человека, записи делались на специально выданных листах. После обсуждения в мини-группах выполнялась фронтальная проверка. Рассматривались и обсуждались все предложенные варианты. Для дальнейшей работы было выбрано следующее разбиение:
7х10 7х4 7х7
7х1 7х6 7х9
7х0 7х2 7х8
7х5
7х3
В результате обсуждения (при помощи учителя) обучающиеся дали такое обоснование: значения выражений в первом столбике находятся с помощью правил, во втором столбике - по уже известным таблицам, а в третьем столбике – неизвестны, но их можно найти.
Далее каждой группе было предложено найти значения всех выражений, объяснить, как произведены вычисления, и записать их на тех же листах. При проверке данной работы от группы выступал один человек по выбору учителя. Особо отметим, что для проверки значений выражений в первом и втором столбиках были вызваны обучающиеся, менее успешные в усвоении математики. Объяснения по нахождению значений выражений третьего столбика давали более «сильные» ученики.
Таким образом, на данном этапе урока была проведена подготовительная работа к составлению таблиц с числом 7; дети повторили смысл умножения, особые случаи умножения с числами 0, 1 и 10 и случаи умножения с числом 7, изученные ранее, а также переместительное свойство умножения.
Далее обучающимся было предложено самостоятельно записать выражения последнего столбика в тетрадь в порядке возрастания их значений и превратить в верные равенства, а затем выполнить взаимопроверку. Таким образом, была составлена часть таблицы умножения с числом 7 (новые случаи) по постоянному первому множителю. При проведении итога этого этапа работы выяснилось, почему новая таблица содержит только три равенства.
После этого группам была предложена игра, в ходе которой один ученик выполнял роль учителя, другие – обучающиеся. «Учитель» предлагал «обучающимся» найти значения трех-четырех произведений с числом 7. Выигрывал тот «ученик», который давал больше правильных ответов по памяти. Затем участники группы менялись ролями. Игра повторялась три раза, чтобы каждый ребенок побывал в роли учителя.
Следующий этап урока был посвящен составлению трех оставшихся столбиков таблиц. Задание снова обсуждалось в группах, столбики таблиц записывались в тетрадях. Для справки разрешалось воспользоваться учебником, для проверки вычислений (если возникали неразрешимые разногласия) – калькулятором.
После составленных таблиц проводилась игра-эстафета. Каждой группе выдавалась карточка, на которой были записаны следующие выражения:
14:7 14:2 7х4
21:7 21:3 8х7
28:7 28:4 7х6
35:7 35:5 2х7
42:7 42:6 7х5
49:7 49:7 7х9
56:7 56:8 3х7
63:7 63:9 7х7
По сигналу учителя первый ученик группы находил и записывал значение первого выражения и передавал карточку следующему ученику. Тот, проверив работу товарища, находил значение следующего выражения, передавал карточку дальше и т.д. Побеждала та команда (группа), которая раньше и с наименьшим числом ошибок выполнила задание. Таким образом, каждый ученик группы не только несколько раз сам находил ответы, но и проверял своих товарищей.
На заключительном этапе урока был предложен арифметический диктант. Учитель читал выражения, обучающиеся, работая самостоятельно, записывали в тетрадях только ответы: 7.3, 7.7, 7.5, 7.8, 7.4, 7.9, 14:7, 56:8, 63:7, 28:4, 49:7. После проверки этой работы выяснялось, что в каждой группе общее число ошибок не превысило 2-3.
Целью следующих четырех уроков было формирование вычислительных навыков в случаях умножения и деления с числом 7. На этих уроках наряду с индивидуальными упражнениями регулярно предлагались задания для выполнения в парах. Приведем примеры таких упражнений.
- Пользуясь таблицей в тетради, проверьте друг друга. Поменяйтесь ролями. Кто больше дал правильных ответов без помощи таблицы?
- Числа, которые можно:
-увеличьте в 7 раз: 7, 5, 0, 2, 6, 1, 9, 4, 3;
= уменьшите в 7 раз: 35, 16, 43, 56, 63, 14, 27.
В каких случаях вам не удалось выполнить задание? Почему?
