"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ 8 ВИДА"
статья по теме
В статье рассмотрены различные методы и способы нетрадиционного рисования на уроках ИЗО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ 8 ВИДА»
Выполнила учитель нач. классов
Кузнецова А.В.
Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно это стихия, из которой возникают образы, а образы это фантазия.
Рисовать гелевой ручкой, фломастерами, карандашом, кистью обычное и привычное дело.
Но на занятиях можно предложить детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, пробку, поролон, стекло, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества.
Нетрадиционные способы рисования хорошо усваиваются, и спада активности на занятиях не наблюдается. У детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.
Существуют следующие нетрадиционные способы изображения в рисовании:
1. ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ
Материалы: тонированная или белая бумага, гуашь, кисточки для дорисовки отдельных деталей, салфетки для вытирания рук.
Ладонь разрисуем и прижмём к бумаге получится отпечаток, в котором можно увидеть различные интересные образы.
2. НИТКОГРАФИЯ
Ниткография разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа. Путём ниткографии можно создавать одинарные и двойные изображения.
Техника ниткографии предусматривает и создание изображений одновременно несколькими покрашенными в разный цвет нитками, которые накладываются одна на одну в произвольном порядке. При этом нужно учитывать гармоничное сочетание цветов.
Технику ниткографии можно использовать при изготовлении поздравительных открыток, сюжетных композиций, панно. Ниткография содействует развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.
3. ИГРЫ С КЛЯКСОЙ
Кляксография это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.
Рисунок в этой технике исполняется редкими красками: тушью, чернилами, акварелью, анилиновыми красками, разведёнными гуашью. Изображения можно получить как одноцветные, так и многоцветные.
Для одноцветного изображения краска наносится на поверхность листа с помощью пипетки. При этом пятна-кляксы получаются случайными по форме и размерам. Далее оживление кляксы. Для создания многоцветного изображения работа проводится аналогично, но используется не один, а несколько цветов.
Работа в технике кляксографии может выполняться не только на белой, но и на цветной бумаге, которая имеет плотную, гладкую поверхность тёмных тонов.
4. МОНОТИПИЯ
Особый вид техники печатания, при которой краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла. Потом этот же лист (или кусочек) прикладывается к той поверхности, на которую наносится отпечаток. В зависимости от его размера, от направления смешивания цвета получаются различные изображения, изменяется рисунок.
Вариант: лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист складывается и получается зеркальный отпечаток. Использовать можно как одну краску, так и несколько. С помощью монотипии изображают деревья, цветы, бабочек и др. Когда краска высохнет, можно вырезать полученный рисунок, дополнить коллажем, изготовить рамки. Данная методика применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой.
5. МОКРЫЕ РИСУНКИ
Рисование на мокрой бумаге обладает известными преимуществами: свежестью красочного слоя, хорошей сохранностью, сравнительной простотой исполнения. Перед началом работы с акварелью бумагу равномерно смачивают водой. Когда она впитается и немного просохнет, начинают рисовать. Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения. Если нужно прорисовать детали, необходимо порождать, пока рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
6. РИСОВАНИЕ ЩЁТКАМИ, НАБРЫЗГОМ
Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. Непростая техника. Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё
7. РИСОВАНИЕ ШТРИХОМ
Штрих это линия, которая по своему виду может быть самой разной: короткой и длинной; наклонённой, дугообразной, зигзагообразной и волнообразной; чуть заметной и яркой.
Штрихи могут двигаться по кругу, пересекаться, наплывать один на одного. Проводят их карандашом, шариковой ручкой, фломастером, пером и т.д. с помощью штриха создаются образы, передаётся характер, настроение героя, его отношение к окружающему миру.
8. ТАМПОНИРОВАНИЕ
Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой Трафарет
9. ТРАФАРЕТ
Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм.
Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! А вот задание чуть посложнее! Вырежем в центре листа силуэт, приложив к другому листу бумаги и с помощью тампона закрасим силуэт. Интересно! Многие художники работают в этой технике.
10. ГРАТТАЖ
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Итак, за дело.
Нанесём цветной вон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов.
А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Надо иметь в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка развиты достаточно хорошо глазомер и координации движений.
В рождественскую ночь. Чуть поцарапали - и на небе зажглись яркие звёзды, тонкий месяц выглянул из-за туч
Вечерний город Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.
11. РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ
Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной - это называют эффектом мозаики.
Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить холст, аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело!\
12. РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
Суть его в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской - на цветном фоне появляется рисунок.
13. ТЕХНИКА РАЗДУВАНИЯ
На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно нарисовать деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.
14. СУХАЯ КИСТЬ
Особенность выполнения этой техники состоит в том, что краска подготавливается - разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Толстой, жёсткой клеевой кистью нужно набрать краску на кончик кисти, поставить её вертикально и лёгкими тычками заполнить некий силуэт. Воду в отдельной баночке ставить не требуется, т.к. кисть от краски не промывается.
15. КОЛЛАЖ
Это техника сочетание аппликации и рисования, причём аппликация может быть самая различная из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала. Можно использовать вырезки из журналов, бусинки, ракушки, пуговицы, макаронные изделия, пластилин. В работы можно включить различные дополнительные детали для усиления выразительности композиций.-
Чтобы успешно развивать творческие способности детей, умения самовыражаться, фантазировать, мною применяются различные нетрадиционные способы изображения в рисовании, описанные выше. Их использование способствует развитию моторики рук, изобразительных навыков и творческих способностей у детей. При развитии творческих способностей важно комплексное и системное использование методов и приёмов.
Например, монотипия, ниткография, кляксография требуют от детей определённого уровня творческого воображения, чтобы угадать, найти, распознать образы в полученных кляксах, пятнах, оттисках. Детей интересует: что же произойдёт, во что превратится яркое пятно краски, если сложить бумагу пополам? Здесь дети всегда сталкиваются с самыми неожиданными результатами, что вызывает интерес и радость от такой деятельности. Это и удивляет, и вызывает множество вопросов. В дальнейшем ребят от такого рисования бывает трудно отвлечь: можно комбинировать, придумывать, экспериментировать, пытаясь найти ответ на возникающие вопросы. Они играют рисуя и рисуют играя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах».
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:- Обучение навыкам и умениям общаться с различными художественными материалами, как сре...
Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.
Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе. "Истоки способностей и дарования детей ...
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...
Использование нетрадиционных техник рисования в целях реализации АООП на уроках изобразительного искусства и ремесла с обучающейся индивидуального обучения.
Работа будет полезной для учителя-дефектолога....
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"...
Использование нетрадиционных техник рисования в школе
Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в школе...