Использование здоровьесберегающих технологий учителем начальных классов специальной (коррекционной) школы
статья

Донских Светлана Анатольевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий учителем начальных классов специальной (коррекционной) школы

Донских С. А.

учитель начальных классов 1 категории,

                                                                                                ГКОУ «Коррекционная школа №8» г. Арзамаса

        В связи с законом образования ст.41, п.4 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создаёт условия для охраны здоровья обучающихся. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. В учебно-воспитательном процессе особенно актуальны здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии, по мнению Сонькина В.Д.– это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащегося; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. «Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В.Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д. Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует большой двигательной активности, что связано с его возрастными физиологическими потребностями. И это необходимо учитывать в работе с детьми. Очень важно правильно сочетать умственную и физическую нагрузку. Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в коррекционной школе, поскольку направлено не только на сохранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния, развитие и коррекцию высших психических функций. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

        Для организации благоприятного климата на уроках, для более эффективного достижения общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации учитель начальных классов использует на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. В своей деятельности педагог придерживается следующих принципов:

- учёт индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;

- учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);

- соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);

- соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности, физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.);

- введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.

В структуре урока учителем начальной школы применяются следующие элементы здоровьесбережения:
- положительный  эмоциональный настрой на уроке;
- оптимальный темп ведения урока;
- подача   материала  доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена  видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.) ;
- физкультминутки,  динамические паузы;
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игра, игровые моменты;
- пальчиковая гимнастика;

- гимнастика для глаз;
- самомассаж, точечный массаж;

- минутки релаксации;

- воспитательные моменты на уроке (беседы);

- санитарно-гигиенические условия.

        Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок 
только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Он снимает страх, создает ситуацию успеха. Урок можно начать с таких небольших стихотворений:

 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки все для вас!

Пожелаем вам удачи 

За работу, в добрый час!

На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учётом его возрастных особенностей. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает познавательный интерес учащихся.В качестве наглядности также используются компьютерные технологии, которые становятся незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.На своих уроках учитель часто использует различные виды гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика на уроках письма снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Например, упражнения:

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

«Многоножки»

Руки находятся на краю парты. По сигналу учителя «многоножки» начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

Артикулляционная гимнастика на уроке чтения направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.

Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей, способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Например, такое упражнение:

«Завели машину»

Завели машину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Накачали шину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глазных мышц. Гимнастику для глаз можно проводить с детьми, как на слух, так и используя наглядные средства. Такую возможность учителю дает мультимедийная презентация. Для мультимедийной гимнастики для глаз выбирается объект, например, бабочка. Ребенку проще выполнить движения глазами, фокусируя свой взгляд на конкретном объекте и следя за ним. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. На каждом уроке учитель проводит физкультминутки. Обязательным условием является положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, в стихах. Например, так:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счёта поднялись,

Три, четыре руки вниз.
Мы писали, мы считали,

И тогда мы дружно встали, 
Ручками похлопали:

Раз, два, три.
Ножками потопали:

Раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Для того чтобы эти «физминутки» были не только увлекательны, но и информативны, познавательны, в своей работе учитель может использовать различные способы с использованием известных детских стихотворений. Например, такие:

1. Тренажёр с использованием стихотворений С.Я. Маршака «Мяч». На конце указки учителя изображение мяча. Учитель или класс хором читают стихотворение «Мяч» и одновременно глазами «обегают» схемы-траектории или в простенках в хаотическом порядке расположенные карточки со словами из стихотворения.

2. В простенках расположены предметные картинки: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка, собачка. Учитель вместе с детьми повторяют слова из стихотворения и фиксируют взглядом названный предмет и т.д.

Часто на уроках письма и математики учителем организуется групповая работа и работа в парах, что в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения - избежать длительного сидения за партой. Также используются элементы лечебной гимнастики, которая проводится в игровой форме. В процессе этих упражнений дети могут смеяться, гримасничать, свободно выражать свои эмоции; они полностью раскрепощаются и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Например, упражнение «Буратино»: сидя на стуле лепим красивый нос для Буратино (дети поглаживают себя по носу как бы вылепливая его). Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик в воздухе. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Это упражнение даёт терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника. Упражнение «Моем ручки»: сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, фалангами пальцев одной руки трём по ногтям другой. Это упражнение оказывает воздействие на внутренние органы, создаёт ощущение лёгкости и радости внутри организма. Упражнение «Лебединая шея»: поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, вытягиваем шею, похлопывая по подбородку. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя). Также в урок учитель начальных классов включает минутки релаксации, которые применяются для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Для релаксации можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Пример такой релаксации:

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают.

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность. Во внеурочное время педагог проводит с детьми классные часы, например, «Правильное питание – залог здоровья», беседы: «Вредным привычкам скажем: «Нет!», «уроки здоровья», на которых знакомит ребят с основными принципами организации здорового образа жизни (посещение занятий в спортивных секциях, правильное питание, соблюдение режима дня, правила гигиены и т.п.). Также ведётся работа с родителями на формирование у них знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - Гиппократ.

        Таким образом, представленные в публикации здоровьесберегающие технологии укрепляют здоровье детей с интеллектуальными нарушениями, способствуют оптимизации взаимодействия детей на уроке, повышают комфортность и улучшают психологический климат в образовательном процессе.

Используемая литература:

1. Замышляева, Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке. - Начальная школа, 2010. №6.

2. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

3. Мухамедова, Ф. Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения. - Начальная школа, 2006, № 8.

4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

5. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» - М.: Проспект, 2014. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»

«Коррекция  письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»

«Коррекция  письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

•Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида•••••Подготовила учитель начальных классов Куз...

Использование игровых технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ

В данной работе рассказывается о бособенностях применения игр в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ. Показаны основные виды игр....