- Заполните «окошки» так, чтобы запись стала верной:
56:7-П>3 63:П+7.5=42
П+П:П<П+П 19-7.2>5П
- Откройте таблицу умножения и деления с числом 7, прочитайте по очереди равенства разными способами. Проверяйте друг друга.
- Закройте таблицу. Запишите как можно больше равенств на умножение и деление с числом 7 (за 1 минуту). Проверьте друг друга. Кто написал больше верных равенств?
- Какими могут быть стороны прямоугольника, выраженные однозначными числами, если его площадь равна 21 см2, 42 см2, 49см2?
- Парные и командные дидактические игры-соревнования «Рыбалка», «Кто больше соберет грибов?», «Эстафета» и т.д.
- Парные и командные дидактические игры «Математическое домино», «Математическое лото», «Разрезные картинки», «Шифровка» и т.д.
- Работа с «сорбонками» в парах.
Работа по составлению таблиц умножения с числами 8 и 9 строится аналогично. После изучения таблиц с числами 8 и 9 в работе используются так называемые сборные карточки, составленные в нескольких вариантах и содержащие случаи умножения и деления с разными числами. Каждому обучающемуся в паре предлагается свой вариант, например:
1-й вариант
7.8 48:8 8.7 63:9 9.8 16:8 72:8 7.7 6.7 6.9
8.4 5.8 9.9 40:5 49:7 24:8 36:9 3.8 32:4 42:6
2-й вариант
8.6 72:8 2.8 8.8 5.7
24:8 7.8 8.5 7.9 6.9
48:6 9.9 64:8 81:9 14:7
4.8 7.7 32:4 9.3 8.9
Несколько минут урока отводится совместной работе, в процессе которой один обучающийся вслух называет значения выражений своей карточки, а другой выполняет роль контролера. Затем дети меняются ролями. После совместной работы каждый записывает значения выражений своего варианта. На более поздних этапах формирования вычислительного навыка для письменного выполнения в индивидуальной форме используется карточка с вариантом товарища.
После рассмотрения умножения с числом 9 предлагается поработать в парах и записать случаи умножения числа 9 на все однозначные числа (от 2 до 9), а затем, рассмотрев полученную таблицу, постараться в процессе совместной работы найти в ней закономерности. Обсуждение подмеченных закономерностей проводится фронтально.
Полностью изучение таблиц с числами 7, 8 и 9 продолжалось в течение одного месяца. Для оценки эффективности представленного выше способа формирования у младших школьников вычислительных навыков проводилось сравнение с аналогичной работой с числами 4, 5 и 6 без использования приемов работы в сотрудничестве, которая также продолжалась в течение месяца. Для этого в обоих случаях в конце каждой недели указанного периода проводилась проверочная работа, включавшая по 10 случаев изученного табличного умножения и деления. Кроме того, в конце каждого из указанных периодов проводилась итоговая проверочная работа, включавшая по 15 соответствующих случаев.
Следует отметить, что объективно таблицы с числами 7, 8 и 9 являются более трудными для детей по сравнению с таблицами с числами 4, 5 и 6, поэтому период их усвоения младшими школьниками, как правило, более длителен. Несмотря на это усвоение более сложных случаев в сотрудничестве не только отставало, но происходило несколько быстрее, чем более легких. Кроме того, был выявлен более высокий уровень сформированности у школьников вычислительных навыков в сложных случаях табличного умножения и деления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение элементов технологии сотрудничества положительно повлияло на формирование у детей вычислительных навыков табличного умножения и деления. Это позволяет утверждать, что обучение младших школьников в сотрудничестве не только возможно, но и эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»
Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...
«Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества»
Применение элементов технологии сотрудничества положительно повлияет на формирование у детей вычислительных навыков табличного умножения и деления. Это позволяет утверждать, что обучение младших шко...
«Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества»
Применение элементов технологии сотрудничества положительно повлияет на формирование у детей вычислительных навыков табличного умножения и деления. Это позволяет утверждать, что обучение младших шко...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»
АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...
Педагогические условия и методы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения текстов
В научно-художественных, научно-познавательных текстах, в отличие от художественных, иной предмет познания - не образы, а понятия. Соответственно меняется и цель чтения таких произведений.Это усвоение...
Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира".
Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира"....