Использование нетрадиционных техник рисования в целях реализации АООП на уроках изобразительного искусства и ремесла с обучающейся индивидуального обучения.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Алексеева Любовь Адольфовна

Работа будет полезной  для учителя-дефектолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    слайд 1   Использование нетрадиционных техник рисования в целях реализации АООП на уроках изобразительного искусства и ремесла.     

  слайд 2      Света  обучается в данном учреждении с 1 сентября 2013 года. Поступила в 1 класс в 8 лет. Девочка  обучается по АООП для детей с  интеллектуальными нарушениями   2 вариант с учетом особенностей ребенка с РАС.

Из-за неконтролируемых вспышек агрессии   по отношению к другим детям  была  переведена на индивидуальное обучение. У Светы  выраженное нарушение познавательной деятельности. Тотальное недоразвитие ВПФ средней степени с нарушением поведения. Отсутствие  речи, как средства  общения.  

слайд 3      Нарушено оптическое восприятие и пространственная ориентировка,  затруднен процесс начертания букв, цифр. Не понимает откуда надо начинать писать букву, цифру или их элемент, в каком направлении  вести и до какого предела,  не дописывает отдельные элементы или приписывает лишние. 

Основные задачи обучения и воспитания ребенка с нарушением интеллекта  это развитие   познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

слайд 4      Изобразительное искусство и ремесло -  предметы программы обучения  детей с нарушением интеллекта, имеющие важное значение в плане развития и воспитания обучающихся, коррекции их познавательной деятельности и являются одной из форм усвоения ребенком социального опыта.

Свету  можно ненадолго заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При попытке привлечь внимание  на конкретной деятельности, девочка сразу   сопротивляется. Но как только принуждение прекращается, Света успокаивается. 

Исходя из индивидуальных психофизических особенностей ребенка с РАС выбор занятий, которые начинает посещать ребенок, лучше  начинать с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным.

Для преодоления трудностей в освоении АООП мне было  необходимо дать Свете  средства той деятельности, которой она сможет заниматься.   Таким средством  стало применение нетрадиционных  техник рисования на уроках изобразительного искусства и ремесла.

 Термин «нетрадиционный» подразумевает под собой использование новых инструментов, способов рисования.

  В отличие от традиционного рисования здесь гораздо больше возможностей проявить и развить творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок  учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает тактильное восприятие. В процессе работы Света знакомится с формой,  цветом и пространственным положением предметов и их частей. Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.

Так как   Света  не умела подбирать цвета,  для того, чтобы правильно изобразить тот или иной рисунок, мы начали работу  с формирования восприятия цвета.

слайд  5 На начальном этапе работы я давала задания, основанные на зрительном сближении, т. е. соотнесения  предметов по цвету. Затем предлагала соотнести  контурное изображение предмета с цветом картона. Далее выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.

Как видите на слайде я использовала различные приемы работы для развития цветового восприятия. Постепенно девочка запомнила названия основных цветов.

На уроках изобразительного искусства и ремесла я использую следующие нетрадиционные техники рисования.

слайд 6    Рисование ладошкой.

слайд 7  Пластилиновая живопись   – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей.

 Использовала различные приемы:

 - рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

● рисование мазками;

● обведение контура  картинки пластилиновыми шариками.

 слайд 8    Нитяная графика

Работы   выполнены несколькими способами:

-  путем  нарезывания нити и заполнения  рисунка:

- путем скручивания нити и обведение контура рисунка:

- с использованием распущенных ниток из вязаного изделия.

слайд 9  разные виды аппликаций 

с использованием крупы, ватных дисков, газеты, методом обрывания бумаги

слайд 10 Точечное рисование -рисование с помощью ватных палочек

слайд 11 Рисование красками по воску

 Технология рисования проста: взрослый  рисует восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Ребенок раскрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.  Краска скатывается с поверхности и  на цветном фоне появляется рисунок.  Можно использовать как ситуацию успеха.

Слайд 12 Отпечатки "Листьями"  Рисование  "набрызг".        

Слайд 13  Техника Фронтаж или рисование через оттиск.

Чтобы получить рисунок, под чистый лист кладется фактурный объект, а затем лучше мелком совершаются натирающие движения. В результате получается рисунок-отпечаток.

 
Вывод: К достоинствам перечисленных нетрадиционных техник могу отнести простоту исполнения, яркость, фактурность материалов,  использование доступных для понимания и выполнения ребенком изобразительных средств.

       Таким образом, сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения детей с ОВЗ позволяет сделать процесс обучения коррекционно-развивающим, увлекательным, повышает познавательный интерес эффективность учебного процесса, помогает достигнуть лучшего результата в  реализации АООП  не только по  изобразительному  искусству и ремеслу, но и по всем предметам. слайд  14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»...

«Использование ЭОР на уроках изобразительного искусства. Рисование березки в технике суми-э»

Цели урока: 1.Образовательная – познакомить учащихся с нетрадиционным техникой изобразительного искусства – суми-э, а также приемами работы в данной технике. Формировать у учащихся навыки работы в тех...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства

Презентация по теме: " Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства"...

Статья "Использование нетрадиционных художественных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе"

Художественное воспитание детей в совресменной школе не может быть второстепенным. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает простран...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности

Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...

Реализации проектного метода обучения на уроках изобразительного искусства обучающихся с ОВЗ

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся с ОВЗ приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов....